09.12.2012

Самый пьяный округ в мире (Lawless)

США, 2012

Режиссер: Джон Хиллкоут

В ролях: Том Харди, Джейсон Кларк, Шайя Лабаф, Гай Пирс, Джессика Честейн, Миа Васиковска, Гэри Олдмен

Жанр: криминальная драма

Продолжительность: 116 мин.

США. Времена сухого закона. Округ Франклин, штат Виргиния, прочно держит первое место в стране по количеству незаконно распространяемого алкоголя. Жители каким-то образом выяснили, что гнать спирт можно на чем угодно, хоть на шишках в лесу, и пользуются этим налево и направо. По ночам близлежащие холмы усеяны огнями самогонных аппаратов. Полиция с ситуацией поделать ничего не может. Точнее, не хочет, потому что с большим удовольствием пьет вместе с обычными гражданами. Особенно настойку на шишках.

Самый пьяный округ в мире (Lawless)

Само собой, правительство долго не может спокойно смотреть, как какой-то дурацкий округ живет сам по себе, путает идеальную американскую модель построения общества, пьет, орет и все бесплатно. Недавно назначенный прокурор посылает некоего Чарли Рейкса (Гай Пирс) исправить ситуацию. Ситуация будет исправляться очень просто. Рейкс сделает всем самогонщикам округа предложение платить прокурору, а взамен ни один полицейский не посмеет остановить грузовичок со спиртным, если за рулем плательщик. Те же налоги, только без документов. Вся хранящее-распространяющая братия тут же соглашается – им все равно, кто их крышует – копы или прокуроры. Отказывается только семья Бондурант.

Их трое. Старший, Говард (Джейсон Кларк), в свое время пережил смерть всего своего взвода в воде. Все пошли на дно, а Говард – нет. И теперь он не боится смерти. Средний, Форрест (Том Харди), пережил эпидемию гриппа, в то время как его родители отдали богу душу. Теперь ему наплевать на смерть – он смотрит ей в лицо. Младший, Джек (Шайя Лабаф), пока еще зеленоват и не шарахается разве что от собственной тени. Но он шустр, предприимчив и очень хочет дорасти до своих братьев.

Бондуранты не согласны ложиться под кого-то чином выше, чем обычный постовой со значком. В правительство, считают Бондуранты, пускают только крупнорогатый скот, равно как и в прокуроры. А специальный агент Рейкс вообще педик. Считают Бондуранты и грозят лично прокурору: если крупнорогатый скот попробует пастись на их поле, постигнет этот скот кара.

В оригинале фильм называется «Lawless», то есть, «Незаконный». «Самый пьяный округ в мире» – это книга, которую написал вполне себе реально существующий Мэтт Бондурант и по которой собственно снят фильм. Такую чехарду с названиями и переводами можно объяснить только особенностями российской рекламной кампании и «талантливостью» переводчиков.

Но бог с ними, с «талантливыми» – давайте лучше о фильме. Фильм вышел пятьдесят на пятьдесят. Сценарий писал очень известный и действительно талантливый музыкант Ник Кейв. Но во время просмотра понимаешь, что лучше бы он писал только свою талантливую музыку и не совался в кино. Его сценарий оказался самым слабым местом фильма. Слабым настолько, что едва ли не полностью отбивает интерес к просмотру. Я не знаю, что было в книге, но в фильме ни один из персонажей не демонстрирует хоть каких-нибудь зачатков интеллекта. Зато понтов у всех полные карманы. Форрест Бондурант как лидер заявляет прокурору, что если его педиковатый надухаренный прихвостень в бабочке объявится еще раз, он, прокурор, будет лично выдергивать топор из его надухаренных промежлопаток. А потом этого же Форреста хватает только на то, чтобы спокойно сидеть и ждать, пока люди прокурора и Рейкса не объявятся у него на пороге, чтобы он их мог потом эффектно с этого порога сопроводить. В свою очередь, Рейкс продолжает элементарно подсылать к Форресту своих подручных, которые потом вылетают через порог, и обижает маленьких, при этом жестоко истеря, что его обозвали педиком. Ни одного хоть сколько-нибудь оригинального момента, ни одной светлой идеи. Разве что несколько неожиданных кровавостей, которые не способны положительно сказаться на впечатлении – только слегка сгладить желание выключить все к чертовой матери и поставить взамен Клинта Иствуда. Обязательно прилагается помятая жизнью тетка, которая тоже не блещет интеллектом. Но с сиськами. А финал – это верх идиотизма пополам с соплями. Что тут сказать, тьфу!

Вторые пятьдесят в противовес отвратительному сценарию – это актеры. Почти все главные роли сыграны хорошо, ярко. Том Харди сотворил что-то невообразимое. Из паршиво прописанного персонажа он сделал настоящего лидера. Хорошо видно, что у Форреста колоссальная выдержка, что он действительно готов встретиться со смертью, что даже в экстремальных ситуациях он сохраняет хладнокровие и в первую очередь включает голову. И что глубоко внутри него сидит страшный черт, который, будучи выпущенным наружу, оставляет после себя только разорванные тела. Харди – это талантище.

Хорош Джейсон Кларк в роли Говарда. Такой же бесстрашный и даже более неистовый и жестокий, чем Форрест, но при этом полностью признающий главенство брата и никогда не действующий без его указаний. Как и Шайя Лабаф в роли младшего, Джека. Этакий пострел, в котором медленно просыпается мужчина не без значительного участия в этом процессе старших. До фантастического Харди они оба не достают, но паршивый сценарий тянуть помогают, за что им большое спасибо.

Вполне хорошо выступил Гай Пирс в роли склизского такого, поганого, но очень опасного Рейкса. Правда, чем ближе фильм подходит к концу, тем больше Пирс начинает быть похожим на обычного опереточного злодея, как бы смешиваясь с общим дебильным настроем сценария. И последний сколько-нибудь выделяющийся в мужском списке персонаж – это крутой мафиози Флойд Бэннер в исполнении Гэри Олдмена. Правда, на крутого он все-таки не тянет. Просто потому что роль ничтожно маленькая. Все, что требовалось от Олдмена – это один раз подмигнуть и один раз дать лопатой по башке кому следует. Подмигнул, дал и остался незамеченным.

Женские роли расписывать смысла нет. Ролей попросту нет, есть мебель.

Диагноз: на свой страх и риск. Хоть и Харди, хоть и молодец, но больно уж со сценарием налажали. Если не терпится, можно включить и попробовать осилить. А можно найти и посмотреть, например, «Мэтуон» или «Перекресток Миллера», которые стилистически и тематически с «Округом» пересекаются, но продуманы лучше, сняты сильнее и без хороших актеров также не остались.

P.S.: А за Харди страшно обидно. Он не актер, а глыба.