12.10.2008

Веди меня туда, где начнется джаз

Любителей и ценителей джаза в Новосибирске, прямо скажем, не так уж и много. Большинство предпочитает не засорять черепную коробочку замысловатыми музыкальными стилями, которые для их восприятия сопоставимы с японскими или китайскими иероглифами. Джаз не любит ленивых умом и отпугивает недалеких индивидуумов, усвоивших из всех музыкальных языков только «попсу», «блатняк» и «унца-унца». К сожалению, тех, кто предпочитает слушать вышеперечисленное (музыкой назвать – язык не поворачивается), довольно много. Подтверждение тому — засилье в городе афиш «шансонье» вроде «Бутырки» и бесконечных биланов. Потому ждать, что на фестиваль «Сибирские джазовые игрища» соберется весь город и область, а все залы будут набиты битком, было бы наивно и смешно. Собрались все те же люди, что постоянно встречаются в филармонии, на выставках, концертах.

Это 25-й джазовый фестиваль в музыкальной истории Новосибирска и 15-й с участием зарубежных мастеров этого искусства, но фестивалей такого масштаба (4 дня и на нескольких площадках!) в нашем городе не проводилось ни-ког-да. Именно поэтому можно оставить «на потом» брюзжание по поводу дорогих билетов, отсутствия концертных залов, соответствующих подобным мероприятиям, и вспоминать только о тех людях, что играли для нас очень хороший джаз. Каждый вечер после очередного посещения «Кобры» мы выходили с великолепным настроением, пересматривали «Мы из джаза» и «Такси-блюз», а в плеерах уже поселились «старые знакомые» - Гарбарек, Колтрейн, Чик Кореа, Паркер и многие-многие… Нас настроили на джазовую волну.

 
 

 

Джазовое безумие

 

Открытие фестиваля задержалось почти на полчаса, но гостей нашли чем развлечь: сфотографироваться на фоне картонных джазменов в натуральную величину с саксофоном в руках посчитали необходимым многие, как и продегустировать вина и коньяк, предложенные спонсорами мероприятия.

Первыми на сцену вышли трио Алексея Подымкина из Москвы и саксофонист Абрахам Бартон из Нью-Йорка. У Абрахама необычная музыкальная судьба: в прошлом рэпер и исполнитель брейк-данса, он стал джазовым саксофонистом. Карьера Абрахама как джазмена началась после окончания Hartt School of Music: ветеран джаза, саксофонист Джеки МакЛин, в классе которого он обучался исполнительскому мастерству, порекомендовал молодого музыканта барабанщику Арту Тейлору, игравшему с самим Джоном Колтрейном. Бёртон съездил в несколько туров вместе с группой Тейлора "The Wailers", а позже собрал свой квартет. Стилю Абрахама Бёртона даже присвоили собственное название - exquisite jazz. И более точного описания его игре, пожалуй, и не придумаешь. Каждый звук отточен, мелодии соло гармоничны и изысканны.

После выступили вокалистка Ариэль Викхэм и «Вольф квартет» из штата Мэриленд. Девушка проникновенно исполнила джазовые стандарты, в том числе и «Самматайм» Гершвина, но как-то без эмоций. Эта же мелодия, которая уже набила оскомину, в инструментовке Larry Adler & Itzhak Perlman звучит сказочно.

(Слушать вот здесь: http://rutube.ru/tracks/1080785.html?v=bdb98bca4a8cec8a08b6c899434707ee).

 

Звездой первого концертного дня стало«New York Super Trio» Дэвида Гилмора. Кстати, никакого отношения к «Pink Floyd» лидер трио, гитарист и композитор не имеет. Дэвид записывался и выступал с ведущими музыкантами - трубач и композитор Дэйв Дуглас, знаменитый саксофонист Уэйн Шортэр и один из лидеров современного американского фанк-джаза Стив Колман. Перечислять можно долго. Его первый релиз вышел весной 2001 года и назывался «Ritualism».

(Здесь можно послушать:http://audiofind.ru/music/album/-/David%20Gilmore/Ritualism/?id=8023).

 

Релиз посвежее датирован 2006 годом, этот альбом называется «Unified Presence»: он записан совместно с Кристтианом МэкБрайдом, Джэффом Уэттсом, Равви Колтрейном и Клодиа Акуна и вышел на RKM Records/Koch International.

(Хотите купить? Сюда: http://www.amazon.com/Unified-Presence-David-Gilmore/dp/B000GYHR9W).

 

Дэвид Гилмор играл на гитаре не хуже своего тезки, чем вводил публику в экстаз: зал без конца хлопал музыканту, некоторые зрители забывали о приличиях и кричали комплименты на ломаном английском.

На контрабасе играл Брэдли Джонс – очень симпатичный темнокожий мужчина, у которого после концерта не было отбоя от поклонниц, желающих немедленно заполучить автограф. Контрабасисты всегда казались мне загадочными личностями не от мира сего, но Джонс превзошел все ожидания: он откровенно заигрывал со слушателем, и получал шквал бурных аплодисментов не только за отличную игру, но и за яркую харизму. Барабанщик Энох Джамал Стрикленд походил на воплощение Шивы – руки мелькали так, будто их было штук десять, и выдавал такие звуковые атаки, словно за барабанной установкой сидит как минимум Чед Смит из «Red Hot Chili Peppers».

Все выступление трио Гилмора – джазовое безумие, мощнейший драйв, который испытываешь только на хорошем рок-концерте ( не зря же здесь Чед был упомянутJ).

 

Шведский Мамонов

 

Второй день запомнился выступлением трио Мартина Кюхена, которые представляли классический европейский авангард. Ведущий почему-то счел нужным сообщить залу, что он не любит фри-джаз перед тем, как объявить музыкантов. Мне показалось, что это не очень корректно.

Мартин Кюхен, альт и баритон саксофонист, был активным участником шведской фри-джазовой и импровизационной сцены в середине 1990-х годов, сочинял композиции для больших составов, принимал участие в танцевальных проектах, представлениях с участием различных поэтов, писал музыку для экспериментальных фильмов. В настоящее время он сотрудничает с импровизаторами всей Европы, США и Канады.

(Рассказывать о том, как играют фри-джаз – дело неблагодарное, а потому лучше посмотреть видео с выступления:http://ramesh-satori.livejournal.com/43769.html#cutid1).

В фильме Павла Лунгина «Такси-блюз» в облике саксофониста предстает Мамонов, и все то время, пока я смотрела на Кюхена, меня не оставляло ощущение сходства этих персон. Конечно, не внешнего. Но было бы любопытно сходить на совместное выступление Кюхена и Мамонова.

 

Сегодня он играет джаз. А завтра?

 

А завтра квартет Фрэнка Ку-Умба Лэйси может играть что угодно, и после их выступления приходит понимание, что европейцы никогда не переплюнут афро-американское искусство импровизации-ритма. Наверно, это уже в крови. Музыканты смогли не просто увлечь публику своей игрой, но еще дали почувствовать то самое «here&now», о котором говорил Дэйв Брубек. Когда ты становишься не просто слушателем, а еще одним участником группы, и квартет становится квинтетом, секстетом…и так до бесконечности. Фрэнк Лэйси – это шаман. Он может превратить в музыкальный инструмент бутылку с минеральной водой, микрофонную стойку, деревянный пол сцены. Мы это видели собственными глазами во время игры Лэйси в составе «Фри джаз квартета». Колоритная внешность (Фрэнк – мужчина с короткими седыми дредами в растаманской шапочке) в сочетании с великолепной игрой и мощной энергетикой околдовывало настолько, что хотелось вырваться из плена академических кресел и скакать возле сцены. До сих пор жалею, что так не сделала. Зато все эмоции выплеснуть можно было на джем-сейшнах в кафе «Агарта», где музыканты предавались импровизациям до утра, а слушатели впадали в экстаз.

«Фри джаз квинтет был создан в один день, хотя до этого мы списывались, обменивались идеями. Потом сели с Абду Салимом и Фрэнком, написали партитуры и организовали репетицию», - рассказывает главный организатор фестиваля, идеолог, музыкант Сергей Беличенко (Сибирский институт джаза).

«No Future!»

 

Уже «после бала» удалось пообщаться с Сергеем Беличенко и беседа получилась невеселой. Говорили мы о результатах фестиваля и возможности сделать его традиционным.

«Результаты бывают разные: если рассматривать с творческой точки зрения, то все удалось. Приехали люди высочайшего профессионализма, представляющие передовое звено нью-йоркской джазовой сцены, к сожалению, у нас они малоизвестны, что, возможно, и повлияло на посещаемость. Но уже постфактум интерес был. Очень многие получили представление о джазе, которое не даст ни один учебник. Этот фестиваль дал многое музыкантам, людям, посещавшим концерты и джем-сейшны», - подводит итоги Сергей Андреевич. «В финансовом плане – город еще не готов к таким мероприятиям. Хорошо бы оно было рентабельным, но тут больше убытков Я предполагаю, что больше подобных фестивалей в Новосибирске не будет. Люди, у которых есть деньги – у них другая система ценностей и они предпочитают другую музыку. Если же делать фестиваль еще раз, то лучше в Академгородке, где ценителей джаза все-таки больше. Время проведения сократить до трех дней и запускать по два состава. И, скорее всего, только американцев», - добавляет он.

Музыканты приехали по вполне демократическим ценам – ни в Москве, ни в Европе они бы за такие деньги не выступали. Они ехали ради музыки, ради слушателей. И не были разочарованы: мы, по их словам, прекрасная аудитория, и наши музыканты выглядели достойно. Фрэнк Ку-Умба Лэйси на последнем сейшне заплакал и сказал, что все в мире видел, но такой теплый прием – это впервые.

Пусть и на три дня, но это должно повториться.