07.05.2008

10000 лет до н.э. (10,000 B.C.)

США-Новая Зеландия, 2008

Режиссер: Роланд Эммерих

В ролях: Стивен Стрейт, Камилла Белль, Клифф Кертис

Жанр: волосатая хренотень

Продолжительность: 109 мин.

Где-то с год назад попался мне на глаза трейлер, в котором показали много мамонтов, саблезубых тигров и мужичков с дредами. А может, только одного тигра показали, но много раз подряд. Неважно. В этом же ролике мне навязчиво пытались толкнуть мысль о том, что вся эта живность в большом количестве водилась двенадцать тысяч семь лет назад. Насчет мамонтов и тигров я, в общем-то, поверил, а вот насчет дредов - сильно засомневался. Если у кого-нибудь есть документальные подтверждения того, что дреды в то исключительно лохматое время были в моде, я вас умоляю, скажите мне источник - мне просто так, посмеяться.

Logo

Итак, 10000-й год до нашей эры. В племени ямалов (или ягалов - там сплошная путаница с названиями) куча мужиков и две женщины. Одна из них в принципе не способна поддерживать племенную репродуктивную функцию, потому что страшна, как смертный грех, и стара, как динозавры. К слову, динозавры уже давно закопались глубоко в землю, а вместо них вовсю живут и эволюционируют мамонты. Точнее, не мамонты, а манноки или маньяки, если переводить на язык другого племени. Оказывается все эти двенадцать тысяч восемь лет мы называли их неправильно (на самом деле, этот фильм - просто кладезь научных открытий).

Статус «просто старой и страшной» женщины бабулю не устраивает, и поэтому она на полную ставку трудится шаманкой. Трудится довольно успешно - все ей верят. Очередные ее гадания на кофейной гуще и танцы с бубном выдают следующий результат: появится мужик, который завалит мамонта, в смысле, маннока, заберет белое копье, фамильную ценность племени, и залезет на девушку Эволет, чтобы продолжить род и не дать племени умереть от старости и закопаться в землю, как динозавры.

Девушка Эволет является второй женщиной племени и на момент пророчества бабули ей лет этак семь. В нее до беспамятства влюблен Д'Лех, которому лет не намного больше. Но чтобы добраться до святая-святых, ему придется изрядно попотеть. Хотя Эволет изначально расположена именно к нему, от слов авторитетной бабули отступать нельзя - продолжать род будет тот, кто мам… тьфу ты, маннока опрокинет. И точка. Кроме того, Д'Лех - черт, пальцы можно о клавиатуру сломать из-за таких имен - в некотором роде изгой: в свое время его папашка кинул племя и подался на вольные хлеба. А это в дружном коллективе не приветствуется, и поэтому его сына все пинают: мол, твой папа - трус, а ты - сын труса, так что сиди и молчи в тряпочку.

Само собой, «сын труса» понимает, что его повысят в должности, если именно он убьет… маннока. Кроме того, обладание единственной репродуктивной женщиной в радиусе пятидесяти километров - бабулю тут в расчет не берем - дает свои плюшки, которых другим ни укусить, ни понюхать. Да еще и любовь вон какая - аж до гробовой доски. То есть, до десятиметровой глубины.

С такими мыслями Д'Лех дорос до молодого мужичка с дредами (Стивен Стрейт) и с себе подобными пошел на охоту. Маннока он успешно укокошил, потому что его копье вовремя решило, что хозяин тормоз, и самостоятельно проткнуло зверя. Можно было бы жить и радоваться: теперь белое копье, а также подросшая голубоглазая Эволет (Камилла Белль) находятся в полном его распоряжении, да и сыном труса больше не называют, а, наоборот, называют героем… Но Д'Лех - парень честный. Немножко пообладав девушкой и копьем, он приходит к своему наставнику Тик'Тику (Клифф Кертис) и говорит: «Это было нечестно, это не я, это копье само проткнуло маннока, нечестно заработанного не беру. А девушку я только разок чмокнул - и все». Какое самообладание, какая честность! Слюни, сопли, все блондинки в зале ахают.

И тут, как черти из табакерки, супостаты. Да не простые, а - о, ужас, - демоны на четырех ногах. Это страшные создания, ими пугают детей, от них прячутся, а если они до вас доберутся, то растащат на ленточки (вот до каких суеверий может опуститься племя, вовремя не приручившее лошадей). Демоны кромсают часть племени на кочерыжку, а остальных уводят. Эволет, естественно, не забывают, потому что «демонов» женщин вообще не осталось, а род продолжать как-то нужно. Д'Лех, Тик'Тик и еще сколько-то товарищей успевают укрыться, потому что пленных спасать кому-то надо. А дальше… Товарищи, а оно вам надо?

На рекламных постерах написано: «От режиссера "Дня независимости" и "Послезавтра"». Стандартная завлекалочка для посвященных. Для непосвященных же поясняю: есть такой режиссер, Роланд Эммерих. В детстве его роняли не раз и не два, после чего он решил, что будет снимать дерьмовые фильмы, которые потом другие будут называть блокбастерами и таким образом завлекать в кинотеатр недалекого зрителя. В частности, Эммерих поставил недофантастическое дерьмо «Звездные врата», дерьмо с тонной спецэффектов «День независимости», катастрофическое дерьмо «Годзилла», псевдоисторическое дерьмо «Патриот» с Мэлом Гибсоном, тошнотворно-семейное дерьмо «Послезавтра» и просто дерьмо «10000 лет до н.э.», которое мы сегодня и препарируем. Сюжеты его, простите, фильмов отличаются заоблачным уровнем тупизма и маразма, хорошие актеры у него очень быстро становятся плохими, а количество спецэффектов совсем чуть-чуть отстает от количества сценарных ляпов. Да, и еще: общая продолжительность его творений такова, что даже просмотр этих самых местами неплохих спецэффектов в домашних условиях становится дохлой рутиной.

Наш сегодняшний экспонат от остальных уродливых собратьев отличается полным отсутствием хоть каких-то актеров (вместо которых присутствует толпа статистов, которых несведущие личности называют актерами), сценарием привычного для Эммериха уровня дебилизма, и одряхлевшими спецэффектами, которых к тому же стало намного меньше, чем в старых, простите, фильмах все того же Эммериха. А еще (слава тебе вечная, Господи) - значительно меньшей продолжительностью: похоже, до голливудских продюсеров, наконец, дошло, что деньги этот чудо-режиссер приносить перестал, и бюджет ему можно урезать. Нормально так урезать.

В общем, кроме панорам с бегающими мамонтами, смотреть практически нечего. Остальное я уже видел в фильмах BBC, только денег в фильмы ВВС было вбухано на порядок больше, и результат был соответствующий.

Насчет сценария. Аплодисменты: «10000 лет до н.э.» не самый кретинский фильм, который я видел за последний год, его по всем показателям всухую уделала «Война динозавров». После ТАКОГО «10000 лет» смотрится хотя бы без приступов мигрени. Если же сравнивать с другими фильмами такой направленности, общий уровень дебилизма остается прежним. Пятьдесят лохматый изгой, который вырастет и еще покажет всем этим придуркам, что он, блин, герой. Да не просто герой, а герой с дредами. Для оригинальности. Девушка, которой на роду написано стать подружкой героя. С голубыми глазами, очень-очень голубыми (воровать у классиков позорно, но привычно: на этот раз, осквернили «Дюну» Херберта). Наставник, который наставляет, а в самый ответственный момент заворачивает ласты, оставляя «дредиста» за главного. Про вражину я вообще молчу: все эти когти-шмогти, урод на уроде и тяговые мам… тьфу, манноки - нагло сперты из «Властелина колец», «Апокалипсиса» и у Клайва Баркера, и намешаны так неумело, что, простите, блевать хочется от такого зрелища.

Актеры хоть с каким-то именем окончательно помахали Эммериху ручкой. Впрочем, свои актерские способности в его творениях они перестали демонстрировать еще раньше. Поэтому что есть в кадре Деннис Куэйд, что его нет - все одно. Как видно, здесь его нет. Зато есть кучка малоизвестных или совсем не известных болванчиков с каменными лицами, которые этими лицами крайне мучительно шевелят на протяжении всего фильма. Стивен Стрейт всю дорогу пытается строить героическое выражение лица, но на деле получается нечто, страдающее запором. Камилла Белль замечательно отыграла роль мамзельки в героиновом шике, а Клифф Кертис в роли наставника… опустим завесу жалости, Кертиса даже пинать за роль жалко - у него там физиономия, как у кота в сапогах из второго «Шрека» в тот самый жалостливый момент.

В общем, вы меня поняли. Если вам Эммерих не по душе, даже не пробуйте смотреть - вам даже щедрые алкогольные вливания не помогут. Если же вы до сих пор в восторге от «Послезавтра», решайте сами. Среди людей, получивших удовольствие от просмотра «Послезавтра», хватает таких, которые от «10000 лет» плюются. Просто спецэффектов там маловато по сравнению с предыдущими «работами» Эммериха, а это главный фактор, определяющий впечатление от таких опусов у основной массы зрителей. И алкогольные вливания даже в этом случае могут не спасти.