07.04.2015

ОБЕ ДВЕ // Дочь рыбака (Volna, 2015)

В 2003 году у Бориса Гребенщикова выходил альбом «Песни рыбака». Теперь вот пришло время для песен дочери рыбака. Это возвращение основной группы Кати Павловой с новым составом и звуком. Слегка неожиданное, но приятное.

ОБЕ ДВЕ // Дочь рыбака (Volna, 2015)
 
Даже не верится, что с момента, когда «Обе две» ярко зазвучали в эфирах, так быстро пролетели четыре года. Екатеринбургская команда своим появлением, конечно, тогда  сильно обнадёжила. Свежестью, вкусом, отсутствием занудной зауми и по-хорошему девчачьими текстами, а главное сексуальностью, с которой у русского рока никогда не складывалось. Да и в поп-музыке с этим постоянно были проблемы. Ничего не получилось бы, если бы не вокалистка и автор песен причудливая и жизнерадостная чувственная Катя Павлова. Естественно группа собрала восторги критиков и полюбилась публикой. Ещё бы немного внимания со стороны ТВ и радио – и всенародная любовь не заставила бы себя ждать.
 
Вместо ожидаемого и долгосрочного успеха произошёл распад коллектива. Павлова увлеклась новыми инди-поп проектами «Apha-Beta» и «Окуджав», направленными облагораживать отечественный диско-поп, пробивавшийся в ряде дорожек ещё на замечательной пластинке «Знаешь, что я делала». С этой музыкой она не стала звучать на «Русском радио» и «Муз-ТВ», хотя и не уступает менее изобретательным продюсерским продуктам «Винтаж» и «Серебро».
 
Тем не менее, деятельность сайд-проектов под очевидным влиянием британских двух иксов («The XX») наложила отпечаток на «Обе Две». Слегка провокационные песни о любви и сексе, при которых на щеках появляется румянец, как когда-то во время прослушивания мумитроллевской песни «Делай меня точно», но благодаря которым не стыдно за исполнителя и за самого себя, за то, что это слышишь.
 
Умение писать такие вещи, не скатываясь в пошлятину и глупость, очень важное. Хорошо, что Катя Павлова им наделена и не борется с ним в своём творчестве. И хотя она по-прежнему не производит впечатления интеллектуалки, ей удаётся другое – влюблять, очаровывать и демонстрировать женскую натуру естественнее и понятнее, чем многим иным артистам. Ёмкость строчек «Прости меня, Сергей! Я полюбила Павла. Живу как, наверное, Ахматова Анна. Горы немытой посуды, квартплата, и не расчёсываюсь» просто поражает. Узнаётся здесь и героиня песни «Милый». А мурлыканье «девочки владеют…  девочки владеют  словом. Мальчики, мальчики – инструментом» - это сегодняшние «Женские штучки» «Колибри» + «Танец на цыпочках» Насти Полевой. Сообщение девушки «Я так сильно кричала от счастья, что нас выгнали из ресторана, нас выгнали с моря, выгнали с океана» не вызывает даже малейших сомнений. Почти междометья и кратчайшие предложения, напоминающие раннюю захлебывавшуюся в эмоциях Земфиру, на самом-то деле поразительным образом выстраиваются в нужном порядке.
 
Органичное сочетание новых постановок и переосмысление знакомых «Кензо» и «Пачка» создают необходимое для девушки противоречие, а смена ритмов - от возвышенных до примитивных - оное подчёркивает. И в довесок к собственным сочинениям «Обе две» замахнулись на исполнение одного из самых авангардных, даже декадентских номеров великой звезды советской эстрады Майи Кристалинской, символизирующей нежность как таковую не в одной лишь одноимённой песне. «У тебя такие глаза», кто не знает, существует также в современной, но трепетно сделанной трип-хоповой версии. Но поддалась она и любимице хипстеров. Получилась прекрасная и загадочная кульминация. Гуттиэре взрослеет. И возможно, кто-то лукавит, только нет ничего странного в том, что Гуттиэре не отличает «Kenzo» от «Lacoste».