09.06.2009

ПЕЛАГЕЯ // Тропы (Мистерия Звука, 2009)

«Спасибо» «Золотому кольцу», Надежде Бабкиной, Балагану Лимитед и иже с ними за то, что наш, не побоюсь этого слова, фолк так ненавистен на своей родине. Всенародное признание собственной культуры как незаменимого атрибута пьянок и торжеств напрочь убивает какой-либо либо мало-мальски серьёзный интерес к ней со стороны молодёжи и подрастающих поколений: «Я скорее пойду на арабскую дискотеку или рэгги с латино послушаю». К горловому пению разных народов у нас проявляется и то больше уважения. И было бы дело совсем труба без адекватных представителей жанра - Инны Желанной, групп «Волга» и «Мельница», Пелагеи. По телевизору показывают их редко, по радио не передают вовсе, пластинки лежат не в каждом магазине. Но в таком виде «русский фолк» лично у меня вызывает уважение. Да и покажи музыкантов на международном этно-фестивале – уж стыдно точно не будет.

ПЕЛАГЕЯ // Тропы (Мистерия Звука, 2009)

Наша голосистая землячка Пелагея Ханова хоть на сцене и с детства, но релизами не балует. У неё до сих пор всего 2 номерных альбома. Дебютный «Пелагея» (2003 г.) включил в себя почти весь материал, записанный певицей с десятилетнего возраста. Второй, «Девушкины песни», вышел ещё спустя 4 года. Вот ожидалось появление третьего, но к гастрольному туру группа успела записать только сингл, которому досталось заготовленное название. Что ж, он тоже - явление знаменательное.

Две из четырёх протоптанных на новом диске «аудио-троп» - народного сочинения, две другие – это матушкины песни. Они написаны Светланой Хановой в соавторстве с гитаристом Пелагеи Павлом Дешура. Кстати, образ мамы не упоминается лишь в одном из представленных номеров («Ой, да не вечер»). Удивитесь ли вы, узнав, что среди привычных фолк-мотивов в этот раз затесалась босанова, то ли с уматурмановской, то ли с трофимовской аранжировкой? Это приятный на слух, но не самый запоминающийся эксперимент группы. Помимо совместных выступлений с Вячеславом Бутусовым, Гариком Сукачёвым, Александром Ф. Скляром, с Сергеем Бабкиным, Лучано Паваротти, Аллой Пугачёвой и актрисой Дарьей Мороз, в своё время Пелагее удалось адаптировать под себя Эннио Морриконе и «Limp Bizkit» из второй части «Миссия невыполнима», сделать кавер на «Depeche Mode» («Home»), который авторы признали лучшим на всём включающем её сборнике («Депеша для Depeche Mode», Feelee, 1998) и даже сумела воспроизвести созданную от начала до конца на компьютере арию Плавалагуны из фильма «Пятый элемент». Впрочем, новые творения тоже не разочаруют. Чтобы описать услышанное, пусть это такая малая порция, как сингл, я воспользуюсь словосочетанием «Сибирский драйв», которым озаглавлен DVD с записью совместного концерта с фольклорным театром из Читы «Забайкалье» в качестве приложения к «Тропам» (DVD немного ранее издан также и сам по себе). Очень сочные и энергичные, впитавшие в себя силу и красоту чистой природы и исполненные добрыми людьми, песни пробирают насквозь. Если включить ту же «Голубушку» или «Мамку» громко-громко, забываешься мгновенно - тут же переносишься на глухую опушку леса, куда доносятся мощные звуки музыки и волшебный голос Пелагеи. Настоящий расколбас! Потратьте всего лишь треть часа – и после этого не говорите, что «русский фолк» неактуален или скучен!