18.01.2015

Андрей Лысиков // Андрей Лысиков (Live Book, 2015)

Вопрос «Не думали ли вы выпустить сборник своих стихов?» преследовал артиста со сценическим именем «Дельфин» лет 15. Всякий раз он отвечал, что его тексты были написаны специально для того, чтобы бы исполняться вместе с музыкой, а по отдельности эти два компонента теряют свою целостность. В тоже время Дельфин, начинавший как рэп-исполнитель, говорил, что использует именно речитативную форму подачи, потому как не имеет слуха и голоса. Хотя он и комплексовал по этому поводу, постепенно его подача местами стала перерастать в пение. Изменилось отношение Андрея и к собственной поэзии. Иначе как объяснить появление соответствующей книги?
Андрей Лысиков // Андрей Лысиков (Live Book, 2015)
 
Участник группы «Мальчишник» Мутабор до сих пор считает своего бывшего товарища «лучшим лириком в этой стране». Поэтический талант Дельфина уже отмечали его коллеги Юрий Шевчук, Диана Арбенина, Земфира, Noize MC, не оставались в стороне музыкальные критики и журналисты, а в 2000-м по протекции Андрея Вознесенского он стал лауреатом премии «Триумф». Спустя годы музыкант признал общественное мнение.
 
Тем не менее, когда готовился этот сборник, Андрей Лысиков предпочёл отказаться от псевдонима в пользу имени настоящего. С коммерческой точки зрения это было упущение, которое таковым не оказалось, поскольку первые тиражи разошлись ещё на стадии предзаказов. И это не смотря на скачки валютных курсов, повлекшие за собой не единоразовое повышение ценника на книгу. Скорее всего, данный опыт не повторится. Как говорил Дельфин в ряде недавних интервью, книгу решили выпускать сейчас, потому что потом уже не будет смысла.
 
В издание вошли не все тексты автора, а только те, за которые ему не стыдно. В результате на бумагу вообще не попали сочинения, опубликованные до альбома «Ткани». И как бы мы с вами их не любили, он сам из них вырос.
 
Бросается в глаза почти полное отсутствие знаков препинания: вероятно, каждый волен сам расставить их по своему усмотрению. Есть и ещё кое-что, от чего Дельфин отказался: это заголовки. Решение оригинальное, должное отвлечь от привычного восприятия в случае с уже известными произведениями, но и не навязывающее лаконичного определения текстам новым. Впрочем, навигация в книге всё-таки присутствует: по первым словам стихотворений составлено оглавление – что, как минимум, при ознакомительном чтении весьма сомнительная помощь. Зато поиск пары закодированных мадригалов удаётся только так.
 
В качестве оформления книги и альбома, о котором речь пойдёт также, были использованы иллюстрации испанского художника Pablo S. Herrero, известного в мире своими «растительными» граффити. Но из всех рисунков выделяется, конечно, портрет Андрея, который нарисовал его шестилетний сын Мирон. А вот от суперобложки автор рекомендует избавиться. Не советую: основная обложка при всём своём пафосе напоминает серую надгробную плиту, чем желанный для прочтения предмет.
 
Привлечь дополнительное внимание к книге призваны снятые Павлом Руминовым ролики, в которых различные медийные персоны читают стихи поэта. Сложно назвать реализацию этой идеи удачной, но интересной – да. Здесь как с Высоцким: лучше всего Владимира Семёновича исполняет он сам. Не хочется верить, что кто-то из этих людей записал свой номер на «отвяжитесь», но подобные мысли закрадываются. А в случае с режиссёром Кириллом Серебренниковым, не сложно заметить его наглое самодовольство.
 
Непосредственно содержание книги никаких подводных камней не таит: в своих стихах Дельфин такой как он есть. Возможно, было бы интересно взглянуть на последовательную ретроспективу, но замысел автора инак. В сборнике улавливается какой-то другой общий смысл, возникает ощущение приближающейся катастрофы или только самой её возможности. Неизбежен упрёк в том, что сочинять в таком ключе и в таком настроении очень просто. Однако выбирают его и остаются убедительными немногие. Андрей как раз из таких.