27.01.2015

Александр Башлачёв. Трибьют. Серебро и слёзы (Navigator, 2014)

Как СашБаш остался фигурой недооценённой, во многом - потому что сам был склонен к «самосожжению», так собственно и первый официальный трибьют его имени, готовящийся несколько лет стараниями Дмитрия Ревякина, вышел тихо и незаметно. Разумеется, никто не говорит о популярности равной «Кинопробам» или вниманию к нашим заслуженным и народным в программе «Достояние Республики». Однако до обидного грустно. Прискорбно.

Александр Башлачёв. Трибьют. Серебро и слёзы (Navigator, 2014)

Насколько я помню, Артемий Троицкий говорил, что чаша с одним Башлачёвым перевесила бы чашу со всем остальным русским роком. И пусть это сравнение кажется субъективным, отчётливо спорным, но оно не могло расправить крылья на пустом месте. Не взирая на отсутствие музыки и продакшна, как бы это слово дико и кощунственно не звучало применительно к нему, плохие записи, поэтический талант Башлачёва как солнце пробивался сквозь щели серого забора. А музыка была в рычащем голосе и израненной душе Александра, рвущимся нервом и болезненным сердцебиением простого парня. Похожим набором факторов обладал ушедший ранее Владимир Семёнович Высоцкий, из ныне пишущих - Игорь Растеряев.

За время подготовки этого сборника утекло много воды: например, Александр Васильев, о котором лидер «Калинова моста» в прошлом скептически говорил, что тот так и будет всю жизнь петь «Орбиты без сахара», в буддийском спокойствии записал три пластинки, а песня «Петербургская свадьба» вошла ещё в первую из них («Обман зрения»); Скляр и Сукачёв освоились в ролях придворных артистов и теперь сидят на «Голубых огоньках», аплодируя шуткам Николая Баскова; православный Константин Кинчев всё усиленнее пропагандирует национализм и черпает идеи в музыке «Rammstein» и «Laibach»; а сам Ревякин забрёл в такие дебри – что его сочинения становятся невозможными для прослушивания в любом состоянии. И только здесь, в этих песнях наши мэтры становятся прежними.

Вспоминая друга, ЛРР будто стали моложе и выдали по одной из мощнейших за несколько лет работе. Особенно душевными получились «Чёрные дыры» у Александра Феликсовича, «Зимняя сказка» у Игоря Ивановича и «Посошок» у Вячеслава Геннадьевича. У Юрия Юлиановича вышла правильной заточки колючая версия «Лихо».

В «Мельнице» с привычным для него былинным изложением благополучного результата добился Константин Кинчев. Дмитрий Ревякин в своих лучших традициях исполнил сразу три песни. А на плечи музыкантов «Калинова моста» легла задача самая сложная – записать партии почти ко всем трекам. Правда, с привлечением Сергея Воронова, Сергея Старостина и других мастеров игры.

Собственными силами обошёлся коллектив из другого поколения группа «Сплин» - чтобы записать тревожную «Петербургскую свадьбу», и Юрий Наумов, гитарист-виртуоз, что странно - ограничившийся проникновенным прочтением «Перекрёстка железных дорог» без аккомпанемента. Единственным кто не понравился мне оказался наименее известный из всей компании солист «Облачного края» Сергей Богаев с его неизобретательным подражанием автору («Некому березу заломати»).

А в целом, создалось ощущение, что музыканты записывали эту пластику действительно от души, с трепетом и любовью. Быть может, некоторые из них даже смахивали с глаза мужскую слезу. Если такое случается – уже большая удача. Кроме того исполнилась башлачёвская мечта – его песни зазвучали с составом. К сожалению, без него и спустя много лет. Зато устами и руками замечательных музыкантов. Беспокойные песни, в которых значительно больше патриотизма и искренности, чем во всей агитационной профанации сегодня вокруг.