25.10.2010

VERBA & ОЛЯ ПУЛАТОВА // Внутренний космос (Cardiovawe, 2010)

Плод любви двух творческих единиц – московской пост-панковой команды «Verba», занимавшейся ранее написанием музыки к немому кино (драма о бывшей циркачке и предреволюционном обществе «Молчи, грусть, молчи» 1918 года и военная драма «Сорок Первый» 1927 года о девушке-снайпере из Красной армии, влюбившейся в белого офицера, которому суждено стать её жертвой) и одной из солисток замечательной фолк-психоделической группы из Одессы «Flёur» Оли Пулатовой.

VERBA & ОЛЯ ПУЛАТОВА // Внутренний космос (Cardiovawe, 2010)

Сотрудничество с «Verba» - отнюдь не первая вылазка Пулатовой за пределы основного коллектива, у которого менее полугода назад вышла двойная пластинка «Тысяча светлых ангелов». Были у неё проекты и до, и во время «Flёur» («Аэроплан», «Dust Heaven», «Оля и Монстр»), имеются таковые и у Елены Войнаровской («Мой Розовый Фашистик» и «Amurekimuri»). Что касается певческой реализации, содержания текстов, переплетения философской, мифологической и любовной поэзии, то здесь стиль певицы узнаваем моментально – практически по любой из строчек. Эксперимент в данном конкретном случае со стороны Ольги - это работа с другими музыкантами, стремление к иной подаче, сочетание с непривычным звукорядом. Меланхолия, готика, психоделичность минус фольклорные нюансы и пианино, ипостась Войнаровской, но плюс эмбиэнт и пост-панк – так выглядит цепочка жанровых определений, большую часть звеньев которой вполне можно было бы ожидать. Если хотите, назовите это иначе аранжированными песнями «Flёur», пусть даже все произведения здесь новые.

И всё-таки сие есть иная история. Два цветка оказались в одной вазе для того, чтобы соединить мысли женщины, её стихи-метафоры и голос с мужским холодным и жёстким взглядом на музыку, что-то в роде опыта сотрудничества питерских андеграундных коллективов «Колибри» и «Tequilajazzz». У Ольги настроение тоже такое, будто она жительница этого города.

У Пауло Коэльо в «Одиннадцати минутах» есть такая сцена, когда его Мария идёт босиком по камням, испытывая при этом дикую боль и возбуждение. Нечто подобное слышится и в песнях Пулатовой: «Грусти любимой ранки раздираю снова и снова» («Воздушные замки»). Она поёт о своих ощущениях и желаниях. Она стремится познать окружающий мир, ближнего и саму себя («Всё испробовать нужно, любой способ хорош»). Она излучает красоту и погружается в неё, называя ту «едкой кислотой», притягательной разрушительной силой («Раз она так прекрасна снаружи, то ещё прекрасней внутри). Надевая плеер и теряя нить разговора, Оля уходит в себя, «в свой внутренний космос», а ещё она разбивается на «Много маленьких Оль».

Вспоминается почему-то ещё один автор, Антуан де Сент Экзюпери, может потому что здешняя героиня маленькая девочка, но этот «ребёнок при виде конфеты стал взрослым, диким, другим». Дав слабинку, опускает руки («я отсутствие, тающий след на снегу, я никто и нигде, ничего не могу»), но если понадобится, она, как всё та же Мария, познавшая истинную любовь, способна встать и на защиту избранника («Верните мне быстро того настоящего, что был вначале»). В общем, перед нами многоликая, но органичная во всех смыслах женщина. Именно её не хватает в нашей рок-музыке, а хотелось бы видеть чаще.

Группа «Verba», в которую входят Илья Зинин (гитары), Евгений Ли (клавишные), Дмитрий Дроздов (барабаны), Алексей Дорофеев-мл. (бас) и Михаил Мясоедов (электроника, спецэффекты), не без участия Фёдора Сволочи из небезызвестной этно-электронной команды «Theodor Bastard» и Владимира Бузина из «Весны на улице Карла Юхана», в Олиных песнях сделали акценты на атмосферность – всё-таки космос, хоть и внутренний. Казалось бы, этот полёт до конца будет оставаться спокойным, но находятся на пластинке такие места, когда словно стаи чёрных птиц в бесчисленных количествах слетаются над головой и когтями хватают что не попадя, либо в небе открывается огромная воронка, поглощающая всё вокруг. «Нельзя» - порог именно такой. Но апокалипсис миновал – и «Вышли люди из машин и домов». Вслушавшись, понимаешь, что это их звёзды заворожили.

Да, группу «Flёur» не редко сравнивают с целым рядом во многом знаковых исполнителей, список аналогий варьируется и беспрерывно пополняется. Не избежала этого и новая работа Пулатовой в соавторстве с музыкантами «Verba»: «Тату», в отличие от которых исполнительница сама пишет свои песни и все проекты цветочных девушек в принципе не являются продуктом продюсерской деятельности; «Колибри» - но отличаются они и от них (никакого театра, только личная драма!); «Снега» - те же причины; «Ночные снайперы» - но Арбенина, любящая повторять про нерв, драйв и эксплуатировать тому подобные вещи, в последнее время совсем уж неубедительная, а Сурганова работает, скорее, в жанре «Шансон и песни на стихи признанных авторов 20 века»; молдавская альтернативная группа «Exnn», но только если речь о таких номерах, как «Движение и смерть» и «Дети воды» (название дебютной пластинки коллектива тоже похожее - «Внутри»). А шла бы речь о мужчине, то лично я бы добавил в перечень «Пикник» и упомянул бы питерский период «Наутилуса Помпилиуса».

По сути, тандем Ольги Пулатовой и команды «Verba» - есть Dark side of the «Flёur», может и не самая тёмная, не переломная, однако сторона не лишённая интересных моментов, творческих поисков. Жанровая мешанина плюс лиричность и фэнтезийность текстов «Внутренний космоса» способны привлечь к себе приверженцев самых различных стилей и субкультур (мимо пройдут только радикалы). Масштабы же невелики лишь потому, что музыка эта камерного склада.