08.11.2010

«Кассиопея» в «Бродячей собаке», 7 ноября 2010 г.

Есть такой стереотип, что все белорусские артисты – балагуры да паяцы. Тут что рэпер Серёга, что Сергей Михалок со своим ансамблем. Минский коллектив «Кассиопея» того же порядка, но в плане творчества бесспорно явление уникальное. Его сравнивают с питерским НОМ’ом, обзывают психодел-попом, уморительным синти-попом и электро-клэшем, КСП с электроникой, да чем угодно, но все эти термины малополезны, пока вы не слышали и не видели Илью Черепко-Самохвалова, Александра Либерзона и Сергея Соловьёва с их мракобесием в деле. Совсем недавно у группы вышел второй официальный в девятилетней биографии альбом «Стивен Кинг и мы», презентацию которого музыканты сопроводили гастрольным туром. К великой психоделической и шизофренической радости новосибирских меломанов, не обошли вниманием они и наш большой провинциальный город.

«Кассиопея» в «Бродячей собаке», 7 ноября 2010 г.

Для меня история с этим концертом началась за несколько дней до непосредственно самого действа, когда я позвонил в «Собаку» заказать билет. Девушка, взявшая трубку, сначала не поняла о какой «Кассиопее» ведётся речь, и информацией о вакантных местах не обладала. В трубке было слышно, что она пошла уточнять и вместо неё уже ответила другая: «Девушка, перезвоните через 5 минут!». Повторный звонок я сделал часа через два – и в этот раз на проводе уже был парень. Поинтересовался у него прояснилась ли ситуация с билетами - отчего молодой человек несколько смутился, уточнил, когда это произошло, а потом обратился к первой девушке с вопросом звонили ли ей по поводу «Кассиопеи» и что она на это ответила. Послышался женский голос: «Да, звонили. Ничего не ответила». Парень вернулся к трубке и сообщил, что искомые карточки имеются.

7 ноября, то бишь в день памяти празднования Великой Октябрьской Революции госслужащие и сотрудники офисов догуливали четырёхдневные выходные, уплетая пироги, смотря концерт Стаса Михайлова по телевизору, закупаясь продуктами на предстоящую «тяжёлую» (у некоторых, у того же меня, таковой, наоборот, была нынешняя) трудовую неделю и снаряжая детишек перед началом новой учебной четверти. В то время часть нашего общества направилась на концерт неординарного явления из Беларуси под названием «Кассиопея». На улице стояла не особо характерная для сибирского ноября, но гадкая в сравнении с предыдущими днями и осенью в целом дождливая погодка с промозглым ветром. Водители не отказывали себе в удовольствии, как следует промчаться по всем попавшимся лужам, дабы окатить натянувших капюшоны на головы пешеходов. Особенно проезжая по Каменской. Но в «Бродячей собаке» было тепло, накурено и царила дружелюбная обстановка.

Когда я попал вовнутрь, на часах уже было без двадцати восемь, но музыканты ещё отстраивали звук. Если кто-то это делает под «Smoke on the water», то кассиопеевцы наигрывали «Under pressure» Дэвида Боуи и группы «Queen». Женщина за соседним столиком в очках и с сигаретой, напомнившая мне преподавательницу по Истории Средних Веков, втягивая очередную порцию никотина, деловито поинтересовалась у официанта, что за группа. Тот ответил ей: «Кассиопея», - и уточнил, что это музыканты из Минска. Женщина сказала, что название ей неизвестно, но зато она знает все новосибирские. Гитарист Сергей Соколов вместе с инструментом спустился со сцены - из-за чего стало «фонить» и Илья Черепко-Самохвалов обратился к нему с недвусмысленной фразой «Серёга, уйди оттуда!». Потом, издавая старческие кряхтения «О-о-о!» и «А-а-а», артисты удалились.

Заиграл космический эмбиэнт, идеально подходящий для экспозиции планетария. Народ начал заполнять зал, хотя в итоге он так и остался не густозаселённым. За мой столик подсели две девушки, заказавшие зелёный чай в чайнике, который они описали эпитетом «как в психушке», и, убивая время ожидания, разглядывавшие художественные снимки на фотоаппарате. Одна из девушек предложила мне шоколадку (возвращаемся к разговору о дружественной обстановке), а вот официант со спрайтом, судя по всему, заблудился. Я же обзавёлся дисками группы и в данном порыве оказался единственным желающим.

В половине девятого минская троица появилась в своих легендарных комбинезонах с щупальцами. В них они похожи на трёх уцелевших, однако исхудавших телепузика и одновременно на зайчиков с новогодней ёлки 73-го, либо на доведённых до разной степени отварки осьминогов. Но представились музыканты новосибирской публике как ансамбль «Глисты-непоседы», развивая данную тему на протяжении всего представления. Клавишник Александр Либерзон, производящий впечатление накидавшегося академика, окрестив себя «глистом-дегустатором», постоянно потягивал из горла двухлитрового пакета сок «Любимый», изредка угощал им коллег по группе. Основная масса острот, местами пошлостей, в паузах между номерами исходила от него.

Лихо начав с по-шекспировски трагичного, но бодрого «Кинжала», кассиопеевцы затянули потрясающего «Чингачгука любви», на котором несколько девушек бросились в пляс. Их движения напоминали пролетарский танец «я кручу фонарики». Далее звучал вальс «Письмо другу», адресованное всё тем же Либерзоном своим потерянным (из-за пагубной привычки «подкатывать яйца») женатым друзьям. Александр не постеснялся послать их на три волшебные буквы, порадовав ценителей русского слова за парочкой столиков. Предложенная «Чёрная рука» была заменена на «Горилл», песню, посвящённую давно забытой родине. Артисты озвучили также чаянья гопников «Гадкие утята» и призыв не терять бодрость духа «Микки Маус, держись!». Определившись с тем, кто из них глист левый, кто глист правый, а кто глист-пацифист, Александр, Илья и Сергей перешли к исполнению «Ангела слева, ангела справа».

Перед «Воробушками», достойными продолжателями «Чёрного ворона», Илья Черепко-Самохвалов рассказал, что они «чуть не бабахнулись в Красноярске», пояснив: «Чё? Чё? Лётчик пьяный!». Потом была песня про более чем уместное для «Кассиопеи» «Щупальце с планеты Икс», исполнение которого сопровождалось расстегиванием своего комбинезона Либерзоном, в таком вот оголённом виде проведшим остаток концерта. Следующими стали практически маркшейдеркунстовская или двухсамолётовская «Sombrero», восхитительная «Моя любовь» и история о женщине-телеоператоре «Алеся-телеглаз».

Выкрики «Надо подумать!» были «обезоружены» шуточкой от Либерзона «Не сочинили эту песню, извините!». Дяденьки предпочли сыграть «Если», «Неинтересную женщину Смерть», скрытый трек со свежего альбома «Стивен Кинг и мы» «Змеелов», «Чёрную руку», «Болен поэзией», «Русалку», предваренную байкой о том, что есть такая «со свинцовыми цицками», ходящая по болоту и убивающая ими мужчин, и «Креозот». Гастролёры попрощались с публикой, Илья на мгновение замер в экстравагантно-сумазбродной позе с гитарой и испарился вслед за остальными.

Обитатели «Бродячей собаки» словно болельщики на стадионе скандировали «Бе-ла-русь! Бе-ла-русь!» - и троица вернулась, выполнив заявку повторить «Кинжал». На «Осень золотую» музыканты никак не соглашались и закончили выступление «страшной» интерпретацией знаменитой песни группы «Браво» «Ветер знает», которую посвятили умершему автору стихов Василию Шугалею. Солист «Кассиопеи» Илья Черепко-Самохвалов пообещал «Мы вернёмся» - и ровно в 22:00 сцена опустела. А прекрасное настроение, внушаемое на протяжении полутора часов этими диковатыми мужчинами в идиотских маскарадных костюмах и с пакетом сока, осталось. Хотелось бы, чтоб надолго – всё-таки не часто выходишь на связь с неопознанными!

nsk0