16.10.2009

Ворон по осени считают… а через год пересчитывают?

Я давно мечтал видеть Новосибирск городом фестивалей, чтобы по улицам ходили экстравагантно одетые люди, разыгрывая с прохожими миниатюрные спектакли, в скверах и парках играли музыканты, от одного клуба к другому, сжимая пестрые программки в руках, бегали с горящими глазами горожане и туристы, жаждущие приобщиться к... А вот это, в общем-то, все равно, к чему конкретно, лишь бы к прекрасному. Пусть это будет даже фестиваль пущенных задом-наперед короткометражек. Но до недавнего времени, «родная» администрация нас ничем таким не баловала, а знай себе боролась с художниками вообще, и сибирским народным карнавалом – «Монстрацией», в частности. Но все течет, все меняется, и - о чудо, на нашей улице праздник! И есть надежда, что эти «Три вороны» - всего лишь первые ласточки.

Даже при всем желании увидеть все на этом фестивале было почти невозможно, слишком разбросаны были в пространстве и во времени его части. Но, к счастью слишком ленивых и слишком занятых, чтоб поспеть везде, начало и конец его были собраны довольно компактно. Практически все действующие лица фестиваля можно было увидеть, просто придя на его открытие к Оперному театру десятого сентября, а еще лучше - на закрытие в Первомайский сквер двенадцатого сентября. Как мы и поступили. Что интересно, в четверг 10-ого погода стояла великолепная, может, чуть прохладная, а в субботу, когда проходило все основное действо фестиваля, кто-то в небе решил, что не все коту масленица.

Настырный, надоедливый, то едва моросящий, то вдруг припускающий дождь сделал свое сырое дело лишь отчасти: «влагостойких» людей набралось все же достаточно много. Проблема лишь в том, что люди эти стали влагостойкими в основном при помощи зонтов, зонты же, в свою очередь, дали один непредвиденный побочный эффект - заслонили происходящее от стоящих в задних рядах зрителей. Те, кто были посообразительней и порасторопней, решили проблему, встав на лавочки, вот только лавочек вблизи сцены было всего раз-два и обчелся. Со стороны люди, сгрудившиеся у сцены, напоминали грибную полянку, время от времени кто-нибудь ненароком стряхивал воду с зонта за шиворот соседу. В общем, было забавно.

Сквер был полон мокрых людей в гриме и экстравагантных костюмах, большей частью, насколько можно судить, это были актеры «Первого театра». Они фотографировались с публикой, разыгрывали меж собой какие-то миниатюры и всеми силами поддерживали празднично-карнавальное настроение у окружающих. В день открытия «Трех ворон», сразу после спектакля «Я фильм "Ирония судьбы..." ни разу с начала до конца не смотрел», сыгранного в недостроенном еще «театре Афанасьева», они двинулись в народ с угрожающим лозунгом «бездарность среди нас!!!». В субботу они выволокли «бездарность» на всеобщее обозрение и поругание. Ею оказалось огромное, условно антропоморфное чучело, состоящее из разноцветных картонных коробок. Перформанс под названием «Борьба с бездарностью» прошел на ура: недостатка в желающих приложить руку к ее ликвидации не было. Истерзанный картон оттащили в сторону, и действо продолжилось.

На сцену взошли итальянцы «Cantiere Ikrea». Их спектакль о странствующем цирке «CIRCO 900 - I FENOMENI», представляющий собой сплав акробатики и клоунады с активным вовлечением зрителей, привел новосибирскую публику в полный восторг. Можно предположить, что успех выступления был обусловлен тем, что артисты играли, в какой-то мере, себя. На самом деле, «Cantiere Ikrea» - это не только те пять человек, что веселили нас, невзирая на дождь. В Италии это целое культурное сообщество, объединяющее артистов самых разных жанров. Естественно, все они к нам на фестиваль приехать не могли, но эмиссары, добравшиеся в Сибирь, справились со своей миссией великолепно. Новосибирцы долго не хотели их отпускать, требуя выхода на бис.

Затем вниманием публики завладел австралийский австриец, изображающий француза - Dan Le Man, эксцентричный комик-импровизатор. Впрочем, эксцентричный - это мягко сказано. Реакцию его выступление вызывало самую разную, в диапазоне от брезгливо сморщенного носа и недоумения до искреннего хохота. Ну представьте, например - человек последовательно, одну за другой, снимает с себя все вещи и засовывает их себе в трусы... А когда он стебался над французами, гнусаво исполняя «Марсельезу» и демонстрируя публике крошечную Эйфелеву башню, в первую очередь, вспоминался другой безбашенный эксцентрик - Саша Коэн. Что забавно, те, кто морщили носы, так же не спешили покинуть представление, как и те, кто смеялся.

«Странствующие куклы господина Пэжо» продолжили интерактивно-развлекательную линию, показав спектакль "Принцесса Бомбилла", который устроен так, что без непосредственного участия зрителей просто не играется.

Потом были наши родные и любимые «Мимо» со спектаклем «Тореадор», повествующем об отношениях отца и сына. Андрей Кислицын, до того как уехать в Санкт-Петербург, был главным, если не единственным, апологетом эстетики уличного театра в Новосибирске. Его участие в фестивале - закономерность, было бы очень странно, если бы он не приехал. И когда во время выступления «Мимо» кончился дождь и выглянуло солнце, многие нашли это весьма символичным.

Театр «Королевский жираф» расчистил для своего выступления пространство перед сценой (число людей, имеющих шанс что-то увидеть, при этом заметно возросло). Зрелище с большой буквы «З», представленное актерами, смотрелось весьма экзотично для наших широт. Спектакль «Карнавал» вызывал в памяти образы сразу из всех фильмов и книг о средневековье и раннем возрождении. Вспомнились и «Седьмая печать», и «Легенда о Тиле», не хватало только декораций, стилизованных под Босха, чтобы мы окончательно потерялись. Если в толпе зрителей были готы, очевидно, они были в полном восторге. Пантомима, танцы с флагами и мечами заворожили нас, на языке метафор были рассказаны истории, древние, как кости великанов, на которых стоят наши города.

Весь фестиваль, от открытия до финального шествия участников, был полон ощущения чуда, происходящего здесь и сейчас. В рамках одной статьи внятно передать его суть - задача почти невыполнимая. К сожалению, за рамками текста остались выступления театров «La Pushkin» Олега Жуковского и «AMT theatre» Алексея Меркушева. По техническим причинам (мы все-таки не вездесущи) нам не удалось их посетить. Все, что остается нам - уповать на то, что «Три вороны» и вправду станут регулярным явлением жизни нашего города, и эти замечательные театры вновь приедут к нам.

Фотографии: Кристина Кармалита, Галина Эрентраут