Адаптация «Deep Forest» на местную культурную почву питерскими музыкантами Алексеем Ивановым, Алексеем Румянцевым и Денисом Фёдоровым оказалась успешным предприятием и поддерживается ими уже 17 лет. «Иван Купала» давно вышла за пределы исключительно студийного эксперимента, став настоящей концертирующей группой с вокальным ансамблем девушек в национальных платьях из бабушкиных сундуков. Её эклектичность в грамотном, ювелирно взвешенном без перегибов в какую-либо сторону смешении фолка с актуальной электроникой. И хотя мне доводилось слышать, дескать, это пошло, согласиться с подобными высказываниями категорически не могу. Потому как людьми проделывается кропотливая и трепетная работа, начинающаяся с этнографических экспедиций, далее – в процессе аккуратной склейки частей – чтобы не сломать основу первоисточника, подборе звуков и использовании не только компьютера, но и самых разнообразных этнических инструментов. Вы слышали хоть один из них у скоморохов из «Русской песни», «Золотого кольца» и «Балагана Лимитед», или хотя бы видели в их руках? Пошлые артисты, если на них есть спрос, выпускают альбомы чаще, и на корпоративы с телеэфирами ездят исправно, они не отказываются от лёгкого хлеба, а не пропадают с глаз до тех пор, пока не сделают что-то стоящее и не останутся довольны результатом.
Как показывает картина дня, в сходном с «купаловским» ключе по-прежнему работают немногие: белорусский «Палац», новосибирский тандем «Иволги» и Владимира Пискарева, «Волга» из Москвы – да и всё, пожалуй. По разным причинам отечественные музыканты охотнее играют фолк-рок или даб, но не нью-эйдж на базе славянских традиций.
Если попытаться вывести персональные особенности альбомов «Иван Купала», то «Кострома» была сделана в основном на русском песенном материале, в «Радио Награ» преобладал белорусский, а на «Родине» - украинский. При этом в треках группы смешиваются не только разные песенные традиции, но и музыка разных этносов. На новом альбоме, например, в ряде песен ( «Балабай» и «Старый») сделаны такие аранжировки, что возникает ощущение, будто они звукоряд к индийскому кино, а бессловесный этно-эмбиент назван как индонезийский инструмент - «Гамелан». Протяжный «Коток» веет китайским востоком, «Молодец» - есть рэгги с аккордеоном и трубой. «Новшеством» альбома стал конферанс со сказками от бабушки, сидящей у окна, подобно тому, как это было заведено в фильмах Александра Роу. И это тоже претензия считаться доброй музыкой.
Кажется, захвалил, да? Теперь попробую сформулировать замечания. Их мало, но они есть. Помнится, в треке «Ящер» десять лет назад пытливые умы распознавали плагиат ритмического рисунка из «Clint Eastwood» «Gorillaz». Обвинение спорное, да не суть, если композиция получилась отличная. А вот то, что обложка «Родины» неприлично смахивает на обложку «Plastic beach» всё тех же мультяшек – момент исключительно очевидный. И опять бы я сказал, не суть, но ведь подобное оформление, в отличие от прошлых релизов «Иван Купалы», совершенно не гармонизирует с музыкой группы, не отражает национального колорита, да и попросту выглядит чуждо. В остальном же – искренняя признательность коллективу.