Дежурит во время полета андроид Дэвид (Майкл Фассбендер). Развлекает он себя сто восьмым просмотром «Лоуренса Аравийского», баскетболом на велосипеде и изучением языков. Последнее нужно ему для того, чтобы быстро разобраться в языке создателей при встрече.
Прошло два года четыре месяца. Пора будить экипаж. Просыпаются археологи Шоу (Нооми Рапас) и Холлоуэй (Логан Маршалл-Грин), капитан корабля Янек (Идрис Эльба), командующая экспедицией Викерс (Чарлиз Терон) и еще пяток персонажей ролями помельче. Викерс отжимается попой кверху, Янек ставит елочку на рождество, пяток персонажей курит травку и толсто шутит.
Планета LV-223 встречает гостей красивыми, но мертвыми пейзажами и полным отсутствием жизнедеятельности. До тех пор, пока группа не добирается до некоего явно рукотворного сооружения, внутри полного трупов мускулистых гуманоидов в малозаметных трусах. Кроме этого, обнаруживается некая субстанция, явно органического происхождения, притом активно развивающаяся, умная и прожорливая.
Давайте с самого начала. В 1979 году молодой, подающий большие надежды режиссер Ридли Скотт снял фильм «Чужой», вывернувший наизнанку многие понятия о жанре фантастики. Это был шедевр, по-настоящему жуткий фильм о монстре, о страшной сволочи, от которой не было спасения, которая проникала везде и всюду, увеличивалась в размерах и на хрен пугала зрителя. Скотт создал незабываемую атмосферу страха и безысходности. С корабля просто так не убежишь, вокруг космос, тебя не услышат, они мертвы, в коридор выйти страшно – там эта мразь с когтями, с двумя челюстями и без глаз. И без этих глаз она видит тебя. И оружие тут не поможет, мразь быстрее и хитрее.
На волне популярности были сняты три продолжения и еще сколько-то там кроссоверов или, по-крестьянски, фильмов с привлечением вселенной «Чужих» в какую-нибудь другую вселенную, выпущены компьютерные игры, комиксы, фигурки, майки, ключи, ножи, брелки, маски, когти и хвосты для фанатов, коих было очень много и кои создали гвалт и потеху вокруг события. По качеству же с первоисточником мог потягаться только второй фильм, который ставил тогда уже известный и головастый Джеймс Кэмерон. Все остальное варьировалась от плохого до неплохого, но не оставляющего глубокого следа. А Скотт тем временем снимал свое кино и медленно скатывался. От отличных «Бегущего по лезвию», «Черного дождя» и «Тельмы и Луизы» до красивого, но глупого «Гладиатора» и отвратного «Гангстера».
А теперь счастливое воссоединение отца и детища. Спустя тридцать три года Скотт снимает предысторию «Чужого». И при этом говорит, что это не предыстория «Чужого». Ага, особенно вторая половина. Помните здоровенного гуманоида с разорванной грудной клеткой, сидящего за пультом управления, подозрительно напоминающим телескоп, в заброшенном корабле в «Чужом»? Вам расскажут, как он там оказался. И откуда вообще взялись чужие. Вот только я сильно сомневаюсь, что ответ вас удовлетворит.
Написанное в завязке сюжета – это примерно один час фильма. Здесь с цельностью сюжета, нагнетаемой атмосферой и количеством маразма в этой атмосфере все еще более или менее хорошо. Разве что вместо малозаметных трусов для гуманоидов могли придумать что-нибудь менее вызывающее и более соответствующее духу серьезного фантастического фильма. А на второй час всех начинают тупо, не творчески, нестрашно и неаппетитно жрать. Курящих травку убивает приходами, трупы поднимаются из могил, зомби объявляются на базе и едят не съеденных, гуманоиды выскакивают, гадят, портят настроение и страшно хотят закидать в жопу всех людей на планете Земля яйцами чужих, песчаные бури песчанят и бурят, не съеденные съедаются, Нооми Рапас старается быть похожей на Сигурни Уивер, но у нее получается быть похожей на вторую и третью девушек с татуировкой дракона, что не комплимент. И только андроид Дэвид с холодным немецким обаянием и очаровательной ухмылкой все делает правильно, логически и со вкусом.
А теперь по-русски. Граждане, говно! Полгода продюсеры, среди которых и друг наш Ридли, потчевали нас трейлерами и делали фильму грамотную рекламу только затем, чтобы мы пошли и отдали сколько-нибудь денежек за страшно исковерканную сказку, в которой весь эффект создается не умело нагнанной жутью, а кровищей, графикой, неудобоваримостями и идиотизмом, выдаваемым за простоту.
Опять же, давайте сначала. С визуальной частью в фильме все более или менее в порядке. Действительно красивые и действительно мертвые пейзажи, разбавляемые жутковатыми коридорами и интерьерами творения рук гуманоидных. С последним приложил руку Ганс Рудольф Гигер. Тот самый, который в 1979 году нарисовал для Скотта оригинального чужого. Да и вообще невооруженным глазом видно, что львиная доля времени, сил и денег была потрачена на зарплату дизайнерам. Это не какое-нибудь «Время», в котором вся оригинальность вселенной ограничивалась электронным таймером на запястье кого-нибудь, а полноценный мир с немалым количеством оригинальных фишек. Собственно внутри «Прометея» уже интересно. А потом появляется живая и умная субстанция, дорогостоящий аппарат, умеющий делать кесарево сечение в полевых условиях, сканеры-собаки, урны, кальмары, змейки, лезущие в рот, гуманоиды, голограммы, здоровенный инопланетный корабль-баранка, песчаные бури и постаревший вдвое Гай Пирс. И все это стимулирует определенный интерес.
С актерами вышло похуже. Собственно хвалить будем двоих. Но сначала поругаем. Чарлиз Терон в роли строгой начальницы с синдромом недотраха полностью провалилась. В начале фильма отжимается совершенно точно не она, а ее попа. Лицо… лица практически нет. Все съела попа. Весь фильм она только и делает, что много запрещает и маленько разрешает, и делает это крайне неубедительно. Как командира, ее должны были съесть первой. Но не съели. А жаль. Хотя едва ли. Курящие травку из пятка второстепенных лиц выглядят еще хуже. Вот их съедают первыми. Курить меньше надо.
А теперь похвалим. Во-первых, не очень главный капитан Янек выглядит вполне себе здорово, удачно хохмит и неудачно проявляет чудеса героизма. Но за последнее спасибо не ему, а авторам сценария. Во-вторых, Майкл Фассбендер. Андроид из него вышел великолепный. Собственно, он – лучшее, что есть в фильме. Все потуги дизайнеров во главе с Гигером меркнут, когда на экране Дэвид учит язык, когда он хитро ухмыляется во время просмотра голографической записи, оставленной экипажу Питером Вейландом, когда он философствует в разговорах с другими персонажами. Персонаж получился очень яркий.
И вот теперь самое неприятное. С сюжетом, с основой основ, вышел полный швах. Причем вроде бы все более или менее стройно и причесано. Никаких страшных нестыковок нет за исключением того, что мертвый гуманоид в «Чужом» был найден сидящим за пультом управления, а в «Прометее»… он закончил не за пультом. Пугает здесь идиотизм сценарных изгибов. Трусы гуманоида лезут на передний план и портят вообще все, даже присутствие в кадре Фассбендера. Рассказывать подробно – значит наплодить спойлеров, как будто их и без того мало, и испортить настроение тем, кто хочет испортить его самостоятельно. Но например. Некоторые члены экипажа жертвуют своими жизнями на благо цивилизации невероятно идиотским образом. Выглядит это чудовищно и режет сразу несколько органов чувств. Нооми Рапас как центральный персонаж в финале принимает решение, которое заставляет думать, что она наглоталась слишком много песку. И только Дэвид ходит и очаровательно ухмыляется.
Диагноз: нет, он старался. Только не туда старался. Люди шли в кино на нового «Чужого», а получили хрен чужого. Мясо с кровью там, где его не должно было быть. Крупную вселенную без применения. Чертей из табакерок, бьющих в самые больные места. Говно получили, чего уж выгораживать. Режиссер Ридли Скотт полностью оболванился на собственной же почве, на которой тридцать три года назад он сам взрастил теперь уже классику. Пойду-ка я ее пересмотрю. А это только пнуть еще разок и забыть.
{igallery 96}