01.04.2008

Сделай сам: селф промоушн и человеческий фактор

Если зайти на realmusic.ru и посмотреть рейтинг самых музыкальных городов страны, то Новосибирск мы увидим на почётном третьем месте, после Москвы и Санкт-Петербурга. Разрыв, надо заметить, весьма серьёзный: 105 и 36 страниц, заполненных именами и названиями групп, против наших 9. Но третью «рок-н-ролльную столицу», Екатеринбург, мы уверенно обходим по очкам. Но только по очкам, и боюсь, что только на этом сетевом ресурсе. Вне интернета многочисленность новосибирских музыкантов как-то не столь очевидна. Случайно услышать хорошую новосибирскую группу почти невозможно: их приходится искать.

Сделай сам: селф промоушн и человеческий фактор

Давайте признаемся честно: во многом артисты виноваты сами. Искусством авто-пиара в нашем городе владеют далеко не многие музыканты, и видимо, никто из них не владеет им в должной мере. Проекты, направленные на продвижение новосибирских групп зачастую столь одиозны в своём исполнении, что решиться на участие в них можно только за неимением альтернативы. Мало приятного обнаружить себя в окружении коллективов, чей уровень авторского мастерства стремится к нулю. О каких бы то ни было агентах, работающих с артистами, как это бывает в цивилизованных краях, я не слышал вообще.

Но какой-то положительный опыт существует. Например, «Звуки реформаторов»: не самая сильная, казалось бы, группа города на данный момент проживает в Санкт-Петербурге, гастролирует по стране, и издаёт альбом на «Синтез-Продакшн». Как?

Для того, чтобы это выяснить, я обратился к Александру «Proff'у» Швецову, барабанщику группы. Если верить ему, всё очень просто:

- На каком сборнике вы впервые опубликовались, и насколько было трудно туда попасть?

- Первый сборник, на котором мы вышли, назывался «54 размер Русского панк-рока». Это был 2004 год: составлением сборника занимался Владимир Ферапонтов. Мы отправили ему свои песни, он послушал их и внес в сборник.

- Как вы вышли на «Синтез-продакшн»?

- Я отослал его на лейбл, дирекция лейбла послушала материал и согласилась выпустить диск.

- Какая планируется дистрибьюция альбома?

- Дистрибьюция диска планируется по всей России и странам СНГ.

Первая публикация на сборнике, сама по себе не маловажный момент в становлении любого коллектива. Но важно так же, что это за сборник: местного значения, или всероссийский; эклектичный, или составленный из групп одного стиля. В случае с «ЗР», публикация на всероссийском панк- сборнике была, очевидно, верным решением. На достигнутом ребята не остановились, отметившись в последствии на сборниках «Типа Панки и Все Такое», «Мега Рок», «Мы Сделали Это», «Панк Свобода», «Панк-О-Мания». Их настойчивости можно не только завидовать, тут есть чему поучиться. Публикация же на "Молодом роке сибири", например, скорее всего принесёт группе весьма сомнительные дивиденты.

Другое направление продвижения - интернет. Количество ресурсов в сети, где можно разместить информацию о своём проекте, выложить музыку, фотографии, растёт с каждым днём. RealMusic, MySpace, Герой нашего времени, slam.ru и многие другие. Но, как показывает опыт, просто создать страничку и опубликовать там своё творчество, недостаточно. Чтобы привлечь и поддерживать устойчивое комьюнити, необходимо постоянно следить за происходящим на вашей страничке, общаться на форумах, отвечать на комментарии и время от времени добавлять новую информацию. Это требует наличия свободного времени, а музыканты - люди занятые. У многих из них, помимо музыки, есть ещё работа, семья, прочая личная жизнь. И для полноценной работы проекта нужно не только на форумах тусоваться.

Наличие в рядах группы человека, готового звонить, бегать, сидеть в сети, договариваться с издателями, организаторами концертов, другими полезными людьми - большая удача для коллектива. Удача вдвойне, если у него есть организаторские способности. Иначе приходится брать человека со стороны. Но, как сказал Алексей «Гамлет» Терещенко, лидер-гитарист группы «ГаМЛеТ», «такие люди на дороге не валяются, а те, что валяются, нам не нужны». К тому же такой администратор вряд ли согласится работать на голом энтузиазме. А гонорары у Н-ских групп такие, что процентом с них вряд ли можно кого-то соблазнить. Собственно, отсутствие сколько-то приличного менеджмента и является причиной, по которой группа «ГаМЛеТ» остаётся сравнительно малоизвестной, при наличии интересного собственного материала и высоком уровне владения инструментами.

При этом бывает так, что группа, которой каким-то чудом удалось найти вменяемого администратора, самым вульгарным образом подводит его, динамя сейшены, интервью и репетиции. И это не злой умысел или «звёздная» болезнь. Элементарная безответственность, помноженная на рок-н-ролльный образ жизни, способны свести на нет любые усилия даже самого расчудесного менеджера.

Но если нельзя заработать на одном музыканте, то можно на десяти. Агенты, работающие сразу с большим количеством артистов, могли бы, в какой-то степени спасти ситуацию, но их нет.

Зато сравнительно недавно в нашем городе появилась такая организация, как творческое концертное сообщество «Им-перья!». Несколько энтузиастов, организовавших его, занимаются за свой счёт организацией концертов. О коммерческой отдаче речи не идет, но мероприятия, тем не менее, проходят вполне успешно. Работают они в основном с артистами, что называется, неформатными: этно-дуэт «Жужа и Петрович», арт-рок группа «Ильвинги», фолк-группа «Гринвуд» и т.д.

Хочется верить, что заразительны не только дурные примеры, и совместные усилия энтузиастов и дельцов от искусства позволят сделать пожирнее точку Новосибирска на музыкальной карте страны.

Станислав Ильин