26.08.2010

АГАТА КРИСТИ // Эпилог (Союз, 2010)

Прощальная работа от вот-вот почившей легенды русского рока. «Агата Кристи» была одной из самых знаковых для отечественной музыки групп, она чуть ли не первой соединила в собственном творчестве гитарное и синтезаторное звучание и долгое время фактически одна у нас в стране отвечала за готику. Далеко не самые лучезарные песни о различного рода извращениях, пороках, фашизме, а также упоминание рекордного количества наименований наркотических препаратов (право, все атрибуты арт-хаусного кино) опередили появление великого и ужасного Мэрлина Мэнсона, а на родной земле нашли отклик и признание огромной армии поклонников. После смерти клавишника и соавтора многих агатовских хитов Александра Козлова почти целое десятилетие коллектив переживал череду кризисов и, в конце концов, братья Самойловы решились поставить жирную точку в главном деле своей жизни.

АГАТА КРИСТИ // Эпилог (Союз, 2010)

В 2000-е «Агата Кристи» производила впечатление как группа не особо активная, хотя поучаствовала в написании звуковых дорожек к фильмам «Брат-2», «Сёстры», «Мне не больно» и к спектаклю Квартета И «Быстрее, чем кролики», выпустила дополненную версию альбома «Майн Кайф?» «PostАльбом» и записала несколько достаточно крепких одиночных треков (вот собрать их в единую коробку – и получилась бы залихватская подборка). Отпраздновав в 2003 году пятнадцатилетие и опубликовав уже в 2004-м диско-панковый альбом «Триллер. Часть 1», АК начала набирать темп. В «Неголубом огоньке» Самойловы перепели песню Наташи Королёвой «Маленькая страна», вдохнув в неё вторую жизнь. Потом было несколько совместных вещей с близкой по духу группой «Би-2», а вот подходящее настроение для продолжения «Триллера» оказалось утерянным.

Период прощания с группой (с момента обнародования решения о распаде) длился около полутора лет, коллектив прокатился по стране, на несколько месяцев исчез из вида, и произвёл последний залп на недавнем фестивале «Нашествие» (ну а что, подходящая площадка – на ней даже «Наутилус Помпилиус» как-то объявлялся). Там же разошёлся специальный тираж этого альбома. Однако ранее, весной, Глеб уже представил новый проект «The Matrixx» с тем же составом, но без занятого работой на радио и поиском молодых талантов Вадима.

Кстати, о составе. Готовясь к последнему витку в истории группы, Самойловы уволили Андрея Котова, барабанщика, с которым были записаны главные альбомы «Агаты Кристи». Его место занял известный по «Мэд Догу» и «Наиву» Дмитрий «Snake» Хакимов, также для омоложения крови в качестве бас-гитариста, бэк-вокалиста и клавишника в коллектив был взят лидер калининградского арт-роковго "Мира огня" Константин Бекрев. Эти двое приняли непосредственное участие в работе над «Эпилогом» и играли на протяжении всего прощального тура. Исключением стало только «Нашествие», где приглашённым барабанщиком выступил Роман Баранюк.

Честно говоря, до последнего не покидала мысль, что музыканты «кинут» с обещанной пластинкой. Вон сколько непристроенных вещей летает по ветру, и сиквел «триллера» они забросили, и сборник видеоклипов с концертными DVD-шками не издали. Даже выпуска трибьюта не дождались. А тут уже во всю функционирует «The Matrixx». В общем, мыслишка такая была. Как и другая – что может это и к лучшему, вдруг гадкая работа получится, вымученная. Но нет, слово сдержанно, и диск получился справный.

Из абсолютного большинства песен с «Эпилога» так и сквозит безысходным настроением, то и дело вырываются строчки предчувствия, что скоро всё закончится, «мы выпили до дна прощальное вино», «ещё совсем чуть-чуть немного поболит – и скоро всё само пройдёт!», «жаль, что кончается всё, всё, что хотелось хранить», «а мы уйдём в небытие», «билеты проданы», «Целую. Пока. Пиши» и всё такое. Почти каждая глава внутри себя содержит свой собственный эпилог, эмоциональный, истеричный, перекрикивающий остальную часть трека. Но для «Агаты Кристи» эта пластинка далеко не самая агрессивная и далеко не самая щемяще-депрессивная. Она, скорее, частичное возвращение к блистательной и прорывной для группы «Позорной звезде». «Пароль» и «Небытие» в этом воплощении показательны. А вот припев лиричного «Сердцебиения» как-то неожиданно напомнил Александра Серова. Может, он её когда-нибудь и перепоёт, ведь песни должны жить, не сочтите за сарказм, ребята. Лучше вспомните окончание стишка: «Последний негритёнок посмотрел устало, он пошёл повесился, и никого не стало». На душе сразу полегчало как-то, правда же?