19.10.2012

LaoJam: начался случайно, не имеет рамок, и неизвестно, каким он будет.

С Лёшей Клейном мы знакомы очень давно. Со средних классов школы, если мне не изменяет память. В двухтысячном два корефана начали делать первые корявые, но искренние попытки творческого самовыражения и почти сразу придумали аж три разнонаправленных проекта: хип-хоповый, авангардный переходящий в романтическую альтернативу и ультра-хип-хоповый хохмический, очень отдалённо напоминающий группу «Нож для фрау Мюллер». Я преимущественно упражнялся в рифмоплётстве, а Лёша тогда специализировался на придумывании мелодий, юлозании виниловых пластинок и кассетных плёнок. Шло время. Наши подходы несколько разошлись. Но я по-прежнему работаю со словами, а мой товарищ по-прежнему исполняет музыку. За несколько лет он переиграл в нескольких местных командах. На мой субъективный взгляд, не особо интересных. Преимущественно во всех из них, насколько я понимаю, Лёша был не зачинщиком и не на первых ролях. И вот этим летом у него появилось собственное детище, проект, который можно охарактеризовать, как one-man band. Электронный замес из фанка, брейк-бита, джангла, дабстепа, этнических вкрапок и возможно чего-то ещё – а это уже весьма притягательный котёл с кашей, опять же с моей точки зрения.

LaoJam: начался случайно, не имеет рамок, и неизвестно, каким он будет.

Пока всё, что я слышал под маркой «LaoJam» представляется мне, как довольно-таки симпатичный музон, который не грех и порекомендовать. А на завершающем этапе подготовки третьей компиляции сайта, в которую включена пара треков проекта, сидя в кофейне, мы поговорили о нём подробнее: что надоумило на его создание, из чего возникают композиции, и не только.

- Лёха, расскажи, как вообще появилась идея проекта «LaoJam». Ты уже выступал с этим материалом где-нибудь?

- Пока я исполнял только два трека. Был как-то на таком мероприятии, где все исполнители выступали в одиночку. Познакомился с чуваком. Его Серёга зовут. Я первый раз тогда должен был выступать в Underground Баре. Отыграл мой знакомый, Иван Малышев, гитарист. У него более классическая программа: классику переигрывает, гитаристы а-ля Зинчук. Ещё играл какой-то чувак из Питера, две вещи исполнил. И Сергей, который выступал один, с ноутбуком и играл на гитаре. Он сказал, что это типа называется «one-man band». Сама музыка мне не понравилась, но необычно было это видеть. Его концепция мне показалась интересной. Проект «LaoJam» для меня неоднозначен. Он начался случайно, у него нет рамок, и я не знаю, каким он будет. Единственное, что могу сказать точно – он никогда не разрастётся до группы. Я пришёл к этой мысли недавно, но решил, что это действительно фишкан. Интересно работать и вдвоём, и втроём, и вчетвером, я параллельно и в группе сейчас играю - но это уже другой вид творчества.

- А с чем связано, что ты поменял название проекта?

- Так, мне кажется, оно лучше на слух ложится. «Lao Jam» более гармонично звучит, чем «La Jam». А поначалу была идея просто. Главное слово у меня было «Jam», потому что оно ещё пошло с тех времён, когда мы играли джемсейшены с другом Олегом. Ну и идея джема всё время распространялась. То есть такой большой процент импровизации, все дела. И я просто подумал, почему бы не взять артикль не из английского, а из французского – «ля». А потом это слово я увеличил до «лао». Получается, слово означает «старец». Я просто начал увлекаться восточной философией, и, в общем, для меня это важно.

- Но по музыке не сильно ощущается восточная мудрость…

- Ну да. Но если знать меня, можно понять, почему восток. Эти идеи я продвигал ещё в группе «Narayan», индийское название я предложил.

- А взяли его из «Prodigy», подозреваю…

- Да. Но всем понравилось, одобрили его. До этого группа называлась «Игры разума».

- Это уже в честь фильма?

- Ну да. И в «Narayan» мы тоже пытались добавлять элементы восточной этники.

- А какой проект тебе ближе на данный момент?

- На данный момент, собственный, конечно.

- Лично мне твой сольный проект показался интереснее. Не могу сказать, что услышал что-то новое, но, по крайней мере, это смесь чего-то разного, чувствуется влияние всё тех же «Prodigy», джангл проскакивает и много чего ещё. С любопытством отношусь к всевозможным коктейлям, к тому, что смешиваются разные жанры.

- Те треки, о которых ты говоришь, сейчас я воспринимаю немножко в прошлом, потому что на данный момент музыка сменила форму. Она осталась в том же ключе, преимущественно всё электронное, но я экспериментирую. Мне не интересны сами стили, а интересны сочетания. Собственно всё то, на чём я вырос, что слушал – то я в своей музыке и пропагандирую, а точнее, стараюсь воссоздать. В принципе, о многих, зная, что они слушают, можно сказать, какую музыку они делают. Впрочем, я знаю одного человека, не то чтобы гот, он похож на американца, носит бороду такую выбритую и говорит так: «А-а, чувак!». Всегда весёлый, всегда с бутылкой пива. Его звать Сергей. Он играет в группе, в которой я тоже играл. Сейчас она называется «Джефри», а раньше называлась «Texas Massacre». Там жесть, конечно. Я сейчас от такой музыки вообще отошёл. Вообще не слушаю рок. Ну, только старый, «Led Zeppelin», «Doors», Хендрикса практически нет, как не странно. «Beatles», «Rolling Stones», конечно. В основном, из-за фильмов. Потому что, когда нравится саундтрек, всегда смотришь, кто там играл и стараешься потом найти. И всякие такие «Blaxploitation». Не слышал такое направление в кинематографе и музыкальном искусстве с активным участием чёрных, про чёрных, про чёрные кварталы, про их жизнь, всякие такие бандитские фильмы? Этот стиль очень много парадирует Тарантино в «Криминальном чтиве». И музыка та же самая была в фильмах конца и даже середины шестидесятых. Я думаю, по мере того, как будут появляться новые вещи, точнее, будут публиковаться, для кого-то будет удивлением услышать некоторые элементы.

- Пожалуй, ещё я охарактеризовал бы твой саунд, как коммерческий…

- Ну, пока он не приносит денег, мою музыку нельзя назвать коммерчески успешной.

- Я имею в виду, её наполнение: модный сейчас дабстеп, продакшн…. Вообще, всё достаточно ровно. Не исключено даже, попади ко мне твои треки случайно, я подумал бы, что их могли записать где-нибудь в Европе.

- Профессионалы сразу определят, что эти записи очень бюджетные.

LaoJam

 

- Насколько я знаю, у тебя уже оформился и полностью готов целый альбом…

- Да. Первый альбом. Одиннадцать треков. «Jazz-Funk» называется.

- Есть ли на нём собственные сэмплы?

- Там много своих. У меня собственная библиотека сэмплов. Небогатая, но поначалу я не знал о существовании какой-либо библиотеки просто.

- А откуда ты их брал?

- Из музыки, которую слушаю. Сам делал сэмплы. Собственно, и сейчас сам делаю. Кстати, так намного интереснее.

- Со словами аналогичная ситуация?

- Да. Тоже из музыки.

- А слова в том же «Jazz-Funk» откуда взяты?

- Это фраза из «Jane Air» «Junk». Я «Jane Air» послушивал давно. Меня с этой группой познакомила тётя Любовь Щёголева. По-моему, в 2006 году. Она мне включила первую песню, которая называлась «Junk». Послушал и забыл. Потом мне кто-то альбом дал с этой песней. На тот момент мне было интересно: я слушал такую музыку, нью-металл. Но у них какой-то свой специфический стиль.

- Их вроде к эмо относят…

- Ну, на тот момент – нет. Не знаю, я в этом не разбираюсь. Может быть, они и эмо. По-моему, у них период эмо уже позже начался. «Jazz-Funk» - боевой трек, он передаёт настроение энергетического подъёма. Такой незамысловатый.

- А что ты можешь рассказать о треке «Make it Yul»?

- Законы работают в обратном направлении: про те треки, про которые я могу истории рассказать, их нету на повестке дня. А те треки, которые just for lulz , в них нет какого-то дополнительного смысла, кроме того, что ты можешь слышать. Это в первую очередь эксперименты. Диджейские. Ну, или не диджейские. Не знаю, как правильно выразиться. Эксперименты в области миксования. Это такой мой личный один из первых опытов миксования музыки на таком уровне, на уровне компьютера, программы. Ты знаешь, как я раньше это делал.

В этот момент, оба посмеиваясь и вспоминая былые времена, сказали: «видел».

- «Make it Yul» - один из первых моих треков на таком уровне. Вообще, наверно, главный смысл, который я могу рассказать людям, в том, что он посвящён тем временам, когда я играл в группе «Станция Diez». В ней также играл Артул Юл. Прикольный необычный чувак, очень творческий, весь в музыке. После репетиций у нас не редко оставалось время, минут 7-10. И в один раз Артур сразу заиграл эту тему. Не знаю, подготовленную, или в тот момент к нему пришло вдохновение.

- То есть можно сказать, что музыка принадлежит ему? Ну, или вернее, мелодия.

- Да. Точнее – бас-гитарный рифф – это его. Хотя не знаю, на сколько он его, поскольку Артур такой музыкант, который не стесняется заимствовать, ну, или, мягко говоря, черпать вдохновение у кого-то ещё.

- А как Артур потом прокомментировал твой трек?

- Я вообще у него ничего не спрашивал. Когда он услышал, как обычно ничего не сказал. Хотя нет,  спросил: «Ты чё-то нарезал?». Обычно на репетициях играют другую музыку, а тут он (Артур Юл – прим.) заиграл ритмичную, даже танцевальную.

- По-моему, ничего странного. Поскольку лично я его узнал по группе «Techtonical Illumination», в музыке которой присутствуют Acid-jazz, Trip-Hop…

- Ну, на тот момент я не знал, что он любит такую музыку, и ещё играет. А этот трек должен был быть посвящён никому иному, как ему. Идея развить эту тему ко мне пришла не сразу. Я начал работать самостоятельно, вспомнил этот рифф, переслушивая записи на своём диктофоне, подобрал сэмплы – и получилось то, что получилось. И здесь не так, что появляется тема и идёт до конца. Она меняется, и уходит в такое жёсткое русло. Я попытался сделать смесь фанка и альтернативного звучания. Не знаю, плохо получается объяснять словами какие-то музыкальные идеи. Просто послушайте – и всё станет понятно.

- Надо полагать, ключевым треком твоего альбома является «Jazz-Funk», раз вся программа получила его название?

- Это фишка такая. Я не считаю его ключевым. Мне просто нравится название. Возможно, послушав альбом, люди решат, что это показательная вещь, но потом подумают, что не фига подобного.

- Ты где-то выкладывал альбом полностью?

- Нет. Потому что я не сторонник скачиваний. Честно сказать, я этим ещё не занимался и, возможно, сделаю так. Пока только выложил в одном месте – вконтакте, в аудиозаписях группы. Альбом получился разнообразный. Он больше похож на сборник. Когда я записывал эти треки, я не думал об альбоме. Только потом, через определённый период я понял, что альбом закончен. Конец периода, можно сказать.

- А в рамках той группы, в которой сейчас участвуешь, ты что-то сочиняешь?

- В ней я ничего не пишу. Мы исполняем кавера на поп, на фанк, на Майкла Джексона.

- Какой ты видишь для себя прок в переигрывании того же Майкла Джексона? Мне кажется, очень многие занимаются тем, что копируют уже существующие эталоны вместо того, чтобы показать что-то своё. И если ты не попытаешься переосмыслить произведение, в итоге получится жалкая ксерокопия, разве нет?

- Лично мне просто в кайф. Понимаешь, в чём фишкан: оригинал вживую люди никогда не услышат. И пока существует традиция играть вживую, от этого никуда не деться. Когда не останется живых музыкантов, останутся одни ди-джеи, мы будем слушать только записи. Нет ничего плохого ни в том, ни в том. Я люблю слушать и записи и кавер-версии, может быть, не совсем удачные. Но насколько я знаю группы, которые играют каверы, у них с творчеством проблем нет. Не у всех. Но у большинства есть свои проекты. Причём, очень даже оригинальные. Но таковы правила этой индустрии. Когда музыканты играют за деньги и делают свои интерпретации известных произведений, версии, которые отличается от оригинала, обычно люди их не узнают. Они сидят, едят, и они хотят слышать знакомое. Вот такие пироги.

- Иными словами, это либо заработок, либо возможность хоть где-то засветиться?

- Нет, не засветиться. Это именно заработок.

- Обслуживающая музыка получается…

- Как не печально, но это именно так.

- Чужие концерты не посещаешь?

- Только тех группы, которые выступают со мной на одном мероприятии.

- Следишь за чьим-то творчеством, поджидаешь какие-нибудь новинки?

- Нет. Разве что, «Prodigy» новых было бы интересно послушать. А так, слушаю то, что попадается, то, что близко именно сейчас. Из старого нахожу.

- А из относительно новых имён, например, в хип-хопе, с которого для нас с тобой отчасти всё и начиналось, можешь кого-то отметить?

- Пытаюсь вспомнить, кого я знаю из современных рэп-исполнителей… Честно говоря, ничего не приходит на ум. Наверное, из-за того, что ничего не понравилось – потому и не запомнилось.

- Даже Noize Mc на ум не приходит?

- Не-не-не! Я бы сказал пару ласковых про него, но не люблю это дело.

- И как бы ты его назвал? Позёром?

- Он – позер!.. Я уважаю любое творчество, и раз человек до сих пор этим занимается, значит - он делает это искренне, значит ему это необходимо.

- А как насчёт позиции в музыке, гражданской, например? Должны ли музыканты её высказывать? Если творческого человека что-то беспокоит, он не сможет смолчать и, вполне возможно, напишет об этом песню.

- Я думаю, музыка – это музыка, а гражданская позиция – это гражданская позиция. Так как я не пишу текстов, для меня гражданская позиция в музыке не имеет никакого значения. Хотя она может выражаться тоже посредством музыки, но будет понятна только мне. Может быть, это поймёт кто-то ещё. Лучше послушать музыку, чтобы понять какая у меня позиция.