16.10.2010

OST «ИГЛА REMIX» (Союз, 2010)

Виктор Цой из числа тех людей, чья звёзда с годами не гаснет. А к крупным датам связанных с именем артиста приурочиваются мероприятия подкрепляющие память и любовь к нему. Последняя крупная активизация сил наблюдалась в 2000-м году – тогда вышли ремиксовый альбом «Печаль» и двойной трибьют «Кинопробы», пожалуй, самый успешный из всех на постсоветском пространстве. Сенсацией стали раскопанные и опубликованные треки «Вопрос» и «Малыш» (последняя получила популярность в исполнении группой «Мумий тролль»). Как известно, 15 августа 2010-го - двадцатилетняя годовщина со дня гибели «Последнего романтика». Поэтому неудивительно, что состоялся очередной концерт памяти музыканта, намечается открытие памятников, вышел ещё один ремиксовый альбом, на подходе рэп-трибьют, даже всемирно известный ди-джей Пол Окенфолд не удержался, чтоб не сделать англоязычный кавер на песню «Хочу перемен». А ещё на экраны вышла расширенная версия фильма с участием Виктора.

OST «ИГЛА REMIX» (Союз, 2010)

Кто не безразличен к русскому року, картину эту, безусловно, видел. А вот о том, что герой Цоя Моро тоже музыкант и тоже работал в кочегарке, становится известным только сейчас. Режиссёр «Иглы» Рашид Нугманов также доснял (либо, по ситуации, добавил анимацию) сцену, рассказывающую, почему Спартак должен ему денег; вводит в сюжет девушку в клетке, которую Моро освобождает (вот где крыша должна поехать!), включает телевизионное выступление персонажа Петра Мамонова посвящённое алкоголизму, а концовку фильма видоизменяет на более жизнеутверждающую – итого, набралось 13 минут. Но нуждался ли во всём этом фильм?

Хотя «Игла» картина культовая, фильм поколения вроде «Ассы» или «Брата», и понятное дело, в ней звучат песни, до сих пор обходилась без саундтрека как физического воплощения. Да и до случая с балабановским «Братом-2», выпуск подобных альбомов у нас практиковался крайне редко. Лишь в 2003-м году появился сборник «Кино в кино», включивший в себя не только боевики группы, звучавшие в различных фильмах, но и инструменталки из «Иглы». Чего только стоят ироничные шаржи на Баширова и Мамонова – в данных музыкальных открытках с необычайной точностью переданы манеры поведения этих двух незаурядных фигур, их повадки и ужимки, жесты, их настроение и, в светлом понимании слова, придурковатость. Справедливость восторжествовала с появлением «Иглы Remix».

С расширением самого фильма расширилась и звуковая дорожка. Причём, очень ощутимо. В оригинальные номера были внесены лёгкие штришки от Игоря Вдовина, когда-то бывшего солиста любимой одними и ненавидимой другими группы «Ленинград», а впоследствии оказавшегося интересным электронным музыкантом, композитором и саунд-продюсером. Сюда также вошли его свежесочинённые треки, призванные дополнить и сохранить настроение оригинальной картины. Ему это явно удалось. Тем паче, в записи участвовали музыканты «Кино». Если не заглядывать в трек-лист, складывается ощущение, что всё это написал Цой. А может Сергей Курёхин – «Поп-механику» новые зарисовки и композиции тоже напоминают.

Кроме Вдовина в фильме зазвучал хоррор-рокабили ансамбль Олега Гитаркина «Messer Chups», внёсший свою трешевую вампирскую остринку, а участница коллектива Zombiegirl, словно сошедшая со страниц Pin-Up’a, ещё и исполнила роль той самой девушки в клетке.

Но и это ещё не всё! Барабанная дробь!!! Новая песня Виктора Цоя «Дети минут», текст которой был когда-то забракован и подарен Александру Липницкому из группы «Звуки Му». Настал момент - и тот отдал её Вячеславу Бутусову. Результат получился очень даже ничего. Сыграна песня силами «Ю-Питера», но почерк автора в ней всё-таки ощущается. В тексте «Детей» присутствуют отсылки на произведения других рокеров и свои собственные. Вот тут то и возникают вопросы или, по меньшей мере, удивление. Если «рыба гниёт с головы у фашистских детей» - это понятно, что цитата из Борзыкина, то вот строчка «А третий идёт по стране чудес» почему-то ассоциируется с одной песней Сергея Галанина, датированной 1998-м годом. Возможно, Виктор Робертович подразумевал «Чудесную страну» Браво – но её вроде как Агузарова исполняла, или «Город Золотой», про который пел и Алексей Хвостенко, и Борис Гребенщиков. Кто знает, кто знает? Может, это только мне на ум ничего другого не пришло?! В «машине, которая шла на восток», бесспорно, узнаётся цоевский «Троллейбус», однако слова «обломали рога менты» находить в его текстах, как и слышать из уст Вячеслава Геннадьевича непривычно. Впрочем, жизнь полна сюрпризов. Ну, а в целом, повторюсь, песня достойная. Чего не скажу о помпезной оркестровке на тему песни в конце пластинки. Она, конечно, призвана сделать крен в пользу величественности случая и значимости ушедшего музыканта – но масштаб личности Цоя, уж точно и без таких попсовых штучек заметен. Тот же Пол Окенфолд углядел, хоть и сам перевёл добро на воспоминания о вкусном обеде. Радует, что здесь фигурирует не он, а более изобретательные «Messer chups» и Игорь Вдовин. Я, в данном случае, за отечественного производителя!