15.05.2012

T.BIRD // Spacebird (T.Bird, 2012)

Экспериментальный проект Виктора «Мутанта» Шевцова, унаследовавший название 8-битного сэмплера-игрушки в виде попугая, существует с 1996 года. За плечами самого Виктора продуктивное сотрудничество с психоделической группой «Alien Pat. Holman» («Дубовый Гаайъ»), Дельфином, рэперами из D.O.B. Community и брейк-битовыми «Спиралями». Только в кассе «The Talking Bird» записей, к сожалению, не так много. Но даже будучи не на виду проект существует и эволюционирует. А в особенно благосклонные времена даже разрождается целыми альбомами.

T.BIRD // Spacebird (T.Bird, 2012)

Я впервые услышал «T.Bird» в 2000-м благодаря «Экспедиции 2001», компиляции, составленной Divan'ом из группы «Spirals». В ту пору Мутант соло записывал эмбиент с элементами трип-хопа, а то и востребованный на стыке веков брейк-бит. Как ещё одна грань его экспериментов того времени – незаконченная работа с Алексеем «Грюндиком» Перминовым, где музыка, в звучании которой узнавалось родство с теми же «Спиралями»  и Дельфином, соприкасалась с речитативом. В конце «нулевых» студийный проект трансформировался в полноценную группу с постоянным составом: басист Иван «Кестер» Лебедев из «Alien Pat. Holman», гитарист Николай «Коляс» Жигулин, участвующий также в параллельном нойзовом проекте «Коляс & Мутант» (до него играл Александр «Битл» Луговкин), барабанщик Пластик Манки из совсем безвестных «R2D2» и «Огненная собака» плюс перкуссионист Боцман.

Само собой, «Говорящая птица» сегодняшнего дня совершенно далека от той, что существовала изначально. И то, что зафиксировано на обозреваемом нами альбоме, демонстрирует, как усилиями пяти музыкантов создаётся гибрид живого саунда и электронных эффектов способствующий тому, что поток сознания уходит в бессознательное, под действием шаманского рок-н-ролла всяк слышащий погружается в психоделический транс. Эффект достигаемый без каких-либо наркотических средств! Ранее к подобным процедурам склоняли «A.P.H.», «San Ieronimo Twins», «Beak>» - при этом каждый из проектов обладал собственными нюансами и почерком. «T.Bird», пожалуй, отличает особая резкость, подстёгнутая мощной бочкообразной ритм-секцией - что никак не мешает, но помогает раскрытию заявленной в заголовках космичности со всеми вытекающими событиями: от взлёта корабля до падения, от стремительного движения среди звёзд до необратимого распада вселенной на микроатомы. Десятиминутные пьесы позволяют воображению разгуляться. Если, конечно, для торжества звука имеется стартовая площадка в виде подготовленности и способности воспринимать.