05.11.2009

СПЛИН // Сигнал из космоса (Navigator, 2009)

Десятая номерная работа чуть ли не единственных выходцев из 90-х, коих можно зачислить в ряды представителей мифического для многих русского рока, по цветовой гамме обложки и буклета напоминает недавнего «Носителя идей» группы Технология, а звуковой – продолжает радовать и раздражать (кого как и кому что) бесконечной депрессивностью питерского розлива.

СПЛИН // Сигнал из космоса (Navigator, 2009)

Звукорежиссёром альбома выступил «Добрых дел мастер» Андрей Алякринский, фигура известная и уважаемая, хотя бы потому, что приложил свою руку к звучанию групп Tequilajazzz, ...И Друг Мой Грузовик и Markscheider Kunst. Благодаря его участию в работе над «Сигналом из космоса» простые, но экспрессивные сплиновские песни стали жёстче и резче, их конструкции обросли интересными и неожиданными звуковыми решениями. Самое грозное тому подтверждение – брутальный, почти текиловский, «Корабль ждёт».

О текстах. Если у проекта Дэна Калашника Netslov слова уже есть, то у Александра Васильева их, наоборот, с годами становится всё меньше и меньше. Помнится, на «Фонаре под глазом» была песня с весьма лаконичным текстом «Ты знаешь, что за чем, знаешь, что за чем… Зачем же ты живешь?». Даже не догадаешься, что автор этих строк является одним из самых сильных текстовиков современности. На последних альбомах «Сплина» количество подобных номеров увеличилось. На «Реверсивной хронике событий» к таковым относятся «Люди на ладони» и подобие «Джека, который построил дом» - «Человек и дерево». Пластинка «Сигнал из космоса» так и вовсе открывается казавшейся шуткой, с которой группа начинает свои сегодняшние выступления, «Настройкой звука». Ну, если это только «интро», то есть и полноценные произведения с лаконичными текстами. К примеру, изумительное и само по себе уже космическое утверждение «Всё так странно и красиво!».

О концепции. Похоже, Александр Васильев действительно ждёт в гости дружелюбных внеземных созданий, поскольку в ряде песен он приветствует пришедших «на этот белый свет» и прилетевших «сюда с других планет», ждёт их на чердаке, и будто увидавшись, говорит им «пока», «прощай» и «до встречи!». В общем, ведёт себя особенно дружелюбно, и даже обошёлся без «факов». Но всё же доминирует на пластинке депрессивное и минорное настроение. Группа не зря ведь носит своё название. Уж хандра-то в васильевских песнях процветала всегда: и в пору увлечения фольклором, и в пору утяжеления. Поэтому лирический герой возвращается домой «Вниз головой» под отменное глючное видеосопровождение, и поэтому «корабли срывало с якорей», а «луна обходит землю стороной», поэтому «лезет, словно дура, вверх температура» и «всё переменилось мигом, всё случилось мирно, всё промчалось мимо», поэтому «тихо в Поднебесной. Всё осталось в детстве. Всё осталось в прошлом. В Поднебесной тошно». И вообще, как заявляет Васильев в самом надрывном боевике с альбома, не будет «Больше никакого рок-н-ролла»! Если в тексте появляется грузовик - значит, до конца песни он не доедет. Если вслед за колесом «Катится камень» - значит, он упадёт «в воду с моста, и вода разойдется кругами». Что тут добавишь? Злой рок! А космос в этом виноват или не космос – не столь важно.