29.11.2009

ОГНИ СВЯТОГО ЭЛЬМА // Не матадор (Союз, 2009)

Название «Огни святого Эльма» носят несколько коллективов. Например, под ним скрываются металлисты из Ярославля. Ещё существует напоминающая одновременно рэп-проект «Вода» и альтернативщиков «Джан Ку» песня «Враг номер один». Но наше внимание вызвал проект известных по скандальной электроклэшевой группе «Барто» Алексея Отраднова и Марии Любичевой, созданный, к слову, ещё в конце 90-х. То, что музыканты играют под этим брендом, кардинально отличается от того, что они играют там. Хотя во многом до официального релиза дело дошло именно благодаря успеху «Барто», это вовсе не означает, что первое детище Отрадного и Любичевой такое же провокационное и отвязное. Но на то она и существует, другая сторона, чтобы давать возможность раскрываться иначе. Даже в таком неблагодарном занятии, как трип-хоп (и иных благородных музыкальных направлениях).

ОГНИ СВЯТОГО ЭЛЬМА // Не матадор (Союз, 2009)

Считается, что с трип-хопом, как и со многими другими стилями, в России дела идут «не очень». Однако факт, что ижевский «Стук Бамбука в 11 часов» выпустил свой альбом в один год с дебютной пластинкой «Massive Attack». У Максима Фадеева и Игоря Матвиенко, между прочим, он тоже неплохо получался. Так что, выходит, не всё так трагично. Проект Марии и Алексея - это не чистый трип-хоп: тут в разных долях присутствует и нью-эйдж, и ambient с downtempo, где-то и jungle позвякивает. В прошлом «Огни святого Эльма» будто окунались в воды древних культур, повсеместно зачитывая нам фрагменты священных мантр и философские мудрости; то с весьма умиротворяющим эффектом, то – напротив, с нагнетанием. «Не матадор» - работа более мягкая и меланхоличная, а тексты с него - лиричнее и нежнее. Но и здесь прослеживаются культурологические следы времён: «Франция больше не будет великой, а ты расслабься», «Франческа», «Со всех сторон дороги приводят сюда», «Прощай, светлый Рим!». Всё это только остаётся подытожить их же строчкой из альбома «Maken» 2007 года «И я счастлива, что мне всё это известно и что я знаю так много чудесных языков». Вот вам и хулиганское «Барто»! Совершенно другая история, но с теми же действующими лицами.

Ближайшее, с чем можно сравнить «Огни», - это чудесные «Весна на улице Карла Юхана» и «Девушкин сон». Все-то они хороши, да только не им быть в хит-парадах, а группе «Гости из будущего». Впрочем, она тоже не самая плохая, хоть и калька с «Everything but the girl». Нам же приятно осознавать, что такие проекты как «Огни святого Эльма» иногда выпускают альбомы. Ура, ребята!