24.04.2015

ЛЮБЭ // За тебя, Родина мать! (Продюсерский центр Игоря Матвиенко, 2015)

Несомненно, самый удачный и долгоживущий проект Игоря Игоревича, юбилейную пластинку которого планировалось выпустить ровно год назад. Группе стукнуло 25, альбом десятый. Но история затянулась. Пришлось ждать. Силы продюсера отнимала подготовка Олимпиады – и об этом он сам с пафосом написал в буклете. А ранее, как известно, коллектив потерял своего бессменного хормейстера Анатолия Кулешова.

ЛЮБЭ // За тебя, Родина мать! (Продюсерский центр Игоря Матвиенко, 2015)

В адрес «Любэ» в последнее время всё чаще слышатся упрёки. Прежде всего, потому что ни для кого не секрет, что это любимая группа САМОГО, песни у них патриотические, музыканты дружат с «Первым каналом», записывают совместные номера с Лепсом и Михалковым, всегда выступают на государственных праздниках – иначе говоря, символизируют «народность» в худшем значении слова, являются инструментом «оболванивания». «Совковые» такие ребята.

Если взглянуть с другой стороны, какое 23 февраля или День Победы можно представить без хитов этого коллектива? Органичное и точно выверенное сочетание советской эстрады, солдатской песни, дворовой и рабочей тематики, рок-музыки и фольклорности. Не последние аргументы - профессионализм команды, харизма Расторгуева и талант композитора Матвиенко. Эти люди на порядок изобретательнее рэперов с неважным русским языком, шансонье с их пошлым ликованием «Здравствуй, Крым!» и приспособленчества сточивших зубы старых волков из рок-братии, в устах которых строчки «Вспомним, как на запад шли по Украине» из репертуара Клавдии Шульженко в контексте современной обстановки обретают иную трактовку.

Новые песни, частично известные по непотопляемой серии сборников «Союз», а также ответу на «Железную хватку» в виде фильма «Август. Восьмого», блекнущие рядом с «Комбатом», «Солдатом», «Давай за...!», «Дорогой», «Сиротой казанской» и т.д. и т.п., достаточно хорошо смотрятся вместе и дополняют друг друга. Альбом оказался более чем неплохим. Причины феномена поднимались выше по тексту.

Но вдруг, вслушиваясь в недавние произведения, начинаешь смущаться от правильных по своей сути слов «Головы вверх гордо поднять за тебя, Родина-мать! Мы до конца будем стоять за тебя, Родина-мать! Мы будем петь, будем гулять за тебя, Родина-мать!». А фразы «Всё зависит от бога и немного от нас», «Меня Господь спасал среди пожарищ. Да и тебя Господь, не там ли спас?» в отличие от классической баллады «Помилуй, Господи, нас грешных...» уже воспринимаются православной огранкой. Теперь задаёшься вопросом: случайно ли появление в другой песне («Восточный фронт») разговора русского и украинца казалось бы объединяющего и примиряющего толка о том, что «ведь была у нас с тобой одна великая, большая дружная семья, страна была»? По этому пункту Игорь Матвиенко оправдывается в буклете, уточняя, что произведение писалось задолго до известного конфликта – следовательно, не паразитирует на злободневной теме.

Как-то неожиданно масла в огонь подливает шутливый номер, будто согласованный с нынешним курсом партии и вместивший в себя весь алгоритм действий для простого человека: «Мы трёхлитровую банку соку весной уберём с любимой женой, и к соседям вечерочком зайдём, и ещё одну мы там уберём. Так и живём. Всё путём...». Доходит даже до того, что в сознание загружаются рекомендации что смотреть: «Телевизор я на «Первый» включу. На «Первый». А я лучше, чем в том «Голосе» пою». Почти как в уездном городе N: родился, женился, напился, с утра – на работу, вечером – телевизор. Конец.

Один к одному вырисовываются признаки пропаганды и агитации. Что далеко ходить – сам компакт стилизован под советские агитационные плакаты.

В данном абзаце я считаю справедливым заступиться за артистов. Нашей стране действительно необходимы гимны и марши. Но не многие способны создавать сильные вещи в этом направлении. Нужны картины уровня «В бой идут одни «старики» и «Они сражались за Родину». Искренние, снятые с душой, представляющие художественную ценность.

Лично я преклоняю голову перед мастерством великой группы. Мне почему-то думается, что эти люди, в самом деле, любят свою Родину – чего не скажешь о таких неумехах, как Киселёв и Мамонтов. Как не верится Цыгановой с Михайловым да Валерией с их рисованным патриотизмом. Не из-за того ли, как они ведут себя на публике, и каким «творчеством» окучивают свою аудиторию?

Хотя удачных вещей на пластинке достаточно, и участие бойзбенда «Корни» не портит общего впечатления, отдельное спасибо за приготовленный ко Дню Победы подарок песню «Сталинград». А вот без нелепого пошиба умца-умца-микса для пьяных плясок на «Не валяй дурака, Америка!» можно было бы и обойтись. Только шлягер собственный испортили.

В качестве послесловия дозвольте несколько отдалённый, но необходимый пример: случалось, Владимира Маяковского критиковали за политизированность и грубо рубленый слог. А потом выяснилось, что поэт был новатором.