03.04.2008

Крадущийся барабанщик, затаившийся лютнист

«Insula Magiсa»

Сразу предупреждаю: непредвзятого и глубокомысленно-критического репортажа c концерта новосибирского ансамбля средневековой музыки «Insula Magiсa» у меня не получится. Потому что я очень давно мечтала попасть хоть на какой-нибудь их концерт, но все как-то не удавалось: то одно мешало, то другое. И каждый раз, глядя на афишу новосибирской филармонии, с которой мне средневеково улыбались люди в костюмах от кутюр 16 века, я думала, что настанет тот день, когда я все это увижу живьем. И этот день настал.

В холле первого этажа филармонии в этот вечер можно было увидеть прогуливающихся по-европейски средневековых горожан. Ко многим из них хотелось подойти и внимательно рассмотреть, как сшиты их костюмы, чтобы заказать что-нибудь подобное современным портным, но было страшновато: вдруг эти люди ответят что-нибудь на каком-нибудь подзабытом наречии, а я языка не знаю – стыдно будет.

Зато ощущение от филармонического зала было самое что ни на есть реальное: небольшое пространство сцены, вокруг него в несколько рядов стулья. Все чинно расселись, и тут в зал пришла музыка, в прямом смысле: вошли музыканты «Инсулы», неся нечто, напоминающее хоругвь с названием группы, и инструментами, а с ними – восемь танцоров из ансамбля средневекового танца «Medieval». Небольшое вступление и – павана. Причем танцоры исполняли ее и последовавший за ней танец столь старательно, что от их одновременных шагов и киков хоругвь, аккуратно прислоненная музыкантами к стене, упала, и пришлось ее поднять и установить заново (сразу представились возможные последствия средневековых танцев с большим количеством участников).

Инструменты звучали непривычно и загадочно, как и полагается звучать средневековым инструментам, которые были вынуждены замолчать на несколько веков (ведь звуковая часть средневековой музыки стала доступна для изучения только в середине 20 века, с появлением достаточно профессиональных средств звукозаписи). Когда все присутствующие в достаточной степени прониклись духом Средневековья, руководитель «Insula Magiсa» Аркадий Бурханов рассказал, что танцевальная музыка для средневековых музыкантов была далеко не пределом возможностей: «Ренессанс – это необычная эпоха, мы прониклись ее духом, побывав в замке Эльсинор, где бальная зала располагалась непосредственно над подземельем, где жили солдаты, содержались узники, совершались казни. Средневековая музыка не так проста, как мы хотим ее представить. Можно сказать, танцевальная музыка – это наиболее поверхностное из музыки Ренессанса, отличающейся полифоничностью и строгостью стиля». И, в доказательство этого, музыканты запели а-капелла «Господи, помилуй», что напомнило подобные же вещи «Estampie».

Дальше разговор пошел об одном из символов Ренессанса – лютне. Инструмент с «космическими» пропорциями, с грифом, изогнутым под прямым углом, стал вторым главным «героем» серенады «Лейтесь, хрустальные слезы». А первым героем, разумеется, стал Виталий Полонский, пробирающим неизвестно до чего сочным низким голосом Ника Кейва пропевший то, что в переводе (согласно комментариям руководителя ансамбля) означало примерно следующее: «я жертвую эти слезы от своего незапятнанного сердца, которые должны растопить лед сердца моей возлюбленной». Уверена, растопили бы…

«Insula Magiсa»Во всех последующих номерах концертной программы перед слушателями представали различные инструменты, из которых мне больше всего запомнились виола да гамба (видели бы вы, как на ней надо играть) и колесная лира. Последняя была представлена как новый инструмент ансамбля, и, едва взглянув на нее, все собравшиеся поняли, как много потеряли, ни разу не живя в средние века: инструмент, внешне напоминающий гибрид лиры и шарманки, издавал совершенно неописуемые звуки.

А потом случилось удивительное: музыканты вдруг взяли и ушли. И вскоре недоумевающих зрителей заставили подпрыгнуть на стульях удары в большой гулкий барабан, а потом с другого конца зала раздались звуки духовых инструментов. Как стало ясно чуть позже, таким образом, сыграв пьесу «Баталия», музыканты «Insula Magiсa» решили познакомить нас с любимым стилем исполнения средневековых музыкантов: оказывается, в отсутствие каких-либо намеков на стереосистемы они добивались пространственного звучания, прячась в самых неподходящих уголках бального зала. Ну ладно, подумала я, барабан в углу не утаишь. А вот лютнист или флейтист мог «зазвучать» совершенно неожиданно, удивив этим гостей…

На этом, однако, сюрпризы не закончились: музыканты снова заиграли танцевальную музыку, и всех желающих пригласили разучить один из игровых бранлей - конский бранль. Почувствовать себя средневековыми танцорами оказалось довольно просто: если вам не лень, можете даже сами его разучить, скачав, например, Horses Branle здесь: http://ieee.uwaterloo.ca/praetzel/mp3-cd/index.html#Heading1; а сейчас будет этакий дилетантский интернет-мастер-класс по хореографии.

Этот бранль танцуется примерно так. Пары встают в круг или в линию, кавалер и дама стоят лицом друг к другу и соприкасаются ладонями поднятых на уровне плеч и разведенными в стороны рук. Потом и кавалер, и дама, не разнимая рук, делают два приставных шага влево (каждый в свое лево), два таких же шага вправо, и эта нехитрая последовательность шагов повторяется четыре раза, то есть до припева. Потом на первых тактах припева кавалер дважды «роет» ногой землю, подражая лошади, делает один приставной шаг вправо, поворачивается через левое плечо, проходя перед лицом партнерши, останавливается слева от партнерши (другими словами, кавалеры в процессе поворота смещаются по внутреннему кругу на одно место влево). Затем его партнерша делает то же самое, также смещаясь на одно место влево по внешнему кругу, и все повторяется с самого начала, пока музыканты не устанут играть или пока танцоры не устанут танцевать.

В нашем случае, музыканты просто перестали играть и снова ушли – на этот раз, насовсем, и без всяких предварительный прощаний. Вот бы и мне так заканчивать материалы, подумала я, и тоже вышла из зала.

 

Любава Новикова