09.06.2009

Запределье (The Fall)

Индия-Великобритания-США, 2006

Режиссер: Тарсем Синх

В ролях: Катинка Унтару, Ли Пейс, Джастин Уодделл, Даниэль Кальтаджироне, Эмиль Хостина, Робин Смит, Джиту Верма, Лео Билл, Маркус Уэсли, Джулиан Блич

Жанр: фэнтези-драма

Продолжительность: 117 мин.

 

Лос-Анджелес, двадцатые годы прошлого века. После неудачного трюка в больницу с параличом ног попадает каскадер Рой Уокер (Ли Пейс). Он хотел произвести впечатление на свою подругу и верхом на лошади прыгнул с моста в воду. В той же больнице оказывается маленькая девочка-иммигрантка Александрия (Катинка Унтару), сломавшая руку. Случайно она знакомится с Роем, который начинает рассказывать ей сказки. Сначала он рассказал про Александра Великого, оказавшегося в пустыне с горсткой воинов. А потом началась новая сказка.

Logo

 

Это эпос о любви и мести. Это случилось в Индии. Была звездная ночь. На одном острове встретились пять человек. Их объединяло одно – ненависть к губернатору Одиусу (Даниэль Кальтаджироне). Один из них, Отта Бенга (Маркус Уэсли), всю жизнь был у Одиуса рабом. Когда от изнурительного труда упал замертво его брат, Отта бежал и поклялся отомстить. Другой, индиец (Джиту Верма), был мастером меча. Жажда мести захлестнула его, когда Одиус польстился на его возлюбленную и похитил ее. Она не захотела открыться богатею и предпочла убить себя, сбросившись с уступа в лабиринте, где была заточена злодеем. Третий, Луиджи (Робин Смит) был мастером взрывчатки. Он был изгнан Одиусом, когда тот прослышал про новые бомбы гения и загорелся завистью. Четвертым был английский ученый-натуралист Чарльз Дарвин (Лео Билл). Он со своим вечным спутником, обезьянкой Уоллесом, сделал множество открытий и стоял на пороге нового: чудесный экземпляр, редкая бабочка, представитель вида Americana Exotica, был уже почти в его руках. Но злой Одиус из чувства зависти умертвил живое существо и прислал останки ученому, и Дарвин тоже поклялся отомстить. Последним человеком был Разбойник в маске (Эмиль Хостина). За ним и его братом-близнецом, Синим Разбойником, Одиус охотился уже давно. Но удача сопутствовала губернатору лишь тогда, когда братья решили разойтись, чтобы легче было спрятаться. Синий Разбойник был пойман Одиусом, и Разбойник в маске поклялся вызволить брата и убить злодея. По пути они встретили шамана, вышедшего из дерева. Шаман оказался посланцем Мистического ордена и тоже был заинтересован в общем деле.

 

Скоро Рой начал просить Александрию о странных вещах взамен за продолжение рассказа. Сначала ему понадобилось, чтобы она потрогала пальцы на его ногах, а когда она выполнила его просьбу, он почему-то не смог угадать, за какой именно палец она взялась. Потом Рой отправил девочку в аптечное отделение за пузырьком, на котором написано «Морфин», якобы, без таблеток в этом пузырьке ему тяжело засыпать. Чем дальше он рассказывает сказку, тем больше ее персонажи внешне напоминают людей, работающих в этой больнице, пациентов и людей, которые просто ходят мимо и попадаются на глаза Рою. Тем более трагичными для сказки и более правдивыми и реалистичными для настоящей жизни становятся события в его рассказе. И тем хуже становится самому каскадеру, который не чувствует ног и которому в итоге девушка предпочла кинозвезду.

 

Тарсем Синх в наших краях массовому зрителю почти не известен либо неизвестен вообще. Перед киноманской публикой он в свое время отметился «Клеткой», которая демонстрировала невообразимую изобретательность авторов по визуальной части, полный их дебилизм в том, что касается всех остальных составляющих фильма, Дженнифер Лопес стоимостью в пару (десятков?) миллионов и ее «попес» стоимостью примерно в четверть от этой очень неопределенной суммы, а также ее актерский талант стоимостью в пару центов. Тем не менее, в «Запределье» хорошо видно, что дебилизм создателей здесь не при чем – в случае с «Клеткой» им просто не повезло или банально не хватило опыта. В этот раз хватило, и даже с лихвой.

 

При всей своей красивости и визуальной необычности, «Запределье» является именно авторским фильмом. По манере рассказа и визуальной подаче сказки очень хорошо видно, что чувствует Рой, который в один день лишился подруги, ног и надежды. И вот эти две истории – сказка и явь – сплетены между собой так, что во время просмотра дух захватывает оттого, насколько сильно это продумано и снято. И это только одна сюжетная линия. Затрагивать линию Александрии не будем, она тоже очень интересная, лучше все посмотрите сами. Даром, что среди всех актеров именно Катинка Унтару, сыгравшая девочку, поражает сильнее всех. Можно поспорить с известным в народе мнением, мол, дети играют в кино гораздо лучше взрослых благодаря своей непосредственности и искренности, но здесь это делать бесполезно. Такого прелестного ребенка на экране я не видел уже давно, если вообще видел.

 

Ну, и, на сладкое, визуальная часть. Что там Тарсем и сотоварищи наколдовали с картинкой, смешав в одну кучу мирное течение времени в одной Лос-Анджелесской больнице двадцатых годов, коротенькую сказочку про Александра Великого, длинную сказку про пятерых иностранцев, сон Александрии про оживших кукол, острова, лабиринты, рабские плантации, стражу в черном, пиротехнику, флору, фауну и чертову уйму всего остального, словами не передашь. Это надо увидеть. Воображение будет потрясено не один и не два раза.

 

Похвалили – теперь можно немножко и поругать. При всей стройности и ясности фильма конец у него получился очень скомканным. Мелочь, а неприятно. Больше, слава богу, добавить здесь нечего.

 

Смотреть? Само собой. «Запределье» ни единым кадром не напоминает любое известное фэнтези. Оно очень самостоятельное, красивое и глубокое, а через пару дней после просмотра может появиться сильное желание включить его еще разок, чтобы посмаковать отдельные сцены, хотя бы тот же невероятный сон девочки.

 

Да, к слову. Тарсем сейчас снимает новый фильм с рабочим названием «Война богов». Это будет очередной эпос, на этот раз о герое древнегреческих мифов Тесее. Уже представляю, что он там навертит с изображением Лабиринта Минотавра.