09.12.2009

Антихрист (Antichrist)

Дания-Германия-Франция-Швеция-Италия-Польша, 2009
Режиссер:
Ларс фон Триер
В ролях: Уиллем Дефо, Шарлотта Генсбур
Жанр: драма
Продолжительность: 104 мин.

В то время как семейная пара, Он (Уиллем Дефо) и Она (Шарлотта Генсбур), предавалась любовным утехам, их маленький сынишка Ник справился с защелками на своей кроватке, выбрался из комнаты со своим любимым игрушечным медвежонком в руках, дошел до спальни родителей, посмотрел в сторону родителей, занимающихся в пяти метрах от него чем-то непонятным, поймал взгляд мамы и уверенно зашлепал дальше. Упершись в окно, за которым хлопьями валил снег, он без труда открыл его, высунулся, чтобы рассмотреть эти хлопья поближе, встал на подоконник и вместе с медвежонком полетел вниз.

Logo


На похоронах Он был безутешен. Но куда хуже пришлось его жене. Она замкнулась в себе, шла отдельно от всех и смотрела в одну точку. А в самый неожиданный момент упала в обморок. Пришла в себя только в больнице. Он рассказал Ей, что похороны были месяц назад, а те немногочисленные кратковременные вспышки ее сознания, которые имели место быть, проявлялись не каждые три минуты, а раз в сутки, а то и в неделю. Врачи сказали, что нервное расстройство у Нее очень необычно по своей природе. Он, напротив, считает их тупоголовыми занудами, только вчера забравшими свои дипломы со стола, и уверен, что у его жены самое обычное, хотя и очень сильное, расстройство. Еще бы, Он тоже очень тяжело переживал смерть ребенка и очень хорошо понимал Ее, которая целый месяц была в забытье. На тот момент, когда Он уже успел оправиться от потери, Ей только предстояло пройти через это. А тот факт, что ребенок шагнул в окно прямо перед Ее глазами и как раз в момент оргазма, и то, что во всем Она винит только себя, потому что муж в этот момент смотрел в другую сторону, только ухудшает и без того ужасное состояние женщины.

Он пытается заверить Ее, что в такой момент, как оргазм, ни он сам, ни она не смогли бы заставить себя подскочить с кровати и подхватить ребенка вовремя. Посылая врачей куда подальше, Он берется самостоятельно провести жену через три этапа пути к восстановлению после тяжелой психологической травмы. Для этого Он поведет Ее в лес, которого Она больше всего боится.
Сначала похвалим. Что-что, а снимать фон Триер умеет. Без дураков. Для этого ему достаточно обычной ручной камеры. Ну, и толкового оператора. Все в меру трясется и ни разу не напрягает. А вот что вгоняет в недоумение, так это немотивированные сцены секса и насилия. Хотя хрен его знает – может, они все-таки чем-то мотивированы. Насколько я знаю, у Триера это не в первый раз. Соответствующих фильмов я не смотрел и утверждать ничего не могу. Но вот стоит только пуститься в сравнения и взять того же Балабанова с его «Грузом 200» или «Морфием», получаются интересные выводы. После просмотра этих ужасов с отрезанием конечностей и трупом жениха остается очень хорошее впечатление от фильмов в целом. Потому что тамошние зверства вполне укладывались в общую канву и только усиливали это впечатление. Здесь же памятными остаются только кровища (чья, не скажу) и чувство непонимания, зачем надо было декалитрами эту кровищу лить.

 Теперь об актерах. Триер, в общем-то, не промахнулся, выбирая актеров на главные роли, хотя чего-то запоминающегося на всю жизнь тут не наблюдается. Можно сказать, что у Шарлотты Генсбур – а ее, между делом, за это наградили в Каннах, даром, что сам фильм там освистали, – получилось сыграть и скорбь, и отчаяние, и страх (именно эти три чувства дали названия главам, на которые поделен фильм). Но в историю эта роль, как и роль Уиллема Дефо, не войдет.

Начинаем пинать. По-взрослому. Что режиссер хотел объяснить этим фильмом? А хотел ли он вообще что-нибудь объяснять? Может, он просто историю пытался рассказать. Начнем со второго. Есть тут история. Как жена сломалась после семейной трагедии, как муж пытался собственными силами ее исцелить и что из этого вышло. Ничего особенного, а от фон Триера всегда ждешь чего-то особенного. А когда получаешь обычную киношную жвачку, даже обидно становится. Особенно, если через денек после просмотра и безуспешных попыток переварить фильм, включаешь его же, Триера, «Догвилль». Что же насчет морали, то она тут тоже вроде как есть. Только режиссер взял и замаскировал ее так, что только особо пытливый (или пришибленный) зритель возьмется ее искать. О чем это? О том, чем чревато упрямство мужа, решившего, что он умнее врачей? О женском начале, вокруг которого здесь много ни хрена не складывающихся в общую картину разговоров? О глубинах науки психологии, которые по воле режиссера перестают быть глубинами, но по той же воле (или против нее) не поданы зрителю так, чтобы ему было интересно? Или о том, что нефига выставлять руку в окно ночью, а не то вся желудями покроется?

В общем, фильм, который, как означено в титрах, посвящен Андрею Тарковскому и который, как пишут многие источники разной степени надежности, сам Ларс фон Триер обозвал своим лучшим творением, не цепляет. Может быть, я ошибаюсь. Может быть, экранное мясо несет за собой какой-то художественный замысел, игра Шарлотты Генсбур все-таки гениальна, мораль, привязанная к тому же замыслу, имеет место быть (и еще какая), а я, как это говорят, тупо не въезжаю. И даже может статься так, что через пять-десять-двести пятнадцать лет этот фильм станет нестареющей классикой и будет в лучшем смысле этого слова шокировать зрителя. Но вместо того, чтобы копать в этом направлении и выяснять, правда ли, что Триер считает «Антихрист» своим лучшим фильмом, а если и правда, то почему, я лучше пойду и «Догвилль» пересмотрю. А вам посоветовать ничего не могу. Смотрите «Антихрист» на свой страх и риск. И ни в коем случае не на полный желудок.
{igallery 27}

justify