19.05.2012

MARILYN MANSON // Born Villain (Hell / Союз, 2012)

Выход этого альбома, честно говоря, воспринимается, как возвращение короля шок-рока. Бесконечные любовные романы с топ-моделями, стриптизёршами и порно-актрисами, непременно завершающиеся разрывами, отнимали у Брайана Хью Уорнера слишком много энергии, в результате чего он, пребывающий то в чересчур романтическом, то в излишне меланхоличном настроении, записал две чрезвычайно скучные пластинки. И вот, Мэрилин Мэнсон снова предстаёт во всей своей устрашающей красе. Если перефразировать название чёрной комедии с Брюсом Уиллисом, то можно сказать, смерть ему к лицу. По крайней мере, музыкант в хорошей для творчества форме. Сначала он выходит на сцену с не менее яркими коллегами по цеху из «Rammstein», чтобы вместе исполнить его нетленку «Beautiful People», затем выступает с другом Джонни Деппом, и наконец, выпускает крепчайший девятый диск «Born Villain».

MARILYN MANSON // Born Villain (Hell / Союз, 2012)

Хотя, как оказалось, альбом, выпущенный на собственном лейбле Мэнсона, продаётся хуже, чем у определённо менее значимых групп, подписанных с мэйджорами, и треклист пока не кишит обилием сходу узнаваемых по одним лишь заголовкам хитов, это вовсе не значит, что их тут нет. «Прирожденный злодей» знает, что делает. Жёсткий, хлёсткий, агрессивный и запредельно порочный – таким блестящий шоумен выступает сегодня.

В первом же треке «Hey, cruel world» Мэрилин ставит ультиматум перед миром: «Эй, жестокий мир, ты нам не подходишь. Нам не нужна твоя вера. У нас есть свой драный жребий!» и заявляет: «Создатель. Хранитель. Разрушитель. Спроси – кто из них я. Обдолбанные черти или ангелы с квадратными нимбами не ходят среди нас. Я сам по себе!». В сингле «No reflection» разрываемый на части смятением («Не знаю, которое из моих «Я» я люблю. У меня нет отраженья. Не знаю, которое из моих «Я» я люблю. Без понятия»), он одновременно играет со своими жертвами («Это причинит тебе боль сильнее, чем мне. Я слаб семь дней в неделю. Не убегай от меня - я не буду считать до трёх». В одних и тех же строках Мэнсон делает отсылки к записям в своём блоге, прошлым студийным работам, фетишу к пистолетам и лезвиям, вампирской тематике, переживаниям от расставания с бывшими возлюбленными, воспевает насилие и как-то особенно по-своему высмеивает этот порок.

В качестве эпиграфа к «Overneath the path of misery» он цитирует Шекспира, а после рассказывает греческий миф о Лае, которому предсказывалось, что его убьёт собственный сын, и Эдипе, которому предсказывалось, что он убьёт отца и женится на матери. Разбирать тексты Мэрилина интересно уже потому, что артист повсеместно использует игру слов вроде этой: «Rape rape rape per so phony» (по-английски Персефона (Persephone) и «так фальшиво» (per so phony) звучит одинаково), или как в случае с всё тем же папой Лаем потерявшем букву «е» («Dad is missing an «e»).

И всё это озвучивается такими истошными воплями, словно все описываемые душевные и телесные муки в данный момент переживается лично им, будто он варится в котле, его режут, вешают, истязают и умертвляют всевозможными способами, либо сам совершает нечто подобное над другими. И в этой театральности Мэнсону нет равных. Он ещё как убедителен. Особенно, если учитывать, что в жизни, как о нём рассказывают, Брайан милейший человек, скромный и воспитанный. Ну, а наркотики – удел многих знаменитостей.

Нельзя обойти вниманием участие в альбоме Мэнсоновского товарища Джонни Дэппа, «Мертвеца» Уильяма Блэйка и пирата Джека-Воробья в одном лице, дуэт с которым был заявлен в песне «You're so vain» («Ты такой тщеславный»), язвительном письме американской певицы Карли Саймон к одному из своих «звёздных» любовников, и не исключено, что речь шла о Дэвиде Боуи. Поскольку наша лицензия запаздывает относительно мирового релиза, изначально я довольствовался скачанной версией. Как не старался расслышать в бонус-треке голос Джонни, попытки мои оказались тщетны. Только коробка от диска раскрыла тайну, что актёр присутствовал в ней в качестве гитариста, барабанщика и сопродюсера. Остальную чёртову дюжину песен Мэрилин записал с верными Твигги Рамирез и Фредом Сабланом.

Энергетика у группы, конечно, необыкновенная. Знаю также, что совершенно необязательно идти к гадалке, чтобы предсказать возмущение работой у скептиков, упёртых морализаторов, чинушей и церкви. Впрочем, может быть, за все прошедшие годы они уже привыкли к Мэнсону?! И тут же сам отвечу на риторический вопрос: он ведь по сути своей сатирический персонаж и гениальный провокатор, а эта братия всегда видела в подобных фигурах только пропаганду насилия и сатанизм, опасный элемент, иными словами, исчадие ада, перед этим почему-то напрочь забывая поглядеться в зеркало.