19.11.2009

Природа человека - джаз. Интервью с Мелтоном Мустафой

Мелтон Мустафа Джонс - один из выдающихся американских джазменов современности: трубач, композитор и преподаватель. Пристрастившийся к музыке благодаря старшему брату Джесси, он присоединился к его группе и еще до окончания школы успел вдоволь поиграть с профессиональными музыкантами. Впоследствии он окончил пять музыкальных учебных заведений. Пожалуй, Мелтон из тех людей, которые, достигнув многого, становятся только мудрее и проще: его социальный и артистический статусы никак не отражаются на том, как он смеется, смотрит вам в глаза и отвечает на вопросы.

- Привет, Мелтон. Как насчёт нескольких вопросов?

- Без проблем, давай.

- Прежде всего, как Вам наш город? Вы ведь впервые здесь?

- Город, конечно, неплохой, но тут чертовски холодно!

- Да, специально к Вашему приезду мы устроили снег в октябре.

- *смеётся*

- Итак, почему же Вы выбрали трубу? Это всё из-за Армстронга, да?

- Почему труба? Ну, я, вообще-то, всегда хотел играть на саксофоне, но в школе, где я учился, закончились свободные саксофоны. Поэтому пришлось взять трубу.

- Какая печальная история. Но Вы ведь не жалеете о своём выборе?

- *смеётся* Нет, ни капли не жалею. Братья-саксофонисты – это было бы скучно.

- Не кажется ли Вам, что публика немного остыла по отношению к джазу и он уже не так популярен. Например, в России очень мало людей слушают джаз. А как дела с этим в США?

- Нет-нет-нет! Джаз очень популярен во всём мире. Был и есть. Во Франции, Америке, Нидерландах, Польше, Парагвае. И в России тоже.

- Но ведь на концерты ходят, в основном, одни и те же люди - в каждом городе их от силы сотня или две человек.

- Одни и те же? *очень сильно смеётся* Да, это так. Но состав слушателей, так же, как и состав музыкантов, потихоньку обновляется. Я проверял.

- Отлично! А какое джазовое направление сейчас наиболее актуально и прогрессивно? Каковы тенденции развития?

- Я бы не сказал, что такие направления есть или были. Музыка всегда была актуальна и всегда прогрессировала. С каждым новым слушателем или исполнителем. Джаз – это интуитивная форма искусства, она развивается вместе со всеми, она есть в каждом. И каждый вносит свой вклад, развивает идеи в своём личном направлении.

- А как же все эти многообразия поджанров? Мэйнстрим, кул, боп, хард-боп, пост-боп, ещё какой-нибудь «-боп»?

- *смеётся* Да, точно, этих названий не перечесть. Но мы-то с тобой знаем, что они обозначают одно. Я стараюсь не зацикливаться на каких-то рамках и просто играю музыку.

- Стараетесь ли Вы в своих импровизациях вложить часть своих эмоций или чувств?

- Скорее, часть мыслей и идей. Эмоции зачастую мешают сконцентрироваться, так что нет. Но я играю эмоционально. Это разные вещи.

- Я слышал о том, что Вы преподаёте в университете…

- Да, это Флоридский…

- Флоридский Мемориальный Университет.

- О! Вы знаете? Ага, преподаю.

- Вам нравится преподавать? Делиться знаниями с молодыми музыкантами?

- О да! Преподавать – это здорово. Это великолепно! Я думаю, что если бы из меня не вышло музыканта, я бы всё равно пошёл преподавать. Когда ты даёшь материал и чувствуешь обратную связь с человеком, его эмоции – это ни с чем не сравнить.

- А искусству импровизации Вы тоже учите?

- Ну, не надо преувеличивать мои заслуги. Я лишь даю человеку основу, базу, и помогаю ему раскрыться, как творческой личности.

- Ну, а если к Вам, например, придёт человек, который абсолютно не умеет импровизировать - просто не дано. Вы сможете ему помочь?

- Думаю, да. Хотя на практике такого не было. Даже самый зажатый и закоснелый человек всё равно открывался и учился. Я думаю, что каждый это может и всегда есть перспективы развития. Это ведь…

- …в природе человека?

- Да, да! Именно! В природе!

- Спасибо, Мелтон. Это, кажется, все вопросы.

- *смеётся* Ну-ка, проверь получше. Тебе тоже спасибо. Было клёво.


Фотографии: Владимир Демидов