01.04.2013

ЗЕМФИРА // Жить в твоей голове (Navigator, 2013)

Земфиру Рамазанову как-то повелось уже считать главной отечественной рок-певицей и карточкой эталона, с которой сличают прочих артисток жанра, напрочь забывая хотя бы о вкладе Жанны Агузаровой и Насти Полевой. (Маша Макарова тоже не абы кто!) С непрошибаемой абсолютностью данного утверждения можно спорить, но от этого ничего, к сожалению, не изменится. Сверх оного, критиковать уроженку Уфы столь же опасное развлечение, как и вступать в защиту настоящей панк-группы «Pussy Riot». Девушки с разными сексуальными предпочтениями рьяно объединятся против любого, кто скажет об их любимице не похвальбу. А мысли по поводу её пластинки неоднозначные.

ЗЕМФИРА // Жить в твоей голове (Navigator, 2013)

Скажу за себя. Я считаю Земфиру очень хорошей исполнительницей. Но не великой. И на неё не молюсь. Может, в силу того, что довелось послушать много чего другого. И Бьорк с Линдой и ранней Валерией, ныне являющейся совершенно отвратной во всех смыслах тётенькой, в подростковом возрасте оставили во мне большие следы. С другой стороны, не могу не признавать, что стержень внутри Z как автора и исполнительницы оказывается прочнее, нежели у множества её коллег. И подававшие надежды «Ночные снайперы», «Чичерина», «Total» и не только не год, как выдохлись. Во всяком случае, хитов или хотя бы крепких песен от них ждать не приходится. Последний Арбенинский альбом – просто мрак, склеенный из «гугла», «километров лажи» и эмитирующего дребезжание нерва рычания - всё то, о чём сама артистка беспрестанно твердит.

С Земфирой такого «обвала» не произошло. Да, не всё в ней изумительно. Мрачная – чего не ждали от девчонки, поющей про «Ромашки» и о том, что она «Созрела». Слишком много схожего с «Radiohead» - кого-то это сильно беспокоит. Я придерживаюсь иной точки зрения, и пусть хоть из творчества Юрия Антонова присутствуют заимствования. Только последний, в отличие от Тома Йорка, опыты которого, кстати, также приветствуются не единогласно, удавится, но любого затаскает по судам.

Почему-то все, а вернее – условно все, конечно же, ждут от певицы повторения первых двух пластинок. Но это невозможно, неинтересно и неестественно для неё, прежде всего. Поэтому она замыкается в себе, «уходит на дно» и не разменивается «на мелкую монету». Это её путь.

На мой взгляд, лучшей пластинкой Земфиры стала «Вендетта», не всем полюбившаяся, и опять же ощутимо пропитанная её личными музыкальными пристрастиями. Но для меня это первая понравившаяся полностью, не с дурацкой обложкой, и которую захотелось приобрести. Альбом «Спасибо», наоборот, произвёл совершенно обратное впечатление, и оно было настолько «убивающим», что сначала я даже упустил из виду довольно симпатичные произведения «Мы разбиваемся» и «Когда снег начнётся». 

Первые опубликованные фрагменты этой работы («Деньги» и «Без шансов») скорее только подтасовывали карты и запутывали слушателя, потому как, в итоге всё равно выбиваются из общей концепции диска. А вот прошлогодний саундтрек к довольно-таки любопытному не лишённому фишечек фильму Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты», при просмотре которого я, например, не ожидал от себя, что высижу до конца, настраивал на более сходную с новым альбомом безысходную волну, и даже оказался побратим с ним сопровождаемой хором русалок дорожкой «Похоронила».

В работе над пластинкой Земфира не обошлась без помощи одного из лучших отечественных саунд-продюсеров Андрея Самсонова и любимчика штудирующих «Афишу» хипстеров Муджуса. В результате получилось то, что получилось. Неблагополучная по настроению запись, начинающаяся с заглавной «солёной» будто морской берег песни «Жить в твоей голове», с переходами в порицание «Денег», смиренностью перед смертью, безразличием к окружающему и происходящему – не всё равно лишь, что думает один единственный человек. Как часто в жизни именно так и бывает.

Не трогает разве что, проверенная тянучая интонация Рамазановой в отдельных припевах, когда знатоки, смахивая слезу, смогут утвердительно кивнуть: «Да, это она!» Ну, это меня не трогает. А кому-то как раз такие места и ласкают душу. Что поделаешь, но на саундтреке «Последняя сказка Риты» интересных решений я нахожу для себя больше. И всё-таки не слукавлю, если скажу, что общее настроение альбома мне нравится. Не всё в целом. Но, допустим, «Река», «Кувырок», «Похоронила» и «Гора» верно окутывают своей печалью. И как нельзя точнее подытоживает оную диалог: «Вы всё врёте! - И гора говорит: «Нет!». А позади столько несчастных случаев и убийств - Ник Кейв одобрит!