26.08.2011

Трансформеры 3: Темная сторона Луны (Transformers: Dark of the Moon))

США, 2011

Режиссер: Майкл Бэй

В ролях: Шайя Лабаф, Роузи Хантингтон-Уайтли, Джош Духамел, Тайриз Гибсон, Фрэнсис Макдорманд, Джон Туртурро, Джон Малкович, Патрик Демпси, Кевин Данн, Джули Уайт, Алан Тьюдик

Жанр: фантастический боевик

Продолжительность: 157 мин.

1969 год. Американцы высаживаются на Луне. За два часа, проведенных на поверхности, астронавты успели легкой припрыжкой смотаться на обратную сторону, обнаружить там потерпевший крушение звездолет с планеты Кибертрон, останки роботов и кое-какой хлам, который легко выносится на руках; вернуться назад. Вернулись, сели, улетели. А по возвращении все обнаруженное и вынесенное было засекречено. Знают только двадцать три человека. Через некоторое время на звездолете побывали русские и, оторвав все, что можно оторвать, унесли с собой. Прошло много лет, и за награбленным начали охотиться десептиконы.

Logo

Как оказалось, разбитым судном командовал Сентинел Прайм, который в отличие от своих изрядно помятых и порванных товарищей после аварии неплохо сохранился. Судно взяло старт с Кибертрона в разгар битвы, которая закончилась омертвением планеты, и несло на себе пару сотен артефактов, с помощью которых даже самую мертвую планету можно откачать до неузнаваемости. Вот только долететь до места скарб не успел. Пара ракет в корму – и имеем то, что имеем.

На просторах бывшего СССР стоит город-призрак Чорнобиль. В 1986-м военные с разрешения местных властей имели неосторожность баловаться привезенным с Луны оборудованием, в результате чего оборудование бумкнуло, а весь русскоговорящий контингент заговорил на чудовищном украинском диалекте. Но это полбеды. Как только наши решили посотрудничать с американцами в плане выяснения назначения привезенных устройств, десептикон запустил в радиоактивный мешок свою лапу. Правда, автобот тоже поучаствовал. Была драка.

А в Америке остался Сэм Уитуики (Шайя Лабаф), который вроде как не при делах, но скоро будет. У него новая подружка (Роузи Хантингтон-Уайтли) – прежняя поссорилась с режиссером. Сэм ищет работу, но не очень успешно. После двух героических схваток с инопланетной мразью у парня выработался комплекс героя на пенсии, а пенсионеры, как известно, нередко страдают маразмом. Правда, очередное собеседование ведет очень эксцентричный работодатель (Джон Малкович), который причуды собеседуемых пропускает мимо ушей, зато яркую индивидуальность видит без рентгена. Сэм убил одного инопланетного робота и вернул с того света другого – если это не индивидуальность, то предприятие можно закрывать в силу нехватки кадров. Вот только поработать толком Сэму все равно не удастся из-за следов космического корабля и лапы десептикона в мешке.

И вся эта тягомота будет тянуться час-полтора, после чего начнется невиданное МЯСО.

И правда, Майкл Бэй ломает нос об одни и те же грабли уже в третий раз. Снимая «Скалу» и «Армагеддон», он игрючи обходил весь этот на хер никому не нужный инвентарь и снимал классные боевики, которые до сих пор спокойно можно пересматривать на ночь или под пивко. А «Трансформеры» уже в третий раз представляют собой длиннющую сюжетную лапшу, причем лапшу недоваренную и разваливающуюся. Сюжет, который и в первых двух частях особой цельностью не блистал, на этот раз рвется с мясом. Сценаристы, по всей вероятности, работали наспех и склеить написанное не успели, поэтому имеет место, например, натужный эпизод с Сэмом и наручными часами с жучком. И вот тянуть нам теперь этот деликатес и ждать, когда, наконец, вылезет Оптимус и всем двери повыцарапает да окна повысаживает.

Кроме сценарного месива, у «Трансформеров» есть еще один недостаток. Ладно, бог с ним, что повторяют старый сюжетный ход – вводят в фильм правительственное лицо без мозгов, но с полномочиями, которое будет бегать и орать: «Все, слушайтесь меня! Я тут главный!» Но на этот раз это лицо пригласили играть Фрэнсис Макдорманд, музу брата Коэна. В фильмах мужа и его брата она играет очень здорово, но здесь просто не ее епархия. Смотрится она беспомощно, играет никак. Но тужится, старается обратить на себя внимание, даром, что роль досталась достаточно крупная, и сим усугубляет.

К счастью, на этом проблемы заканчиваются. Третьих «Трансформеров» можно считать работой над ошибками  после вторых. Во-первых, из фильма вышвырнули почти всех актеров, играющих мебель. Особое браво за отсутствующего соседа по общаге. Мелкий похотливый десептикончик остался, но глаза мозолить перестал. Свято место пусто не бывает. Кроме явного прокола в лице Макдорманд, мы имеем традиционно классного Джона Туртурро, который, к тому же, и нижнее белье больше не демонстрирует; шикарного Джона Малковича, из которого начальник не менее запоминающийся, чем сто Джонов Малковичей; и Алана Тьюдика, пилота Уоша из «Светлячка» и «Миссии Серенити». У последнего роль получилась маленькая, но яркая. Вдвоем с Туртурро они устраивают незабываемый цирк, чем здорово скрашивают вялую первую половину.

Во-вторых, камера наконец-то обрела покой и перестала трястись по поводу и без повода. Самые смачные эпизоды теперь показывают в замедленной съемке. А в отдельных случаях можно наблюдать длительный полет какого-нибудь робота через пару зданий – камера привязана за летящим намертво.

В третьих, почти полностью исчез неуместный пердильный юмор. То, что оставили, было подано вовремя, смешно и на порядок менее пошло.

Ну, и самое главное: графика. Начиная со второй половины, трансформеры пускают друг друга на шурупы в неприличных доселе масштабах. Благо, прыгающе-стреляющего металлолома на этот раз завезли на хорошую войну. И она состоялась. Рукопашная «один против четверых» здесь обычное дело. Роботизированный планктон очень красиво разлетается надвое, натрое, вдребезги и взрывается. Чикаго, который сценаристы выбрали для поля брани, пострадал на пару сотен бюджетов «Трансформеров» и пострадал на славу. Масштабы действия уступают тому же «Аватару», но главную задачу – развлечь зрителя – экранный бабах все равно выполняет. Есть пара не очень нужных эпизодов вроде широко разрекламированной сцены с рушащимся в воздухе небоскребом (она получилась несколько невнятной), но общей картины они не портят. Было обидно за Оптимуса, запутавшегося в проводах, но, распутавшись, он устроил зрелище. А потом были титры с обязательными «Linkin Park».

И всё. Следующие «Трансформеры», которых совершенно точно захотят снимать, будут без Бэя, Лабафа и Туртурро. А имеющаяся на руках трилогия закончилась в достаточной степени ярко. Диагноз: первый час спать, дальше – смотреть.

{igallery 54}