17.05.2009

Поэт на сцене – больше чем поэт

Нет ничего сложного в том, чтоб писать стихи. Ещё проще быть поэтом - почему бы и нет? Но насколько сложно выйти и прочитать свои стихи людям, видящим тебя, возможно, в первый раз? Чтоб вникнуть в специфику живого поэтического выступления, нужно хотя бы раз решиться на этот духовный стриптиз. Но посмотреть на то, как это делают другие, можно было, посетив фестиваль «Город N».

 

Поэтический процесс сегодня атомизирован до крайнего состояния: каждый автор, по сути, существует в вакууме, и, при должном количестве высокомерия, имеет возможность ощутить себя последней и крайней точкой эволюции Великой Русской Литературы. Но существовать в пустоте тяжело: человек начинает искать подтверждения факту своего существования. Суверенные одиночества собираются в группы, рождая свой миф о современной поэзии, и не так важно, происходит это в реале или в недрах великой паутины. Прошедший уже дважды в Новосибирске фестиваль «Город N» был организован для того, чтобы намекнуть людям заинтересованным что «на Марсе есть жизнь», сделать для них объёмной картину литературного мира, наладить между ними контакты.

 

Первый день фестиваля был целиком «московским», официальным, и увенчался скандалом. Унаследованная с советских времён конфронтация между актуальным искусством и классическим не торопится терять силу. Смена поколений со временем нивелирует этот абсурдный конфликт, но сегодня помещение Областной Научной Библиотеки оказалось не тем местом. Современное стихотворное выступление вообще не терпит академизма в подаче и восприятии, предъявляя определённые требования и к автору и к слушателю. Атмосфера «храма знаний» сыграла злую шутку с выступавшими, им явно было сложно почувствовать себя в должной мере раскованно. Кроме того, библиотека «подложила им свинью» в лице не вполне адекватной публики.

 

Несколько пожилых женщин, очевидно, не понимали, куда они пришли, стихи Давыдова, и Ключаревой для них вероятно были лишь набором слов, но они мгновенно среагировали на то немногое, что им удалось услышать и понять в стихах Алексея Денисова – на маты. Главная же беда заключалась в том, что эти интеллигентные с виду дамы выражали своё возмущение словами «язык надо вырвать за такие стихи» и им подобными. Алексей в долгу не остался и адресовал им одно из своих стихотворений со словами «ты не умный человек, не хороший человек…» Бабушки бежали, но скандал состоялся, к тому же, в зале остались их сторонники, готовые подхватить падающее знамя.

 

В торой день фестиваля проходил в кулуарно-богемной обстановке фото-студии «О’Камера». Этот день был интересен, в первую очередь, возможностью увидеть рядом и сравнить выступления московских и новосибирских поэтов. Декламация авторских стихов как жанр – форма синкретическая и архаичная: здесь важен не только произносимый текст, но и подача, энергетика читающего, театральность, - либо, напротив, искренность происходящего. К сожалению, всерьёз работе с этой составляющей уделили внимание не все выступавшие. Хотя правильное исполнение может усилить действие любого заклинания. И наоборот.

 

Общим местом в интернет-публикациях, посвящённым фестивалю, стало проведение параллелей между творчеством группы «Шорохо» и традицией сибирского панка, с непременным упоминаем, что Романовский посвятил своё выступление памяти Селиванова. Что ж, если речь идёт об энергетической убедительности, то Александр, читающий стихи, нервно прикрывая лицо ладонью, действительно, никаких сомнений в своей подлинности не вызвал. Лишённое малейшего позёрства публичное прорастание харизмой. Опоздавший же (и потому закрывавший своим выступлением вечер) Виталий Красный, напротив, как ему свойственно, сделал ставку на артистичность подачи. И тоже был прав. Вообще, никто из «Шорохо» не вызвал желания искать и находить параллели и первоисточники в словах сказанных кем-то до них. Хотя отобранные ими для исполнения тексты звучали уже не в первый раз. В этом свете, конечно, очень жаль, что группа больше не существует.

 

Если «Шорохо» изначально сделали ставку на эстетику авторского чтения, то для Натальи Ключаревой это достаточно новый способ презентации текста. Она в первую очередь известна как прозаик, и таковым сама себя считает. Собственное стихотворчество она видит как второстепенное по отношению к прозе. К построению поэтического текста, по её собственным словам, она относится менее серьёзно. Возможно, в силу этой «легкомысленности» и её выступления, увы, оказались не самыми яркими моментами фестиваля - они сильно провисали в плане подачи. Стихи Натальи заслуживают большего внимания к себе со стороны своего создателя.

Алексей Денисов представил на фестивале свою экспериментальную программу с применением «пения», или, если точнее, мелодекламации. Звучало это не всегда ровно, но интересно и не могло не запомниться. Тем более что ироничные, трогательно-непосредственные стихи Алексея в принципе хорошо воспринимаются на слух. Он, кстати, признался, что планирует записать аудио-альбом стихов, в основу которого ляжет эта экспериментальная программа мелодекламаций.

 

Выступление Данила Давыдова были, пожалуй, самыми сбалансированными по соотношению энергетики и первоначального смыслового посыла стихов, более собранным и по-хорошему жестоким, по сравнению с его выступлением предыдущего дня. И если Денисов в «О’Камере» читал примерно то же, что и в библиотеке, то Данила исполнил другую программу, менее адаптивную, рассчитанную на подготовленного слушателя.

 

Если литературное фестивальное движение в стране с течением времени не ослабнет, вполне вероятно, что именно подобные «Городу N» мероприятия станут климатообразующими факторами в отечественной поэзии. Несмотря на сравнительно небольшой , который они имеют в прессе, по своей важности для литературного процесса малые фестивали значительно превосходят такие раскрученные мероприятия, как, например, премия «Дебют». Живой контакт представителей разных литературных поколений, школ и традиций, пожалуй, лучшее средство от авторского солипсизма и прекрасный катализатор творческого поиска.

Фотоотчёт с вечера в студии "О'Камера": http://vkontakte.ru/album-431762_92494642