Это спонтанное интервью возникло в ходе нашего разговора с Дарьей Diez об её участии в компиляции сайта. Кроме организационных вопросов мы обсудили с певицей предназначение музыки, поговорили о вкусах и о попсе, о том, в каких условиях сочиняются песни и плюсах-минусах работы в команде и без неё.
Дарья, я знаю, вы сейчас записываете альбом. На каком этапе ваша работа?
Он сейчас на стадии доработки. Альбом будет весьма минималистичен. До предела (прим. - только фортепиано, вокал и скрипки). Вся аранжировка крайне проста. Чем владею - на том и играю.
А музыка, по-вашему, для чего нужна?
Она нужна, чтобы выразить чувства, в которых слова - ничто. Вы слушали второй концерт Рахманинова? Вот где вся жизнь!
Помимо классической какая вам нравится?
Мне нравится вся музыка. Кроме полнейшего дебилизма, конечно. Больше всего люблю пост-рок, поп-рок, старый западный рок. Люблю рок мелодичный, наполненный смыслом - именно музыкальным, передающим эмоции и чувства. Самое прекрасное в музыке - это мелодия. Самые гениальные композиторы и музыканты - это изысканные мелодисты, я так думаю. Поп-музыка очень хороша. Я люблю её тоже. Конечно, она бывает разной, как и любая музыка, но когда она сделана с душой, от сердца - это чувствуется. Меня, например, иногда даже на Киркорова пробивает. А Константин Меладзе - так вообще гений, если брать нашу отечественную эстраду. У него же классная музыка! Кто бы его песни не пел - всегда слушать приятно. Чувствуется качественный подход.
Соглашусь, что даже у раннего Киркорова были песни, в которые авторы что-то вкладывали. Вот та же «Единственная моя», не то чтобы ранняя, конечно, но действительно сильная песня. Просто когда музыка становится исключительно бизнесом, когда чувствуешь, что зрители купятся и так, или даже им наоборот сложностей не надо, тогда она умирает и должна называться как-то иначе...
Это да! Названия нет, правда. Прозвали попсой такие вещи, хотя незаслуженно тем самым унизили слово «попса».
Есть же просто великолепнейшая поп-музыка, в которой столько эмоций, энергетики. И даже многие артисты на нашей эстраде способны на произведения более высокого качества. Им просто этого не надо, похоже...
Ну да, деньги есть – и хорошо! Зачем трудиться?! Даже временами страшно становится, что будет дальше.
Я вот недавно на работе включал Муслима Магомаева и Бека. По-моему, тоже поп-музыка. Мне сказали, что это полная фигня, Бек – наркоман и моральный урод, а меня назвали маньяком. Предложили сменить пластинку на сборник от радио «Рекорд».
Маньяк? Бек - это же классно! Магомаев - Бог. К сожалению, что людям впихивают в уши - то они и любят. Хотя я вот общаюсь с людьми, которые интересуются музыкой, любят хорошую старую, находят новую, всё время ищут для себя новое, развиваются в музыкальном и духовном плане, и мне кажется, что весь мир такой. А так если задуматься, действительно, мало кто понимает, что и зачем он слушает.
Наверно, лучшая лакмусовая бумажка для любого сочинителя - ответ на вопрос: а стал бы я сам слушать это? Сочинять, прежде всего, для себя, то есть.
Да-да, понимаю. Я недавно поняла, что записываю песни в основном для того, чтобы самой их послушать. И я надеюсь, что найдутся люди, которые тоже захотят послушать, и подумают - это про меня. Потому что, о чём я пишу? О любви. А любовь - это и есть бог.
А вообще часто вы пишете песни? Много ли уходит в мусорное ведро?
Я не часто пишу. Раньше я сочиняла песни на улице, во время прогулок с собакой. Просто приходила музыка в голову, и домой потом приходила и записывала. «Киллер» тоже так пришёл. Вечером мне пришла музыка, ночью я написала к ней слова, и так получилась эта песня.
Вдохновляющая обстановка значит была во время этих прогулок?
Нет, обстановка обычная, совершенно не вдохновляющая, такая же, когда вы идёте вечером с работы. Просто, бывает, ловишь вдохновение из своих жизненных ситуаций, из своих переживаний, проблем или радостей, а потом тебе неважно какая обстановка - просто расслабляешь мозг и ловишь сигнал. Песня ещё есть «Навстречу трамваю» - злая песня, очень злая: сочинила её, когда гуляла по трамвайным путям ночью, и мне навстречу ехал трамвай. В ней мысли о самоубийстве, на которое в итоге человек не решается.
Про трамвай я не слышал. Это новая?
Нет, старая. Просто я записываю песни ещё с 2006 года только сейчас. Всё, что я рассказываю сейчас, похоже на бред, пока не послушать песню и не понять о чем она.
Ну, видимо, там многое построено на образах?
Да, там всё построено на образах. У меня все тексты - галимый символизм.
Вообще личные переживания способствуют творчеству или мешают?
Ещё как способствуют! Вы что?! Эти моменты нельзя упускать! Они самые рабочие. Самые интересные произведения почти у всех созданы в моменты самых сильных переживаний.
А нет ощущения, что за прошедшее время несколько изменилось мировоззрение и отношение к описываемому в старых текстах?
Конечно, есть. Но это мне не мешает любить это. Ведь это всё было со мной, это всё - моя история, мои чувства, не чужие. Пусть даже сейчас отношение ко многому изменилось, те чувства всё равно жили.
Новых песен сейчас совсем нет? В этом году сочинилась хоть одна?
Да, конечно! За последний год около 4-х новых песен родилось. Плюс музыка. Я раньше хотела делать два разных проекта: в одном - чтобы петь песни, а второй инструментальный. Потом поняла, что это не имеет смысла, - почему один человек не может делать песни и инструментал в одном своём проявлении?
А у вас же группа раньше была.... (прим. – «Станция Diez») Ваше сольное творчество от неё сильно отличается по содержательной и инструментальной частям?
Была группа, верно. Нет, у нас были только песни. Инструментал я тогда держала при себе и никому не показывала. А песни - они звучали уже и с группой, и без группы, и на разных инструментах, но при этом остаются собой. Они не изменились!
Тогда, в команде, песни сочиняли исключительно вы, или музыку придумывали все вместе?
Я сама всегда всё сочиняла, приносила на репетицию, пела ребятам, и мы вместе делали аранжировку. В основном, творческий костяк в группе у нас был с басистом Артуром Юлом. Мы всегда очень одинаково мыслили, и были, и есть хорошие приятели.
У группы, кстати, дело до альбома так и не дошло?
Как раз на начале записи альбома дело загасилось. Все начали забывать, просыпать, опаздывать, кто-то уже и вовсе перестал гореть идеей, которая была в начале. В итоге я устала от такого отношения и стала всё делать одна.
А не тяжело в одиночку всё записывать?
Нет, не тяжело. Наоборот, даже спокойно. Всё, что ты делаешь, зависит только от тебя, и рассчитываешь только на себя. А во время записи звукорежиссер Юра (прим. – проект-студия «Марс»), который меня записывает, очень мне помогает, и часто слышит то, чего я не услышала, говорит, когда я с чувством спела, а когда эмоций не хватило, заставляет перепеть. Спасибо ему большое! Он мне сделал огромный прекрасный подарок. В феврале он предложил мне записаться, и сейчас мы уже плавно заканчиваем работу. Иногда, когда писали допоздна, Юра на мопеде меня отвозил домой. Так кайфово возвращаться со студии на мопеде, вы бы знали! Слёзы в разные стороны летят от ветра, и настроение радостное.
Даша, можно озвучить цифру, сколько всего записано песен и оформилась ли их последовательность на альбоме?
9 песен. Последовательности нет пока что. И название альбому я ещё не придумала.
А над обложкой уже думали?
Есть идея фотографии. Надо только поехать и воплотить её. Если не получится здорово сфотографировать, так как я задумала, тогда уже рисовать буду. Я договорилась с одной девочкой, она очень хороший фотограф, я ей верю, что она сможет сделать то, что надо. Люблю спонтанные идеи, не люблю планировать сильно.
Интересно, облюбованные мною для сборника «Blood» и «Киллер» в альбом войдут?
Нет, не войдут. «Киллер», вообще, это нечто вроде сингла. Он был записан ещё с группой, и с помощью друзей-музыкантов.
О «Blood». Вы записали её вместе с проектом «Blil{» ...
Это мой хороший друг Артем Деменев, мастер электронной музыки. Мы с ним познакомились на улице, когда я стритовала на скрипке в первомайском парке. Когда я показала ему эту песню, она ему очень понравилась, и он сделал свою обработку на мою старую, не самую качественную запись, мягко говоря. И вот, получилось то, что получилось. Кстати, советую послушать его трек «Puzzles».
Шикарный трек! А больше на других языках ничего не сочиняли?
Сочиняла. У меня же есть две песни на английском. А нет, три: «Language of the Sun», «Cigarette», и «Blood», собственно.
Это было экспериментом или они именно такими появились в голове?
Такими и сочинились. Сразу на английском пришло, и сразу всё полностью. У меня музыка всегда приходит легко, а текст потом, вдогонку. Иногда вместе. У меня не было цели писать на английском. Как получается, что приходит - то я и делаю. Вообще, я чувствую ответственность за каждую песню, которую сочинила, я как будто выносила каждую и родила, и считаю, что я не имею права разбрасываться ими во все стороны, потому что они мои дети, и я каждую по-своему люблю. Поэтому и выбрасывать многое жалко, хоть и приходится, с годами. Ещё я заметила - бывает такое у музыкантов, - они любят себя за то, что сочиняют музыку, что вот якобы я такой молодец, это я такой крутой. Я такое не люблю, и себя считаю просто средством для воплощения и создания, а эти песни - не мои, они просто приходят. И я люблю не себя за эту музыку, я люблю именно музыку, отдельно от себя. Я серьёзно.
С кем-то ещё из наших местных музыкантов дружите? Близко ли чьё-нибудь творчество?
Дружу с «lo.krain», люблю ребят из «So far as i know», вот. Кто ещё.... Ну, я со многими нашими музыкантами хорошо общаюсь и дружу.
А каверы вы делали на кого-нибудь?
Каверы делала, конечно. В основном, пою их дома под гитару чисто для себя, но один записала (прим. - «Colorblind», песня группы «Counting Crows», одна из дорожек к фильму «Жестокие игры»).
Не против критики?
Конечно, давайте!
Всё здорово в песне, пробирает, но... слишком уж близко к оригиналу.
Да, понимаю. В чём суть каверов? - в интерпретации. А я сделала вот так. Зато там скрипочка.
Вы должно быть очень впечатлительная девушка?!
Наверное.... Всегда плачу в конце фильмов. Даже если конец счастливый, радуюсь за героев, как у них всё хорошо и плачу.
А если конец грустный, то тем более?
Если конец грустный, то у меня вообще трагедия на весь день, и, как правило, на фильм накладывается суровое клеймо «ужасный фильм, всё плохо».
Из последних просмотренных картин какие вам понравились?
Я редко смотрю фильмы, мне, как правило, лень. Последний фильм, который я посмотрела – «Сквозь вселенную». Мне понравилось. А, ну и ещё "Мрачные тени" Тима Бартона. Я всю жизнь, с детства, очень люблю фильмы этого режиссёра: они пропитаны чем-то таким, на что моя душа находит отклик. И вообще, это здорово, когда несколько людей образуют творческую компанию и все вместе занимаются одним делом в течение многих лет. Бартон – Депп – Бонем Картер - Эльфман. Просто прелесть!
Это точно. Я почему и спрашивал, не сложно ли вам в одиночку работать, ведь когда ничего не хочется, руки опускаются, кто-то говорит: Ну, ты чего? Давай продолжать! - и идею даже предлагает. Общее дело, как-никак, и оно заставляет двигаться.
Ну, конечно, да. Но бывает и наоборот, когда другие люди притормаживают и загашивают твой энтузиазм. Но пока что, в течение тех семи лет, которые я занимаюсь творчеством, мой энтузиазм жив. Уж не знаю, чем это вызвано, но наверняка чем-то определенно вызвано. А вообще, надо ко всему, что ты делаешь относиться критически. Существует один сигнал, который говорит музыканту, что ему пора прекращать свою музыкальную карьеру - когда он начинает думать, что у него всё уже получилось, всё хорошо и стремиться уже некуда.
Как вам кажется, по натуре вы человек спокойный или взрывной?
Я человек мягкий, наверное, добрый. Люблю посмеяться, люблю послушать истории людей, помогать людям, поддерживать их, давать какие-нибудь советы. Ко мне часто обращаются друзья и знакомые за помощью, советом, что-нибудь рассказывают, и мне нравится чувствовать вместе с ними, сопереживать. А так, по сути, я человек настроения, всякое бывает. И вообще, как я могу говорить о том, какая я? Я не знаю. Только примерно. А так, наверное, лучше всех про меня рассказала бы моя мама.