01.02.2009

«Быть живым»: интервью с Олегом «Манагером» Судаковым

Оказалось, что брать интервью в переходе метро для людей с подвижным сознанием небезопасно: все слова, произнесенные Манагером, приобретали множество смыслов, подчиняясь хаотичной обстановке. Извращенное филологическое мышление откопало связь между переездом Олега в Омск из «столицы Сибири» и местом, в котором состоялось интервью: «Мотив перехода!», - шизофренически-радостно замечало оно…

-Почему Вы решили переехать в Омск?

- Да, сегодня, можно сказать, я гость в родном городе. Обычно на этот вопрос я отвечаю так: глобализация позволяет людям свободно передвигаться по всей земле. Но, с другой стороны, у нее есть и отрицательные стороны - она заставляет людей следовать определенным условиям, например, искать себе месторасположение по уровню денежного воплощения. В Новосибирске я «работал на квартиру», которая «съедала» 2/3 зарплаты, и фактически превратился в ее раба. Из-за этой кабалы никакие другие проекты воплотить не мог. Потому решил переехать на год в Омск, где живу у мамы. Там я буду иметь возможность заниматься творчеством: записывать пластинки, писать статьи.

- Акустические концерты Вы давно не давали, так что выступление в гостиной «Под Интергралом» было для многих сюрпризом.

- Я это называю «10 лет спустя». Четыре года назад, 5 апреля, был концерт дня русской нации – я как раз играл акустику. Благодаря давлению моих многочисленных друзей, решил повторить эксперимент. Акустический концерт дает возможность перейти на другой уровень общения между музыкантом и аудиторией и, не будем скрывать – приносит больше денег. Теперь хочу сделать два тура: один - по Сибири и второй - по югу России и Украине – посмотреть, сдюжу ли. Раньше я не так часто играл акустику, и больше всего опасался, что не будет гармонии на концерте. Были и ошибки, волнения, но пересилил себя и сейчас увидел, что акустика дает мне особую связь с людьми, как будто мы все знаем друг друга много лет. Чем мне и нравятся независимые выступления: общение, камерная атмосфера, и ощущаешь себя живым.

- Уже есть мысли по поводу следующего тура?

- В Красноярске и Новосибирске концерты прошли хорошо, так что турне можно считать воплощенным. В следующий раз мне предстоит проехать от Москвы до Одессы. Там будет ясно, смогу ли дальше играть, но, по всей вероятности, смогу. Играют же другие, хотя здесь есть свои отрицательные стороны: усталость, когда играешь день через день – равносильно работе в две смены. Простыть можно, голос застудить, ведь не всегда уследишь, когда распаренный да веселый на морозе. Такая специфика.

-Может, имеет смысл делать небольшие перерывы?

- Рокерские дни – с четверга по воскресенье, поэтому стараешься уплотнить график, а если делаешь долгие перерывы между турами, то возвращаешься к «истокам» – будто только начал выходить на концерты. Играют же «Роллинг Стоунз» по двадцать концертов в неделю, и ничего им не делается! Мне предстоит привыкнуть к такому графику или хотя бы попробовать.

- Что сейчас записываете?

- Мы все время что-то записываем, можно сказать, как только родились (смеётся). Записали четвертую пластинку «Родины» - «Добровольный Эдем». Много времени ушло на сведение, не всегда выходит быстро и приходится совмещать работу, обстоятельства и, всякие разногласия.

-На каком лейбле выпустите альбом?

- Пока сами и не знаем. Есть несколько независимых лейблов – Выргород, Ребелрекордс, Никитин. Скорее всего, как и раньше у Волынского на Ребелрекордс.

- С одним альбомом работа почти завершена, значит, на подходе следующий?

- Да, уже есть материал, и хотелось бы приступить к альбому «Сказки неба и земли». Там будут песни с сюжетом, такие минирасссказы и как всегда – двенадцать треков. Давняя традиция – двенадцать апостолов, двенадцать месяцев, некий законченный период, а последняя песня как символ оттеняет всю концепцию альбома, типа эпического завершения. Это тоже наша черта. Там будут сказки – про Русалочку, про Икара, про Данилу-мастера… Истории, например, про мальчика, отравившегося таблетками. Они давно собрались в один ряд и ждут своего выхода.

- Вы пишите интересные статьи. Считаете ли вы себя журналистом?

- Скорее, публицистом, ведь я в меньшей степени связан обязательствами. Я могу делиться своим видением ситуации, не оглядываясь на редактора. Открыто выражать гражданскую позицию, не зависеть от формата и гонораров. Сегодня я сотрудничаю со многими сайтами, в том числе LentaCom.Ru, Forum.msk, «Русская линия».

- Коллажами тоже продолжаете увлекаться, или это уже в прошлом?

- Это история нашей молодости, авангардистской линии жизни. Тогда наши пластинки не выпускались, и мы – я, Кузя УО Рябинов и Егор Летов, рисовали обложки к невыпущенным альбомам. Кроме того, это была хорошая возможность визуально выплеснуть свои идеи. Много делал коллажей в середине 90-ых, потом был перерыв, а сейчас вновь вернулся и сделал несколько подарков для друзей. Я быстро не умею делать и, в среднем, на коллаж уходит 2-3 дня. Может, это и долго, но для меня время пролетает очень быстро и интересно. Как будто ты и автор, и зритель: внезапно приходит какая-нибудь мысль, и ты ей сразу увлекаешься. Я в шутку назвал «коллажизм» – джаз природы. Никогда не знаешь, как выйдет и какая картинка или мысль всплывет в процессе. В итоге вроде весь мир участвовал, а ты импровизировал от души.

- Пару слов о выставке «Коммунизм-Арт»: самый частый вопрос журналистов.

- Я мало общался с журналистами. В основном, подходили знакомые, друзья, которые и так на той же волне, что и я, так что им все было понятно. Пресса задавала общие вопросы: когда, где, кто участвовал, кто больше вложил сил в их создание. До сих пор не знаю, какие коллажи вызвали интерес у незнакомых людей, но старался придумывать к ним названия так, чтобы направить человека. А вам понравилось что-то?

- Понравились многие, но особенно запомнился «За фасадом обмякшего духа». Актуально.

- Это один из поздних коллажей. Да, актуально – это приметы нашего общества. Видите, мы с вами говорим на одном языке и схоже воспринимаем реальность, несмотря на разницу в возрасте. То же самое наблюдаю на концертах: приходят люди самых разных возрастов, а вопросы в записках иногда те же, что и 10 лет назад, и это неудивительно. Душа быстро не меняется, вот носителей ее всё меньше. Идеи тоже остались без изменения, поменялась их форма, но суть прежняя. Кто посмелее, совестливее, тот понимает, вынужден понимать, как всё есть. По-прежнему главенствуют в обществе торгаш, обыватель, соглашатель, лицемер, но их стало больше. В Союзе распространялась болезнь, в России - как эпидемия. Поэтому слушают, и коллажи не утратили смысл.

- Как музыканту остаться самим собой и при этом найти новый путь, когда предыдущий уже пройден? Поясню: некоторые музыканты продолжают упорно использовать одни и те же приемы на протяжении многих лет, даже не пытаясь изыскивать новые оригинальные ходы, способы подачи.

- Нужен кризис, чтобы открыть для себя новую линию. Например, Петя Мамонов сейчас почти не поет старые песни, а новые – с удовольствием. То есть, надо найти в себе силы начать все сначала и практически встать на одну доску с молодыми рокерами. Конечно, разницу все понимают - мы из раньших времен, но стирается грань, которая мешает нормальному общению. В общем, связь меж поколениями остаётся. Впрочем, можно и перегнуть, если пустишься подражать или подстраиваться. Всё на интуиции, на словах всё схематично, сухо, а внутри – живенько так, с драмами и тоской. На самом деле, надо быть гармоничным и тогда никакие перемены не поймают, и новые способы найдёшь, и люди поймут, а если здорово сделаешь, то и оценят.

Сайт Манагера: http://manager.lenin.ru/