22.11.2009

Новосибирский джазовый фестиваль "Jazz in Jeans". Начало традиции.

К хорошему привыкаешь быстро и, того и гляди, джазовые фестивали войдут в привычку новосибирских меломанов. Летом прошлого года в нашем городе прошел фестиваль «Сибирские джазовые игрища», в этом году филармония провела не столь масштабный, но не менее представительный и звездный «Jazz in Jeans». Что характерно, они хотят повторить фестиваль через год: в это же время и в том же формате. Если им это удастся, то мы обречены: ежегодный джазовый фестиваль - это не тот наркотик, с которого можно легко соскочить человеку, влюбленному в музыку.

 
 
 
Надо отдать должное организаторам, программу фестиваля они выстроили просто великолепно. Три дня по три отделения и ни один день не похож на другой: потрясающая разноплановость выступающих в один день исполнителей и полное отсутствие каких либо провисаний и слабых мест. Оставалось только поражаться тому, насколько разнообразен может быть джаз. Что интересно, выступавшие на одной сцене с зарубежными звездами новосибирские музыканты отнюдь не потерялись на их фоне. Как не крути Новосибирск действительно один из важнейших джазовых центров страны, - об этом говорит и уровень нашей музыкальной школы, и стабильный интерес к джазу среди слушателей.

Единственное, с чем были проблемы у организаторов - это звук. Дворец культуры «Строитель» действительно обладает вполне приличной акустикой зала, но вот аппаратная часть подвела. Начать с того, что звук для каждого сета окончательно отстраивался уже во время выступления музыкантов, буквально на ходу. К чести звукооператоров, можно сказать, что делалось это довольно быстро. Но было и две более серьезные накладки: во время выступления гитариста-виртуоза Энвера Измайлова не удалось подключить его звукообработки, а последняя треть выступления «N.Y. International band» прошла под шрапнельный треск замыкающих где-то проводов. И в том и в другом случае музыканты с честью справились с ситуацией. Энвер, в частности, отыграл свою программу на чистом звуке так, что вопрос, зачем ему вообще нужны какие-то примочки, возник, я думаю, у многих.

Первый день фестиваля поделили между собой Квинтет Андрея Лобанова при участии Лутца Хефнера, Энвер Измайлов и Биг-Бэнд Владимира Толкачева, аккомпанирующий великолепной Николь Генри. Именно она и стала главным событием этого вечера. Стремительно восходящая молодая звезда американского джаза, чьи альбомы занимали первый строчки «Billboard», очаровательная чернокожая вокалистка, обладающая великолепным ярким голосом и обаянием королевы бала. Она моментально создала у всех присутствующих ощущение праздника, ирреальности происходящего. Как будто мы попали внутрь какого-то фильма то ли о шпионах, то ли о гангстерах, где в роскошных интерьерах пафосных казино звучит джаз и кипят шекспировские страсти.

Второй день начался с захлестывающего своей энергетикой выступления «Сибирского Диксиленда» с Роем Янгом на вокале. Бэнд и вокалист идеально подошли друг другу. Вообще, единственное, чем отличаются выступления зарубежных гостей от выступлений новосибирцев - это шоу. Наши его почему-то упорно не хотят делать, предпочитая просто выйти на сцену и сыграть, не совершая лишних телодвижений. Исключением является как раз «Сибирский Диксиленд», и без харизматика Янга они очень неплохо смотрятся на сцене, а вместе с ним они являют собой просто нечто потрясающее. Зал был доведен до визга и неистовства (насколько это возможно для филармонической публики), а под конец на сцене появились несколько девушек, спевших вместе с Роем «Hit the road, Jack».

Квартет Игоря Дмитриева и Наталья Соболева дали нам возможность перевести дух, и просто насладиться музыкой. Прекрасным голосом Натальи в первую очередь. Но после этого затишья вновь грянула буря. На сей раз ее эпицентром стали Билл Эванс и Трио Алекса Нахимовски. Это был уже фьюжн: интерпретации джазовых стандартов, баллады, фанковые боевики. Кроме того, их барабанщик, как оказалось, обладает неплохими вокальными данными, он от души «дал Коллинза», вызвав шквал аплодисментов. Если говорить об игре Билла, а он считается выдающимся саксофонистом, то выглядело это так, будто его мысли сами моментально воплощаются в звуки, минуя губы, руки и саксофон. Изящество мелодических фраз и техническая изощренность выделяли его даже на фоне других участников фестиваля. Хоровое пение и овации как закономерный финал выступления.

И снова фьюжн – «N.Y. International band» открыли третий, заключительный день фестиваля. Лидер группы Тони Симорози чередовал игру на бас-гитаре и электрическом контрабасе. На последнем он играл, в том числе, и смычком. Группа прорвалась сквозь технические неполадки, с безупречной точностью отыграв свою программу, где сложные, отточенные партитуры чередовались со шквальными импровизациями.

Вслед за тем на сцене появились братья Джесси Джонс (саксофон) и Мелтон Мустафа (труба) в сопровождении трио Серебренникова. Основную часть шоу делал Джесси, старший из братьев. Нам снова показали, что такое настоящее джазовое шоу: скэт, скэт через саксофон, реп, пение, танцы, общение с публикой, дуэли на инструментах, а уморительные сценки, которые разыгрывали братья, не нуждались в переводе. По достигнутому эмоциональному накалу, на этом фестивале их выступление можно сравнить только с выступлением Роя Янга.

Третьим сетом третьего дня был заявлен джем-сейшн участников в клубе «Изюм». Начался он с опозданием, т.к. в это время все еще шло выступление в «Строителе», и началось оно с «Сибирского Диксиленда». Коллектив вышел на сцену не весь сразу, музыканты появлялись по одному, и последним вышел как раз подоспевший из «Строителя» Владимир Кирпичев. К ним присоединился Боб Магнусон из «N.Y. International band». Собственно, они и сменили «Диксиленд» на сцене клуба. К выступлению группы Тони Симорози присоединялись все новые музыканты, и в конце концов, все происходящее превратилось в тот самый безумный джем, которого все так ждали. Перед нам стоял самый настоящий «all-star-band»: Билл Эванс, Владимир Тимофеев, Джесси Джонс, Мелтон Мустафа Джонс, Алекс Нахимовский, Джош Дион, Сергей Рушковский и Асхат Сайфуллин.

После послужившего своеобразным «чил-аутом» выступления Энвера Измайлова на сцене появился, не раз упомянутый в этой статье, Рой Янг, и поставил жирную точку в фестивале. Пожалуй, даже целое многоточие. To be continued, isn't it?

 

Фотографии: Сергей Яскевич, Владимир Демидов