13.11.2008

«Ят-ха» - шаманы в элетричестве

Страшных, сложносочинённых терминов для обозначения стилей и жанров придумано великое множество. Большинству людей они ни о чём не говорят, только вызывают недоумение. Приходится объяснять на пальцах, приводить общедоступные примеры, что-то выстукивать, напевать, рисовать на бумаге диаграммы развития композиции и совершать ещё множество странных па в вечном танце об архитектуре. Но есть случаи, когда вполне реально переломать свои музыковедческие ноги и так ничего и не добиться. Я не собираюсь издеваться над собой – здоровье дороже – так что, получайте: этно-психоделика на основе тувинского фолка плюс пост-панк плюс хард-рок равно «Ят-ха»!

«Ят-ха» - шаманы в элетричестве

Термин «world music» расплывчат и не конкретен, этот штамп лепится на совершенно разные коллективы по поводу и без. По этой причине он легко вводит в заблуждение неискушенного слушателя. Те, кто настраивал себя перед концертом на медитацию под экзотические звуки в духе нью-эйджевых релаксационных записей, были удивлены и озадачены. К тому же концертный звук группы и аранжировки песен сильно отличались от студийных записей. Жёсткая ритм-секция вводящая в состояние моторного транса, резкий гитарный звук, скользящие флажолеты игила и низкий рокот, в котором не сразу узнаешь человеческий голос. Филармонически настроенная публика сперва впала в ступор, а спустя некоторое время начала неуверенно пританцовывать, но на большее так и не решилась. Здесь очень кстати пришлись бы пирсингованные молодые люди, не склонные к спокойному восприятию музыки, тем более, что многие песни для слэма подходили прекрасно. Но, увы, отчего-то обозначенная категория граждан концертом «Ят-ха» не заинтересовалась. А зря – им бы понравилось.

 

Впрочем, публика вела себя вполне адекватно: паузы между песнями, как и положено, были заполнены свистом, криками и аплодисментами, люди смеялись шуткам Кувезина, что-то шутили в ответ и увлечённо подпевали припев в песне «Kozhamyk» (произносится, вроде бы, «козамык»). На пятиструнном безладовом басу в группе рубился простой чернокожий лондонец Теодоре с прославленной древнеримской фамилией Сципио. На сцене он появился с пивной кружкой, улыбаясь и пританцовывая. «Наш Барак Обама» - представил его Альберт, и посвятил одну из песен избранию чёрного президента. Шуток на эту тему вообще было много.

 

Надо сказать что «Ят-ха» исполняют не только интерпретации традиционных песен и вещи собственного сочинения, но и каверверсии на современную музыкальную классику. Их последний на данный момент альбом «ReCovers» полностью из них состоит. И если «In-A-Gadda-Da-Vida» в живом исполнении звучала ближе к оригиналу, то «Exodus» Боба Марли прозвучал ещё более потрясающе странно. Мне, в свою очередь, странно, что они не играют битловскую «Tomorrow Never Knows» - в их исполнении она прозвучала бы весьма органично.

 

Примерно в середине программы музыканты сделали паузу, и пошли попить пива. Все, кроме Шолбана Монгуш, самого молодого участника группы. «Дедовщина» - пошутил кто-то из стоящих рядом со мной. Шолбан играл на игиле – тувинской виолончели. Этот грубый на вид инструмент, увенчанный резной конской головой, издавал под его пальцами гипнотические звуки, извивающиеся струями традиционных наигрышей, имитировал лошадиное ржание и безудержную скачку, давая всем прочувствовать на сколько близки фольклор и психоделика.

 

Выступления групп мирового уровня в Новосибирске проходят всё чаще, но есть одно «но»: почти все они играют ретро-хард-рок, и пик их популярности давно миновал. Посему приезд отечественного актуального коллектива, обременённого культовым статусом в направлении «world music» и контрактом с BMG, на этом фоне становится явлением из ряда вон выходящим. Я очень жалею, что ни разу до этого не был на их выступлениях – концертные бутлеги звучат просто феерически - и белой завистью завидую абаканцам – на концерте в их городе 8 ноября к нынешнему составу присоединилась Сайлык Оммун, выступавшая с «Ят-ха» ранее. Но и то, чему я стал свидетелем в клубе «Рок-сити» 6 ноября, порадовало меня, как ничто другое.

{igallery 40}