17.12.2008

Взрыватель Европы попробует взорвать Новосибирск

Идейного вдохновителя пермского театра «У моста», режиссера Сергея Федотова называют магистром театра, способным не только мастерски кристаллизовать жанр, но и ввести его в актерскую душу одному ему известным способом. Он создал первый в России мистический театр, прослыл первооткрывателем потустороннего мира на театральных подмостках и открыл России современного ирландского драматурга Мартина Макдонаха. Спектакли Сергея Федотова идут как в России, так и за рубежом. Рабочий график режиссера расписан на годы вперед, но 19 и 20 декабря Сергей Федотов и Мартин Макдонах встретятся на сцене театра «Старый дом». Для своей первой постановки в Новосибирске режиссер выбрал одну из самых блистательных макдонаховских пьес — «Калека с острова Инишмаан», которую в своем театре еще ни разу не ставил.

- Сергей Павлович, почему вы решили создать именно мистический театр, и каков этот театр?


- В далеком 1988 году я был молодой, дерзкий и решил создать первый в России, а может, даже и первый в мире, мистический театр. Театр, аналогов которому не было. Театр, который существовал только в моем воображении. Театр, сочетавший в себе авангард, эксперимент и традиции русского психологического театра. Для этого я синтезировал театральные направления, созданные тремя известными режиссерами - Анатолием Эфросом, Эймунтасом Някрошюсом и Ежи Гротовским. Базу, на которую все это могло опираться, я нашел у Михаила Чехова. Так и возник пермский театр «У моста»,

 

- Репертуар театра «У моста» на 99 процентов состоит из русской и зарубежной классики. Как среди мэтров оказался современный драматург Мартин Макдонах?


- Макдонах появился неожиданно. Три года назад на гастролях в Праге я увидел спектакль по Макдонаху и был потрясен, оглушен, ошарашен. Я понял, что родился новый современный драматург, которого сразу можно причислить к классикам. И только после того как Макдонах прошел на нашей сцене, Россию охватило повальное увлечение этим драматургом. Сейчас насчитывается около ста постановок по пьесам Макдонаха, но в прессе пишут, что кроме пермяков до сих пор еще ни один театр не подобрал ключа к уникальной драматургии Макдонаха.

 

- Каждая вторая статья о ваших спектаклях начинается с пассажа о том, что вы взорвали не только Россию, но и Европу. Действительно взорвали?


- Взрыв был. И не раз. Театр «У моста» — единственный театр, который может выехать на гастроли в Европу и вывезти одновременно семь или восемь спектаклей. Перевоз декораций, вообще-то, стоит безумных денег, но у меня есть свой секрет. Я являюсь не только режиссером, но и художником-постановщиком своих спектаклей, то есть сам придумываю сценографию. Я ставил спектакли во многих зарубежных театрах и знаю там не только артистов, но и декорационные склады. Поэтому я заранее до гастролей выезжаю и подбираю адекватные и близкие нашим спектаклям декорации. В итоге у нас на сцене имеется большая полнометражная художественная декорация. Так мы и взрываем Европу. Как отмечают все критики без исключения, такого синтетического театра и таких синтетических актеров, как в театре «У моста», больше нигде нет. Мы можем играть любые жанры, и каждый наш спектакль — отдельный авторский театр.

 

- За этот авторский театр вы, как известно, получаете немало премий. Как, кстати, вы к ним относитесь?


- За 20 лет мы побывали на 36 международных и 27 российских театральных фестивалях и на гастролях в 10 странах Европы. Я имею огромное количество премий и гран-при. Три года назад получил национальную премию Чехии за лучшую режиссуру. Чешские критики и театральные деятели были очень удивлены: ведь впервые в истории премии лучшим режиссером был признан иностранец, к тому же русский. А русских в Чехии не любят — слишком хорошо они помнят наши танки. Это еще раз доказывает, что у них демократия и в этом вопросе работает. А наша «Золотая маска» — это политика со всеми вытекающими: собираются все свои и делят все между своими.

 

- Вам важна реакция зрителей?


- Не просто важна. Театр, построенный по системе Михаила Чехова, неразрывно связан со зрителем. Зритель и спектакль – это единое целое. Реакция зрителя – продолжение игры артиста. Чехов писал: я чувствую зал, чувствую, кто там сидит, налаживаю с ними контакт и играю именно для этого зала. Наши спектакли существуют в едином контакте со зрителем. Актеры создают поле, которые ощущают все зрители. Своего рода гипноз или спиритический сеанс. Я еще забыл сказать одну вещь: мои спектакли строятся, как многослойный пирог. В спектакль вкладывается сразу несколько уровней восприятия. Не очень сведущий в театре человек считывает, к примеру, два уровня, образованный зритель – пять, критик – десять и даже те, кто интересуется элитарным театром, найдет для себя немало интересного.

 

- Что для вас наибольшее проявление успеха – тишина или аплодисменты?


– У нас в театре бывает так. Практически всегда после спектакля вначале возникает звенящая тишина, а после этого зал взрывается аплодисментами. Для меня важно именно это сочетание.