01.05.2017

Консервы // Demo 2016 (2016, Самиздат)

Консервы в некотором роде уникальная для Новосибирской сцены группа: как ни удивительно, но у всех троих участников бэнда есть академическое музыкальное образование. И вроде бы даже альма-матер у них у всех общая — НГК им. Глинки. Ещё они очень любят советский андеграунд, а вокалист и басист Лев Терсков очень хорошо умеет снимать чужие интонации. Даже слишком хорошо. За это цепляются почти все, кто слышит Консервы в первый раз: “А это разве не Агата Кристи?” — типичный комментарий на стене группы.

Консервы // Demo 2016 (2016, Самиздат)

На свою беду, они ещё и записали кавер на АК (он идёт последним треком в рассматриваемом релизе). Записали хорошо, слов нет, но, сделав совершенно пластмассовую песню с самого пластмассового альбома братьев Самойловых гитарной, они не изменили её принципиально - ни по подаче, ни по динамике. Новых смыслов не возникло. Зато лишний акцент на схожести с Агатой Кристи поставлен, звонко и отчётливо. С маркетинговой (прости господи) точки зрения, это было сделано зря. Но хватит о грустном, давайте послушаем весь Демо-альбом по порядку.

Первый трек назван “Интро”, что заставляет заподозрить наличие концепции. Но её нет. Это просто пролог, задающий настроение и намекающий на то, что будет дальше. Хм-м. Для Intro, пожалуй, несколько затянуто и слишком меланхолично — возможно, стоило сделать из неё Outro. Смысловых потерь это не повлекло бы никаких.

Следующая за ней “Колыбельная” звучит как её логичное развитие, создавая у слушателя ложное ощущение, что так оно дальше и будет. Безошибочный набор суицидально-романтических образов, драматичный и несколько манерный вокал, аккуратная игра и чуть-чуть гитарного жужжания - готовый хит для сами знаете какой станции. “В тёплой ванне хватит места для двоих...” Но на третьем треке решивший, что ему всё ясно и всё ок, пациент “Нашего радио” получает сочную акустическую плюху.

Это происходит не вдруг: у вас есть несколько секунд почуять неладное, пока “Бесполезный” подкрадывается к вам нирванообразной басовой партией. А потом происходит “Бдэмс!!!”, и под борзый панк/пост-хардкор аккомпанемент взвинченный речитатив начинает:

Я выхожу из дома,
я вижу людей -
их лица сводят с ума!
Реальность - паршивая сука,
счастье - ее конура.

Если вы не провели в коме последние десять лет, а может, даже слышали словосочетание “спагетти-панк”, то вы уже представили, на что это похоже. Да, интонации снова сняты ооочень близко. Но звучит всё это вполне органично, разве что местами вокалу не хватает надрыва — старый добрый харш здесь был бы более чем уместен. Ближе к концу замедление с напряжённым речетативом на фоне маршеобразного барабана — и снова срыв в гитарную экспрессию. Что ж, с каждым треком это становится всё интересней. И вы ещё не знаете, насколько. Ну, что же теперь?

Кульминационный и, по сути, самый удачный (его стоило бы засунуть поглубже в альбом) трек Synn-Vynn. Старый добрый. “В эфире Энтони Бёрджес, старина Людвиг и Коротышка Алекс” - сообщает глумливый голос. Ни больше, ни меньше. Обрамлённая рифами, нарезанными из Оды Радости, история эволюции любителя “Молока+” и ультранасилия в агонизирующий комок ужаса и бессилия номер 6655321. Надрыв, которого так не хватало треком раньше, хлещет через край, шестерни заводного апельсина скрежещут в унисон с ехидной гитарой, срываются — и сыплются во все стороны ржавым от крови жестяным градом. “Перевоспитан!!! Перевоспитан!!! Перевоспитан!!!” Темп сбавлять нельзя, да никто и не собирается. Аминь.

“Истерика” продолжается. Каждый, кому ещё нет двадцати, найдёт здесь что-то своё: бессонницу, неутолённую похоть, насилие, сладкую, как чёрный весенний снег, мизантропию, пост-хардкор. Каждый — в меру своей испорченности. Идеальная музыка для фрустрированных детишек. Кто-то ведь должен подумать о детях?! Почему никто не думает о детях?!! Речитатив на фоне гитарных переборов а-ля System Of A Down звучит как самоповтор, но это уже никого не волнует.

“Бессонница” возвращает нас в начало альбома куплетами, полными пасмурной меланхолии, но не скатывается в грустную нудятину благодаря экспрессивным припевам. Продуманная аранжировка полна мелких деталей, подчёркивающих слова и вокальные интонации. Где-то здесь, на границе между надрывно-слезливым “готическим романсом” и пост-хардкором, музыканты и балансируют в течение всего альбома. “Чёрные человеки” музыкально попроще, но также безысходно трагичны и сделаны в том же ключе. А в “Обрывках лет” этот метод редуцирован до почти акустической формы — жёсткое рубилово куда-то из них выпало, осталось только дилиньканье металлофона, лирика сильно выше среднего и голос. С точки зрения композиции — логичное завершение альбома.

А теперь давайте постараемся забыть про Агату Кристи и будем ждать полноценного релиза.