Перед концертом я встретилась с Романом Столяром, рассчитывая максимум на 20 минут интервью. Как оказалось, он репетирует только в исключительных случаях, поэтому интервью трансформировалось в беседу-импровизацию, и продлилось почти час.
- Давайте поговорим о поддержке культурных проектов. За рубежом существует масса нонпрофитных проектов (тех, которые никогда не станут лидерами продаж, но поддерживаются потому, что имеют культурную ценность)…
- Да, там на это тратятся огромные средства, но у нас ни о чем подобном я не слышал. Конечно, номинально существуют какие-то фонды, работающие по узкоспециализированным программам, но, как правило, они либо локального уровня, либо тематические. К сожалению, очень мало фондов, которые целенаправленно финансируют культурные проекты. Складывается совершенно парадоксальная ситуация: наши локальные проекты воплощаются силами не наших, а зарубежных фондов.
- Вас поддерживают какие-то зарубежные фонды?
- Да, Европейский культурный фонд – один из них. Я недавно получил грант на поездку на конференцию Международной ассоциации джазовых педагогов в Риге. Я думаю, что такую сумму мне не дала бы ни одна организация в Новосибирске: ни мэрия, ни областная администрация, ни отделения Всероссийского культурного фонда.
- Что, настолько большая сумма? Сколько, если не секрет?
- Здесь никакого секрета нет, сумма небольшая - около 1000 долларов. Честно говоря, в наши государственные структуры я даже не обращался, потому что знал, что к моей персональной поездке никакого интереса не будет. Город и область не заинтересованы, чтобы мы куда-то ездили.
- Мне все же кажется, что такая заинтересованность должна быть, потому что вы же представляете наш город на различных джазовых фестивалях не только в России…
-Это нам с вами так кажется. И, по идее, действительно такая заинтересованность должна присутствовать. Но той выгоды материального или морального порядка, которую ждут эти структуры, от нас не может быть получено.
- Если государство отстраняется, то, может, имеет смысл обратиться к частным лицам?
- Понимаете, для них очень важно, чтобы было понятно, чем человек занимается. Я приведу два примера: Сергей Беличенко однажды обратился к довольно состоятельным людям с просьбой помочь в организации фестиваля новоджазовой музыки в Новосибирске (аналогично тому, что был в 1987 году). Ему сказали: "Хорошо, дай послушать, что там будут играть". После чего он услышал следующий ответ: "Ты что с ума сошел? Это же вообще не музыка!".
- Для них, наверно, это был культурный шок.
- Второй пример: председатель правления сибирского отделения союза композиторов Юрий Павлович Юкечев примерно год назад разослал 250-300 писем с просьбой о спонсорстве по банкам и частным предприятиям. В итоге откликнулась только одна маленькая фирма, по производству очков.
- Почему?
- Ну, видимо, просто добрые люди. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что в прошлом году областная администрация выделила нашему союзу композиторов сумму на печатные издания. Но постоянно ходить, капать людям на мозги - это стоит больших усилий. Это неприятное и бессмысленное занятие - лично для меня.
- На каких площадках Новосибирска возможно играть джаз?
- Смотря, что подразумевать под площадками, и какая музыка имеется в виду. Мейнстрим находит себе место в джаз-клубе "Республика", в ночных клубах и ресторанах, то есть эта музыка возвращается туда, где и возникла. Я традиционную музыку не играю уже давно: у меня авторский материал, который предназначен не для клуба, а для концерта. В последнее время я избегаю играть стандарты: мне это совершенно неинтересно и скучно, я в свое время много их переиграл.
- Получается, что филармония - единственная подходящая площадка, где можно играть не только джазовые стандарты?
- Пожалуй, да. Но и филармония, как и все концертные организации, поставлена на грань выживания. И я прекрасно понимаю, почему делается столько коммерческих программ. Мне только жаль, что развлекательные функции выполняются, а образовательные - не очень.
- В "Глобусе больше простора для творчества? (Роман - музыкальный руководитель драматического театра "Глобус" - прим. автора)
- Нет, конечно, потому что ты находишься под жестким диктатом режиссера, и обязан делать то, что соответствует его творческому замыслу.
- С кем бы вам хотелось вместе поработать?
- С британским саксофонистом Ивэном Паркером, например. Но я не знаю, что должно случиться, чтобы это удалось. Самое смешное, что несколько лет назад был шанс привезти его сюда, но что-то не получилось с организацией. Я открыт для любых проектов, если есть резонанс: в мире много неизвестных музыкантов, которые зачастую генерируют очень интересные идеи.
- Кто вам интересен из российских групп, музыкантов?
- У нас есть проект с молодыми санкт-петербургскими музыкантами, гитаристом Андреем Поповским и саксофонистом Ильей Белоруковым, который называется "Dots & Lines". И мне эти музыканты очень интересны. Если же называть мэтров, то это Вячеслав Гайворонский, Аркадий Шилклопер. "Второе приближение" - интересный московский проект. Есть еще такой замечательный пианист - Алексей Лапин, он работает вместе с саксофонистом Николаем Рубановым, который в группе "АукцЫон". Как правило, все эти люди не выходят на широкую аудиторию, кроме трио Кондаков-Волков-Гайворонский. Но, на самом деле, для меня интересных коллективов не так много.
- Из Новосибирска кого-то можете выделить?
- Я буду пристрастен, но мне жаль, что "Седьмое небо" сейчас "замерзло". У них там простой, Галина Беляева в декрете, но, с другой стороны, мы с частью группы делаем вместе программу, которая будет представлена на фестивале "Живая вода". Мне жаль также, что Беличенко не с кем играть свободную импровизационную музыку: свинга он тоже уже переиграл достаточно за свои годы.
- Как вы выбираете музыкантов для совместных проектов?
- Я давно знаком с Викторией Чековой - она была моей студенткой. 12 лет назад набрался наглости и принес партитуру ансамблю Павла Шаромова - понравилось. С Ильей Белоруковым познакомился через Интернет: я послушал то, что он выкладывал, и мне понравилось. Арфистка из Калифорнии Сьюзен Аллен сама нашла меня, завязалась переписка, из которой выяснилось, что Сьюзен присоединилась к группе социологов и культурологов, вознамерившихся проехать на поезде от Москвы до Пекина по Транссибирской магистрали. Я тогда еще подумал: "Сумасшедшая какая-то!". В Новосибирске планировался семинар, и, кроме того, Сьюзен предложила организаторам тура собственный проект - на протяжении пути следования поезда импровизировать с музыкантами, с которыми ранее ни разу не встречалась.
- В своих интервью вы часто упоминаете Дерека Бейли. Он ваш учитель?
- Я не могу назвать своим учителем только одного человека, на самом деле их много. Но с Бейли у меня связана очень смешная история: будучи в Лондоне, мы с приятелем пошли на концерт, и я увидел знаменитого барабанщика Эдди Прево из британской авангардной группы "AMM". Подошел к нему, сказал, что у нас есть общий знакомый - датский композитор Карл Бергстрем-Нильсен, поговорили. Потом, после концерта, подошел к нему еще раз, чтобы подарить диск с датской конференции, где мы с Карлом работали. Подхожу и вижу, что рядом с ним сидит Дерек Бейли. Улыбается. Эдди говорит, что вот, это музыкант из Сибири, что-то про меня рассказывает. А у меня челюсть отвисла+ ничего не могу сказать. Он на меня смотрит как на музейный экспонат, пожимает руку и уходит. Честно говоря, до сих пор не знаю, какие тогда нужно было найти слова.