29.06.2016

Самый неприятный для многих молодых групп вопрос

Я сижу в аэропорту, провожая питерского музыканта, басиста группы Угадай, что. Антон не только басист, но и знающий своё дело директор группы. Он умеет налаживать отношения с организаторами мероприятий, персоналом площадок для выступлений, умеет создавать и держать коммьюнити группы. То есть, выступать довольно часто и при этом чтобы хотя бы несколько человек было — не проблема. Несмотря на тяжёлую на подъём публику Санкт-Петербурга и своеобразность музыки.

Самый неприятный для многих молодых групп вопрос

Он знает, почему люди придут на их концерт. Потому что Антон обзвонит всех друзей, знакомых и тех, кого можно назвать фанами группы, а тех, кто пообещает прийти (а пообещают достаточно много) он обзвонит ещё раз накануне. «По телефону труднее врать», — говорит он. И такой Антон замечательный человек, что стоит время от времени приходить хотя бы чтобы с ним повидаться и показать, что ценишь знакомство с ним.

И тут я рассказываю ему о вопросе, который меня самого волнует больше: «Зачем люди должны прийти на наш концерт? Что они получат такого, чего не получить другим, менее затратным путём?». «Меня этот вопрос тоже волнует», — отвечает Антон. Вас тоже? Тогда поделюсь своими соображениями и с вами.

Прежде всего, вопрос можно разделить на две составляющих:

  1. «Зачем» локально, для конкретного человека на конкретном выступлении

  2. «Зачем» глобально, про деятельность группы вообще и что это даёт обществу

Я больше буду говорить про первое, с него и начнём.

Про пустеющие залы

В 2015-м году я разговаривал с несколькими людьми о том, что народ меньше ходит на концерты нераскрученных групп. Каждый раз слышал примерно одну и ту же историю: «5 лет назад группа стрёмно играла, но собирала по 100 человек. Сейчас та же самая группа играет и звучит зашибись — приходит 20». А зачем им приходить? Есть же интернет, можно записи там послушать и даже посмотреть. Причём и не только этой группы. Зашёл на ютуб и посмотрел концерт Metallica, Muse, да того же Цоя.

«Вживую всегда лучше!» — эх, хорош лозунг, да только на деле всё зависит от:

  1. музыкантов

  2. аппаратуры

  3. акустики помещения

  4. звукорежиссёра и

  5. и да! — от самого человека.

И с каждым из пунктов часто что-то не так. Но это больше вопрос организации и музыкальной инфраструктуры (которые из-за пустеющих залов тоже далеко не так хороши, как хотелось бы). Что не так с последним пунктом? Ну, может, уши у него чувствительные к косякам исполнения и звучания, или просто от рёва динамиков голова болеть начинает. И все пункты оказывают влияние на последний, чем хуже с ними, тем меньше человек получат удовольствия. Но не только в этом проблема.

Про разросшуюся индустрию развлечений, интерактивность и шоу

В этом же самом интернете легко найти информацию о куче других мест и мероприятий. Я как-то зашёл на сайт, который выдаёт список мероприятий ВКонтакте по дате и городу. Ввёл «Новосибирск» и прибалдел от количества разношерстных мероприятий, которые происходят в городе за один день (причем некоторые из них куда интереснее концерта местечковых групп). Но ладно Новосибирск, мегаполис — в Югре ведь, например, те же проблемы с посещаемостью рок-концертов и примерно по тем же причинам. Всё это многообразие позволяет человеку найти мероприятие, которое будет ему интереснее вашего концерта. Чем интереснее?

  1. какая-то ценность, выгода (знания, умения, халявная раздача ништяков и т.д.)

  2. большая степень погружённости.

На многих из этих мероприятий человек не будет пассивно смотреть и слушать, он будет более-менее активным участником. Художественная выставка? А вот вам холст, порисуйте. Танцевальный мастер-класс? А танцуйте вместе с нами, вот специальное место для желающих. Это один из трендов, отличающих нынешнее время — интерактивность.

Компьютерные игры, пожалуй, самый яркий пример интерактивного искусства. Да, это искусство. По сути многие игры вполне себе интерактивные фильмы, и в США, например, это официально признали. Их популярность не только среди детей, но и взрослых показывает важность вовлечённости человека в действо. Чтобы узнать подробнее о том, как это работает, рекомендую почитать труды Чиксентмихайи про состояние потока.

Ещё одна штука для повышения вовлечённости публики — шоу. Тут вообще телевизор с интернетом людей избаловали. Это в 80-х можно было стоять с каменным лицом на сцене и играть одну ноту (я фильм «Сибирский вудсток» цитирую, если что) — и публика была в восторге. А теперь харизматичные и техничные музыканты с интересным материалом запросто могут нарваться на "Ну и чо?”

Так что разрастающаяся индустрия развлечений генерирует всё больше предложения, чем дробит и распыляет потенциальную аудиторию, просто вынуждая её выбирать и привередничать. Ведь везде банально не успеть.

«Но у нас же тоже есть интерактивность и шоу!»

А именно — рок-концерт предполагает слэм, тряску хаером, козу и подпевание группе. А ещё тамада хороший  ведущий крутой и конкурсы интересные. Я оставлю ведущего с конкурсами на тему организации и инфраструктуры, но поверьте, часто там тоже не всё идеально. Что касается первого — список что-то небольшой. А слэм ещё и пугает некоторых — травмоопасно выглядит.

Что касается шоу, то просто найдите в Ютубе группу Blue man group. Звук, визуальная составляющая, театральные элементы — всё рисует запоминающийся образ и создаёт единый сценарий действа. При этом отдельные элементы уже много где были - некоторыми ещё Фрэнк Заппа баловался. Но умелое сочетание и исполнение вводит публику в состояние «такс-такс, что эти чудики ещё выкинут?». А под конец концерта они ещё кинут в зал гигантские светящиеся мячи и заставят встать и танцевать. Что танцевать, для надёжности, покажут наглядно.

«Ну так что там с вопросом-то? Зачем люди должны прийти на концерт группы?»

Я же к этому и веду! Потерпите немного и сделайте серьёзное, глубокомысленное лицо. Сейчас буду вещать на глобальные темы.

Предлагаю подход от существующей в обществе проблемы. Вот две из них:

  1. Нездоровая психика. Современные люди сильно страдают от дурной головы. Неврозы, депрессии, всякие тревожные  и прочие расстройства.  Ещё по данным ВОЗ за 2000 год, за всю жизнь хотя бы одно невротическое расстройство случилось у 38% канадцев, 38% немцев, 41% голландцев, 49% американцев. А по её же публикации в этом году, главной причиной нетрудоспособности является депрессия.

  2. Гиподинамия. Люди сейчас сильно много сидят и мало двигаются. Учебные заведения, офисная работа, общественный транспорт и интернет оооочень этому способствуют. А когда человек устаёт от этого психически и самое время подвигаться — организм говорит: «Да неее, миллиарды лет эволюции говорят мне, что устал ты от того, что два часа убегал от динозавра. Так что сиди, восстанавливай силы, а то от другого динозавра не убежишь». Не умеет он с психической усталостью работать - только с физической. А отсюда — гиподинамия. Но если человек растормошится, задвигается, то и силы появятся, и огонь в глазах.

Музыканты вполне могут решить эти проблемы, привлекая людей на концерты и заставляя их двигаться. Ответом на вопрос будет «Я приду на выступление, чтобы подвигаться и развлечься». Если при этом доводить выступление до состояния единого действа группы и публики, доводить людей до состояния потока, то это будет помогать людям справляться с депрессиями, стрессами и прочими проблемами головы. Людям это даже понимать не нужно - достаточно, чтобы они почувствовали на интуитивном уровне, что «вот там зашибись!»

А тем временем в Новосибирске есть те, кто уже это делают

Да и были всегда, но конкретно сейчас — при случае сходите, например, на Just So Story. Они не просто говорят людям, чтоб те танцевали — они дают чёткие инструкции встать в хоровод и делать по кругу, или петь вместе с группой простенькую мелодию из трёх нот. Просто? Просто. Но за счёт этого всем доступно - люди с удовольствием бегают и поют.

rklDXsKvv U

Те самые неврозы многим людям не дают расслабиться и начать танцевать, даже если хочется. Призыв от группы подойти к сцене танцевать сбросит внутренний барьер у наименее зажатых. Призыв с инструкцией сбросит барьеры посильнее. Кто-то не начнёт танцевать первым, но присоединится к одному танцующему, кто-то к двум, кто-то к 10-ти.

Что касается шоу - тут тоже не обязательно вкладывать миллионы и кого-то нанимать. Ведь цель шоу - не заставить публику считать потраченные на него деньги, а удивить, развеселить, порадовать. Под Новый год в Campus Гитарный ансамбль НГУ украсил гитары с помощью обычных ёлочных гирлянд и включил их на «Jingle bells». Вот вам и световое шоу. Технологий, позволяющих сделать что-нибудь этакое, сейчас куча, и они продолжают развиваться — успевай только придумывать, как использовать.

А нам не подходят такие ответы. И что делать?

То же, что и тем, кому подходят. Думать. Только ещё больше. С какой проблемой, противоречием вы поможете человеку разобраться, хотя бы чуть-чуть? Не путайте с проблемами, которые вы помогаете решать не отдельному человеку, а в целом обществу, так как это уже ответы на другие вопросы «Зачем мы вообще всё это делаем?» и «Кто ещё это делает и будет делать?». Миссия, одним словом.

Можно подойти к этому и по-другому — имеете право. Особенно если на ваших выступлениях аншлаги и график концертов расписан на пару лет вперёд. Множество музыкантов просто играют, и их музыка нравится людям по тем или иным причинам. Множество музыкантов создают продуманную концепцию, несут миссию и называют то, что я предлагал выше, клоунадой — они и так на сцене великое действо творят. Ну, по крайней мере, они так думают.

Чуть не забыл

Музыку, тексты и особую философию группы никто при этом никто, если что, не отменял - всё, что я здесь расписываю, идёт в дополнительную нагрузку к ним. А тем временем Антон уже долетел до своего любимого Санкт-Петербурга. И что он отвечает на мои соображения?

«Люди приходят туда, где лучше всего напиться», — это его наблюдения. Я сразу вспомнил, почему не ехал вслед за ним в Питер. Но, к сожалению, он во многом прав. И не только про Питер. А почему так — об этом я писал выше. Выбор, музыканты, за нами.

Есть идеи, дополнения, возражения, вопросы? Добро пожаловать в комментарии, буду рад обсудить.