07.10.2008

Гадкие лебеди

Россия, 2006

Режиссер: Константин Лопушанский

В ролях: Григорий Гладий, Леонид Мозговой, Алексей Кортнев, Римма Саркисян

Жанр: фантастическая драма

Продолжительность: 105 мин.

 

Два часа ночи. В доме тихо – спят все. А я, похоже, уже не лягу. Впечатлений через край. Просто нечасто попадается что-то, подобное просмотренному тридцать минут назад. Наши ведь снимать не умеют. Насмотрятся голливудских фильмов, а потом ставят дерьмо какое-нибудь с кучей понтов. А потом еще имеют наглость называть это словом «кино». Даже в так называемых артхаусных постановках сказать что-то новое никто не может. Бред номер раз, а за ним бред номер два. Редкие исключения только подтверждают общее правило. И тут такое.

Logo

 

Виктор (Григорий Гладий) – член комиссии ООН. С женой он разошелся. Их дочку Иру (Римма Саркисян) она отправила в интернат для одаренных детей, что никак не укрепляет и без того плохие отношения бывших супругов. Мать старалась, чтобы невероятные способности дочери нашли применение именно в этом месте, а отец, в свою очередь, отпускать ребенка не хотел. Но сейчас семейные разногласия становятся десятым делом. Интернат, в который отправили Иру, находится в городе Ташлинске, который с недавнего времени окружен военными и объявлен закрытой зоной. Причина – так называемые «мокрецы», то есть местные жители, которые, благодаря своей особой «энергетике» вызывают странные погодные явления. Если по-крестьянски, то город затоплен. Аномалию изучают ученые из специального подразделения комиссии ООН, и именно в эту группу и вступил Виктор. Вступил, понятно, чтобы добраться до дочери, потому что по-другому в город не попадешь. Он – известный писатель, с его мнением многие считаются, и руководящие лица решили, что человек с трезвой головой и трезвым же взглядом на жизнь в кучке просто умников с докторскими диссертациями за душой будет очень кстати. Что не мешает им впоследствии принять решение о распылении химических веществ над городом, чтобы избавиться от облаков. Военных интересует только одно – аномалии быть не должно, а ее первопричину они не видят, поэтому уничтожить облачный слой – и точка. Ученых никто не спрашивает, сколь-нибудь известных писателей – тоже. Всех жителей эвакуируют, включая детей. Останутся только мокрецы, которые для всего остального мира – просто кучка больных людей. Миру наплевать, что мокрецы никого не трогают. Миру достаточно странного энергетического поля и повышенного уровня воды. Мир не хочет, чтобы этот феномен изучали. Мир хочет, чтобы этот феномен исчез. Феномен – это ненормально, а ненормально – значит плохо, считает мир в лице военных и собирается от этого феномена избавиться. Но дети, которые не отходят от мокрецов ни на шаг, считают, что ненормально – значит хорошо, а нормально – значит плохо, потому что ненормально – это по-другому, это не так, как у всех, это уникально, а нормально – значит банально, заурядно. Нормально – это плохо, мать вашу. И никуда дети не уйдут, пока мокрецы им сами не скажут уходить. Если скажут.

 

«Гадкие лебеди» сняты по одноименной повести братьев Стругацких. Книгу эту я не читал и не знаю, какие в нее заложены идеи, чем она кончается и сколько из нее попало в фильм. Единственное, что мне известно, так это то, что режиссер Константин Лопушанский перекроил финал. В общем, хватит сравнивать и ассоциировать. Простой факт: «Гадкие лебеди» - великолепное кино. Умное, оригинальное и ненормальное, как дети и мокрецы. И ХОРОШО, что ненормальное. Основная его мысль – именно в ненормальности. Смешиваться с толпой – плохо, терять свое мнение и свое лицо в толпе – плохо. Выделяться из массы и иметь СВОЙ взгляд на вещи – хорошо. Даже если, для массы ты будешь выглядеть идиотом. Идиотизм тоже штука относительная.

 

Другая мысль фильма – это дети. Дети – цветы жизни. Дети – будущее. Взрослые уже сформировались, расти им уже некуда. Они состарятся и умрут, а все, что они сделали, дети поменяют или уничтожат, если им это не понравится. Дети еще многого не знают. Они не знают многих хороших вещей, но они не знают и плохих вещей, которых не меньше, чем хороших. И взрослым не следует про это забывать, если они не хотят, чтобы дети уничтожили все хорошее, оставив плохое.

 

Эти идеи фильм передает отлично, в этом его главная ценность. Что касается постановки, то тут придраться практически не к чему. Смотрится все очень ровно, без «провисаний». Единственное, что несколько режет глаз, – это манера оператора подражать Тарковскому (имя его мне, к сожалению, не известно). Снимать один план по три минуты так, чтобы это хорошо ложилось в течение всего фильма, не получилось. Так умел делать только Тарковский, подражать ему – плохо. Нормально.

 

Актеры сработали очень неровно. Дети просто начитывали текст, изображая из себя роботов. Не знаю, как у вас, а у меня это ассоциируется с чем угодно, но никак не с одаренными чадами. Все остальные, включая и Григорий Гладий в роли Виктора, то играют, то переигрывают. Понравился разве что Леонид Мозговой в роли председателя комиссии по прозвищу Айк. Четко видно, что перед нами именно ученый муж, который уже давно дошел до предела своих полномочий и которому после принятия военными радикального решения остается только сокрушаться. Очень убедительно сыграл. А вот кому совершенно точно не место в этом фильме, так это Алексею Кортневу. После совершенно кукольного монолога о том, что он думает по поводу всей этой ситуации с детьми, мокрецами и потопом, стало ясно, что Кортневу сколь-нибудь серьезные роли доверять нельзя.

 

Диагноз: смотреть совершенно точно. Хоть и актеры слабоваты. Хоть и оператор слегка облажался. Эти недостатки едва заметны на фоне мощного сценария и режиссуры. Подобное кино снимают нечасто, тем более, в России. Чего уж говорить про Стругацких, которым нечасто улыбается удача смотреть на свое творчество на экране и при этом не плеваться в него. Товарищи, спасибо большое. А книгу я обязательно прочитаю.