20.09.2008

Ответы дяди Ко

Розовые штаны - три раза ку! Это входит в помещение недавно открытого книжного магазина на Маркса дядюшка Ко: «Здрасте, извините». Да чего уж там, что такое лишних двадцать минут ожидания, когда ждёшь такого человека? Кстати, кем вы себя больше ощущаете, Артемий Кивович, журналистом, писателем или музыкальным критиком? «Мне вообще странно, что вас интересует, кем я себя ощущаю! В разное время по-разному. Я себя ощущаю авантюристом, путешественником и отцом детей. И уж точно не публицистом или писателем. А когда мне говорят, что я звезда и живая легенда, это приводит меня в состояние совершенно искреннего подхихикивания».


«Здрасте»


Я вообще оказался в Новосибирске не по музыкальным делам, и даже не по книжным. Что называется, оказия вышла. Основная причина заключается в том, что в Толмачёво сегодня открывается выставка современного российского искусства «Будущее зависит от тебя. Новые правила». Это огромный проект, передвижная выставка, которая дрейфует по России с востока на запад. Пьер Броше, мой друг, православный французский человек, инициатор этой идеи и куратор выставки. Его основное занятие - это издание известной серии путеводителей «Ле Птю Фюте», но в последнее время современное российское искусство начинает перевешивать.

 

«Гремучие скелеты в шкафу» и «Ангелы МКАДа»

 

«Гремучие скелеты в шкафу» - это сборники моих статей, как официальных, так и самиздатовских, которые в основном писались для советской комсомольской прессы, в 70–80е годы. Ну какой там был смак? Я же не Василий Аксёнов или Сергей Довлатов. Там скупым языком изложено о загнивании буржуазной культуры, и всё такое прочее. То, что в них есть смачного, это такие небольшие комментарии, которые я написал уже сейчас. Я вообще без трепета отношусь к собственному творчеству, никогда не перечитываю – написал и забыл. Но тут мне пришлось, поскольку издательство, серьёзная работа, гонорар авансом. Я перечитал большое количество собственных юношеских произведений, и мне показалось, что они какие-то казённые, суховатые. И тогда я написал маленькие комментарии, где велась речь о том, при каких обстоятельствах писалась та или иная статья, какая у меня была тогда подруга, какие были проблемы с цензурой и т.д. В частности статья о Джимми Хендриксе была вдохновлена одной конкретной девушкой, Людой, которую я не видел года с 77 или 78. Очень красивая была девушка.

 

Если же говорить о «смаке», то «смачная книга» - это «Ангелы МКАДа». Я эту книгу не писал, и на описанные в ней подвиги не способен. Её написал человек, скрывающийся под псевдонимом Д. К. Миронов. Вообще-то, мой водитель. Это, на мой взгляд, веселейшее и талантливое порно. Смесь «Декамерона» Боккаччо и рассказов Зощенко. Очень рекомендую. Книга почти нигде не продается, все издательства испугались, поэтому она издана на деньги автора. Так что, покупая эту книгу, вы способствуете благосостоянию простого московского шофёра.

 

Диверсант Dayly

 

Этот сайт был придуман довольно давно, когда ещё была такая газета «Коммерсант dayly», и первоначально он был в большей степени «лайф стайл» сайт. Но по мере того как правительство антинародного режима меня всё больше и больше раздражало, я там всё больше и больше писал на темы политические. Я сотрудничаю с несколькими издательствами, в том числе с издательством «Время», которое такое серьёзное, солидное, слегка занудное. Они хотели выпустить книгу на основе материалов с этого сайта, но я им сразу сказал, что время сейчас не ельцинское, а время сейчас чекистское, Россия в очередной раз куда-то возрождается, патриотизм цветёт, и, думаю, за эту книгу вас не поощрят. Они сказали «нет, нет, нет, там всё в порядке, мы и не такое печатали». На самом деле, они такого не печатали, это точно. Я им отдал рукописи, и вот они уже около года лежат, и никакого движения я там не наблюдаю. Но меня всё это не особенно волнует. Естественно, я лишаюсь некой суммы прописью, но все материалы доступны, и вы можете их прочитать в интернете. А почему я не обновлял этот сайт с весны 2006 года, отправил его в добровольно-коматозное состояние, это долгая история. И, слава Богу, что вы меня об этом не спросили.

 

Музыка

 

То, что я приехал в Новосибирск с не музыкальной миссией, отчасти говорит о том, как я воспринимаю теперешнее развитие музыки. Я считаю, что музыка сейчас находится в довольно тоскливом состоянии. И мне, как человеку, который любит, чтобы было погорячее и повеселее, стало горячее и веселее в некоторых иных сферах. Скажем, вот, изобразительное искусство. Посудите сами: в Новосибирске есть одна неплохая, но довольно посредственная группа под названием «Punk TV», и прекрасная, гремящая по всей России и за её пределами, группа художников «Синие носы». Абсолютно несопоставимые вещи.

 

A-One

 

К каналу A-One я отношусь с симпатией, хотя всю эту зубодробительную музыку не особенно слушаю. Если бы мне было столько же лет, сколько вам, я бы воспринимал всё это с большим энтузиазмом. Нужно просто понимать, что есть музыка, которая имеет возрастные границы. Человеку в 53 года слушать этот скрежет зубовный немного утомительно. Хотя, когда я был моложе, я слушал и панк-рок, и психоделику самого шумного плана.

 

Кроме того, в сентябре на этом канале выходит программа, под названием «Журфак», которую будут делать мои студенты со спецкурса музыкальной журналистики МГУ, и там будет такой «бонус» - «голова профессора Троицкого», где я комментирую, но не столько сюжеты, сколько работу своих студентов, и ставлю им оценки.

 

Премия «Степной волк»

 

Я считаю, что «Степной волк» Германа Гессе - лучшая книга о музыке, о духе музыки. Есть ещё «Рождение трагедии» Ницше, но это было бы чересчур. К тому же была такая американская группа «Steppen Wolf». Поэтому такое название для премии считаю вполне логичным. Эта премия проходит в рамках Московского Открытого Книжного Фестиваля на базе Центрального Московского Дома Художников. На её создание меня вдохновило то, что мне в очередной раз прислали какой-то опросник, то ли с канала MTV-Russia, то ли с МузТВ. Они тоже проводят свои премии и вручают их при скоплении всякого планктона из шоу-бизнеса. Одно время я, как дурак, заполнял эти анкеты, и писал, кто мне на самом деле нравится. И потом в пресс-релизах читал: лучший певец – Дима Билан, лучшая певица – Жанна Фриске, лучший клип – «Блестящие» и т.д. А под этим всем такой текст - «В жюри принимали участие…», и среди первых имён – Артемий Троицкий. Моё имя, уж славное, или не очень - это кому как нравится, стояло там, где мне совсем не хотелось его видеть. Поэтому со временем я перестал отвечать на все эти анкеты. Но мое имя в пресс-релизах всё равно продолжало появляться, видимо, они эти анкеты не читают, потому что и так понятно, кому и что достанется. И я решил проводить собственную премию. А тут как раз этот фестиваль.

 

Премия всем очень понравилась, хотя была, конечно, критика и справа, и слева. Особенно меня порадовала критика слева. Некоторые решили, что премию получили какие-то попсовые артисты: Земфира, «Ленинград», «Ляпис Трубецкой». Но я никогда не считал себя упёртым альтернативщиком и каким-то гиперснобом. И если «Ляпис Трубецкой» действительно сняли самый забавный и интересный видеоклип, остаётся только радоваться, что это не сделала группа «Фабрика». Потому что если бы они сняли «Капитал», пришлось бы отдать премию им.

 

Встреча с прессой и читателями длилась почти час, но желающие не успели задать всех вопросов. Артемий и Пьер уже куда-то опаздывали и, видимо, опоздали, так как автографы Троицкий раздавал ещё минут двадцать. Люди расходились медленно и нехотя, будто после удачного концерта. Вроде всё кончилось и надо бы домой, но хочется «продолжения банкета». Возможно, поэтому многие купили себе какую-нибудь книгу героя дня, чтобы продолжить общение, пусть и заочно.