04.06.2012

Прометей (Prometheus)

США, 2012

Режиссер: Ридли Скотт

В ролях: Нооми Рапас, Майкл Фассбендер, Чарлиз Терон, Идрис Эльба, Гай Пирс, Логан Маршалл-Грин

Жанр: дурдом на колесиках

Продолжительность: 124 мин.

2088 год. Группа археологов где-то в Шотландии обнаруживает наскальные рисунки, указывающие на то, что вместо обезьяны Дарвина в появлении человечества виновата некая инопланетная раса, обитающая далеко-далеко. Организуется экспедиция, которую садят на космический корабль «Прометей» и отправляют в двухлетний полет к черту на рога. Финансирует все предприятие некий Питер Вейланд (Гай Пирс), который, если верить оставленной им голографической записи, на момент достижения кораблем искомой планеты будет мертв. Старость.

Logo

 

Дежурит во время полета андроид Дэвид (Майкл Фассбендер). Развлекает он себя сто восьмым просмотром «Лоуренса Аравийского», баскетболом на велосипеде и изучением языков. Последнее нужно ему для того, чтобы быстро разобраться в языке создателей при встрече.

Прошло два года четыре месяца. Пора будить экипаж. Просыпаются археологи Шоу (Нооми Рапас) и Холлоуэй (Логан Маршалл-Грин), капитан корабля Янек (Идрис Эльба), командующая экспедицией Викерс (Чарлиз Терон) и еще пяток персонажей ролями помельче. Викерс отжимается попой кверху, Янек ставит елочку на рождество, пяток персонажей курит травку и толсто шутит.

Планета LV-223 встречает гостей красивыми, но мертвыми пейзажами и полным отсутствием жизнедеятельности. До тех пор, пока группа не добирается до некоего явно рукотворного сооружения, внутри полного трупов мускулистых гуманоидов в малозаметных трусах. Кроме этого, обнаруживается некая субстанция, явно органического происхождения, притом активно развивающаяся, умная и прожорливая.

Давайте с самого начала. В 1979 году молодой, подающий большие надежды режиссер Ридли Скотт снял фильм «Чужой», вывернувший наизнанку многие понятия о жанре фантастики. Это был шедевр, по-настоящему жуткий фильм о монстре, о страшной сволочи, от которой не было спасения, которая проникала везде и всюду, увеличивалась в размерах и на хрен пугала зрителя. Скотт создал незабываемую атмосферу страха и безысходности. С корабля просто так не убежишь, вокруг космос, тебя не услышат, они мертвы, в коридор выйти страшно – там эта мразь с когтями, с двумя челюстями и без глаз. И без этих глаз она видит тебя. И оружие тут не поможет, мразь быстрее и хитрее.

На волне популярности были сняты три продолжения и еще сколько-то там кроссоверов или, по-крестьянски, фильмов с привлечением вселенной «Чужих» в какую-нибудь другую вселенную, выпущены компьютерные игры, комиксы, фигурки, майки, ключи, ножи, брелки, маски, когти и хвосты для фанатов, коих было очень много и кои создали гвалт и потеху вокруг события. По качеству же с первоисточником мог потягаться только второй фильм, который ставил тогда уже известный и головастый Джеймс Кэмерон. Все остальное варьировалась от плохого до неплохого, но не оставляющего глубокого следа. А Скотт тем временем снимал свое кино и медленно скатывался. От отличных «Бегущего по лезвию», «Черного дождя» и «Тельмы и Луизы» до красивого, но глупого «Гладиатора» и отвратного «Гангстера».

А теперь счастливое воссоединение отца и детища. Спустя тридцать три года Скотт снимает предысторию «Чужого». И при этом говорит, что это не предыстория «Чужого». Ага, особенно вторая половина. Помните здоровенного гуманоида с разорванной грудной клеткой, сидящего за пультом управления, подозрительно напоминающим телескоп, в заброшенном корабле в «Чужом»? Вам расскажут, как он там оказался. И откуда вообще взялись чужие. Вот только я сильно сомневаюсь, что ответ вас удовлетворит.

Написанное в завязке сюжета – это примерно один час фильма. Здесь с цельностью сюжета, нагнетаемой атмосферой и количеством маразма в этой атмосфере все еще более или менее хорошо. Разве что вместо малозаметных трусов для гуманоидов могли придумать что-нибудь менее вызывающее и более соответствующее духу серьезного фантастического фильма. А на второй час всех начинают тупо, не творчески, нестрашно и неаппетитно жрать. Курящих травку убивает приходами, трупы поднимаются из могил, зомби объявляются на базе и едят не съеденных, гуманоиды выскакивают, гадят, портят настроение и страшно хотят закидать в жопу всех людей на планете Земля яйцами чужих, песчаные бури песчанят и бурят, не съеденные съедаются, Нооми Рапас старается быть похожей на Сигурни Уивер, но у нее получается быть похожей на вторую и третью девушек с татуировкой дракона, что не комплимент. И только андроид Дэвид с холодным немецким обаянием и очаровательной ухмылкой все делает правильно, логически и со вкусом.

А теперь по-русски. Граждане, говно! Полгода продюсеры, среди которых и друг наш Ридли, потчевали нас трейлерами и делали фильму грамотную рекламу только затем, чтобы мы пошли и отдали сколько-нибудь денежек за страшно исковерканную сказку, в которой весь эффект создается не умело нагнанной жутью, а кровищей, графикой, неудобоваримостями и идиотизмом, выдаваемым за простоту.

Опять же, давайте сначала. С визуальной частью в фильме все более или менее в порядке. Действительно красивые и действительно мертвые пейзажи, разбавляемые жутковатыми коридорами и интерьерами творения рук гуманоидных. С последним приложил руку Ганс Рудольф Гигер. Тот самый, который в 1979 году нарисовал для Скотта оригинального чужого. Да и вообще невооруженным глазом видно, что львиная доля времени, сил и денег была потрачена на зарплату дизайнерам. Это не какое-нибудь «Время», в котором вся оригинальность вселенной ограничивалась электронным таймером на запястье кого-нибудь, а полноценный мир с немалым количеством оригинальных фишек. Собственно внутри «Прометея» уже интересно. А потом появляется живая и умная субстанция, дорогостоящий аппарат, умеющий делать кесарево сечение в полевых условиях, сканеры-собаки, урны, кальмары, змейки, лезущие в рот, гуманоиды, голограммы, здоровенный инопланетный корабль-баранка, песчаные бури и постаревший вдвое Гай Пирс. И все это стимулирует определенный интерес.

С актерами вышло похуже. Собственно хвалить будем двоих. Но сначала поругаем. Чарлиз Терон в роли строгой начальницы с синдромом недотраха полностью провалилась. В начале фильма отжимается совершенно точно не она, а ее попа. Лицо… лица практически нет. Все съела попа. Весь фильм она только и делает, что много запрещает и маленько разрешает, и делает это крайне неубедительно. Как командира, ее должны были съесть первой. Но не съели. А жаль. Хотя едва ли. Курящие травку из пятка второстепенных лиц выглядят еще хуже. Вот их съедают первыми. Курить меньше надо.

А теперь похвалим. Во-первых, не очень главный капитан Янек выглядит вполне себе здорово, удачно хохмит и неудачно проявляет чудеса героизма. Но за последнее спасибо не ему, а авторам сценария. Во-вторых, Майкл Фассбендер. Андроид из него вышел великолепный. Собственно, он – лучшее, что есть в фильме. Все потуги дизайнеров во главе с Гигером меркнут, когда на экране Дэвид учит язык, когда он хитро ухмыляется во время просмотра голографической записи, оставленной экипажу Питером Вейландом, когда он философствует в разговорах с другими персонажами. Персонаж получился очень яркий.

И вот теперь самое неприятное. С сюжетом, с основой основ, вышел полный швах. Причем вроде бы все более или менее стройно и причесано. Никаких страшных нестыковок нет за исключением того, что мертвый гуманоид в «Чужом» был найден сидящим за пультом управления, а в «Прометее»… он закончил не за пультом. Пугает здесь идиотизм сценарных изгибов. Трусы гуманоида лезут на передний план и портят вообще все, даже присутствие в кадре Фассбендера. Рассказывать подробно – значит наплодить спойлеров, как будто их и без того мало, и испортить настроение тем, кто хочет испортить его самостоятельно. Но например. Некоторые члены экипажа жертвуют своими жизнями на благо цивилизации невероятно идиотским образом. Выглядит это чудовищно и режет сразу несколько органов чувств. Нооми Рапас как центральный персонаж в финале принимает решение, которое заставляет думать, что она наглоталась слишком много песку. И только Дэвид ходит и очаровательно ухмыляется.

Диагноз: нет, он старался. Только не туда старался. Люди шли в кино на нового «Чужого», а получили хрен чужого. Мясо с кровью там, где его не должно было быть. Крупную вселенную без применения. Чертей из табакерок, бьющих в самые больные места. Говно получили, чего уж выгораживать. Режиссер Ридли Скотт полностью оболванился на собственной же почве, на которой тридцать три года назад он сам взрастил теперь уже классику. Пойду-ка я ее пересмотрю. А это только пнуть еще разок и забыть.

{igallery 96}