28.02.2011

GORILLAZ // The fall (EMI, 2010)

Из героев брит-попа девяностых на поверхности воды остались, пожалуй, только «Radiohead» и Дэймон Элборн из «Blur». Коллектив Тома Йорка зарекомендовал себя как революционный и по звуку, и по продвижению новых способов публикации своих альбомов. По степени влияния Элборн, наверное, им уступает – однако, и он является революционером, создавшим грандиозную машину имени мультяшных обезьянок по запуску хитросплетённых наджанровых колобораций, просуществовавшую уже 10 лет.

GORILLAZ // The fall (EMI, 2010)

Возникшие за этот отрезок времени однодневки «Crazy Frog» и «Holly Dolly» зачахли, не затянулась виртуальная история с Глюкозой, а девочка-пиранья Саша_Шла вовсе не получила должного внимания. Не скис только стоящий на порядок выше квартет «Gorillaz», альбомы которого получались один краше другого. Совсем недавно в группу добавился пятый участник (гениальная выдумка, правда?), а 25 декабря, аккурат в католическое Рождество, после искусной поп-пластинки «Plastic Beach», обезьянки выпустили новую работу – ещё более специфическую, возможно, самую галлюциногенную, минималистичную и грузящую - по отношению ко всему, что было в их дискографии ранее.

Что может последовать за «Пластмассовым пляжем»? – «Падение» (или «Осень») и ничего иного. Определённо, это не название гламурной вечеринки, если только её постановщик не Дэвид Линч. Узреть здесь упадок и охарактеризовать им смену климата, настроение, абсолютно не мэйнстримовый и не денежный вектор содеянного – всё, что угодно. В этой работе не были задействованы Снуп Дог и Брюс Уиллис, список вообще короток как никогда. Но поверьте, это точно не упадок идейный или творческий. Просто «Gorillaz» могут себе позволить записать то, что они хотят, так же как их папаша Дэймон и так же как «Radiohead». Ну, а участия Снупа Дога или кого-то ещё в данном случае не требовалось. Сомневаюсь, что кто-то бы отказался от сотрудничества с ними, нуждайся они в таковом.

То, что «The fall» не похожа на предыдущие пластинки уже понятно - и это первый плюс обозреваемой работы. Она же производит впечатление более вдумчивой, хотя «Gorillaz» и прежде обходили в этом вопросе многих коллег по цеху. Меланхолия и одинокая печаль рвётся из заголовков их песен («Вращающиеся двери», «Округ космической пыли», «Змея в Далласе», «Говорящие скалы», «Осиновый лес» и «Калифорния и закат солнца»). Казалось бы, ну чего им грустить или переживать – корчили бы морды, да и ладно, но выходит, мультяшным персонажам больше дела до происходящего в мире, чем реально существующим людям. А главное – им веришь. Ни Леди Гаге, ни большинству панков или рэперов.

Настоятельно рекомендую всем любителям минималистичного, но изобретательно саунда. Как не покажется удивительным, по окончании альбома желание наложить на себя руки или совершить нечто подобное не возникает – значит, дело обошлось без перебора (удержаться же удаётся не всем). Возможно, необходимой щепоткой паясничества оказывается завершающий номер «Seattle Yodel», сочинённый будто подвыпившим балагуром-альпинистом.