21.04.2009

Выживет ли С.Ш.А. ?

Андрей Бессонов

«Здравствуйте, мы хиппи!», - этой фразой открылся для опоздавшей меня фестиваль «Сибирский Шестиструнный Андеграунд», и она же довольно точно определила настроение, царящее все три дня в Академгородке. Конечно, не Вудсток при участии Дженис Джоплин и Джими Хендрикса, но, по новосибирским меркам, грандиознейшая тусовка.

Александр «Каин» ТимошинНекоммерческий фестиваль «С.Ш.А.» возник в 2001 году, и продолжает собирать огромное количество участников и зрителей. В этот раз, кроме музыкантов из Томска, Барнаула, Заринска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и других городов, организаторы привлекли к участию художников, которые превратили клуб в галерею. Зал был, видимо, украшен парочкой обкуренных хиппи – особенно приглянулся дивный корабль с матросами нетрадиционной ориентации. Рекламные баннеры тоже имелись: мужчина, изображенный на растяжке, силуэтом нехорошо напоминал великого БГ. Надеюсь, это воздействие выпитой медовухи, а не агрессивная реклама. А то становится боязно. На полу художественно раскидали лоскуты, и собравшаяся публика с удовольствием располагалась на них.

Первый день оказался самым любопытным и богатым на харизматичных участников. Рыжеволосая барышня из Питера Леона неоправданно много материлась со сцены (возможно, во всем опять виновата медовуха), звук был ужасен, но удалось расслышать, а позже и прочитать, неплохие тексты. По поводу звука: внизу он был вполне приличным, но если вам "повезло" слушать участников на втором этаже, то часть выступлений осталась непонятой. Понравилось оригинальное исполнение Андрея Михеева (Арамис), которого почему-то не пропустили на прошлом фестивале. Алина Морковина порадовала песней «Дура»: образ аспирантки филфака передан довольно близко к некоторым оригиналам. Александр «Каин» Тимошин впечатлил необычной игрой на гитаре: он левша, но, играя на гитаре, не меняет расположение струн. Участник фестиваля и коллега по цеху Евгений Ларин отметил стихи Ивана Полторацкого, но разобрать что-либо в его читке не удалось, так как звук лучше не стал, а Иван, видимо, очень нервничал и читал плохо.

Алина МорковинаИдти на «С.Ш.А.» стоило хотя бы ради выступления Глеба Успенского, известного также как Голя Монголин. Несомненно, без сравнения с Петром Мамоновым тут не обойтись – манера исполнения схожа. Жесткий гитарный саунд, ритмика текстов – этому сплаву автор дает название «жестокая лирика». Послушать Глеба Успенского можно здесь: http://realmusic.ru/zhestoko Сравнивать его уровень с другими участниками этого дня воздержусь, так как не с кем.

На второй день все было в духе обычной «сборной солянки» из групп, хотя отдельные моменты порадовали. Например, братья Ворожейкины с песней «Жизнь офисного планктона» (сокращенно «ЖОП»). До выступления «Женщины с Бородой», участвовавшей в качестве гостя фестиваля, к сожалению, остаться не получилось, но уверена, что Варя пела замечательно.

С закрытия фестиваля: удивила группа «ROGI» из Екатеринбурга. Не меня, но некоторых знакомых, досидевших до конца. После прослушивания стало понятно, почему: это нечто на стыке русского рока и пост-хардкора с незначительными вкраплениями этнических мотивов никак не вписывалось в формат фестиваля. Они были бы уместнее на очередном «Зверском аппетите».

Голя МонголинИ тут имеет смысл поднять вопрос о соответствии концепции фестиваля и его воплощения. Когда-то «С.Ш.А.» проходил в легендарном клубе «Пятерка» и прекрасно вписывался там - более андеграундного места в Академгородке было не найти. Сегодня, как отмечают участники прошлых лет, место не подходит духу фестиваля, хотя клуб и вмещает гораздо больше людей. Организаторы признают, что со временем пришлось отойти от изначальной идеи, то есть шестиструнного формата, акустического звучания и от самого понятия «андеграунд».

«С каждым годом инструментальные составы становятся разнообразнее: на «С.Ш.А.-2009» состоялись полноценные выступления в электричестве. Отказ от понятия «андеграунд» произошёл ещё в 2008 году, по единогласному решению организаторов фестиваля «С.Ш.А.-2008». Но, поскольку в кругах людей, переживающих за судьбу фестиваля, по этому поводу гуляют споры, и звучит критика в адрес организации, мы решили придумать новый проект, который будет иметь другое название. Его концепция, отталкиваясь от идеологии фестиваля «С.Ш.А.» будет развита в ту сторону, которая нам кажется более перспективной и интересной», - рассказывает один из организаторов фестиваля Блэк.

Следующий «Сибирский Шестиструнный Андеграунд» может и не состояться. Если не найдутся люди, неравнодушные и способные заняться его организацией.

P.S. Если вы по каким-то причинам не сходили на фестиваль, есть возможность услышать кое-что оттуда на отчетном концерте «Стая собак», который состоится 30 мая в клубе «Бродячая Собака».

Сибирский шестиструнный андеграунд - 2009

Лилия ИЛЬИНА