14.06.2011

Железная хватка (True Grit)

США, 2010

Режиссер: Итан Коэн, Джоэл Коэн

В ролях: Джефф Бриджес, Хейли Стейнфелд, Мэтт Деймон, Джош Бролин, Барри Пеппер

Жанр: драма

Продолжительность: 110 мин.

Дикий Запад. Мэтти Росс (Хейли Стейнфелд) четырнадцати лет недавно осталась без отца. Некий Том Чейни (Джош Бролин), в свое время бывший его подельником, трусливо пристрелил его и сбежал. В то время как мать убивается горем, Мэтти воспринимает состоявшийся факт весьма практично. Незаконченные отцовские дела она умело заканчивает, демонстрируя при этом завидные для своего возраста силу воли и познания в юриспруденции и буквально вдавливая в стул разжиревшего торгаша, поначалу было решившего, что если перед ним четырнадцатилетняя девочка, то можно не возвращать деньги от несостоявшейся сделки. Она же берется за организацию поиска, поимки и доставки Тома Чейни прямо под петлю.

Logo

 

Чейни укрылся на индейской земле, на которую юрисдикция шерифа не распространяется. А те, у кого распространяется, заняты бандитами помаститее и за голову беглеца возьмутся нескоро, что Мэтти никак не устраивает. Единственный выход – нанять федерального маршала, который тоже носит звезду и ловит преступников. За это надо платить из собственного кармана, но эти деньги хороший маршал отработает с лихвой и искать будет гораздо дальше, чем в какой-то там  юрисдикции. Шериф советует Рубена Когберна (Джефф Бриджес) по прозвищу Забияка. У него – говорит представитель закона – железная хватка. Заплатишь – он твоего Чейни из-под земли достанет. Правда, не факт, что живого.

Когберн действительно оказывается в достаточной степени наглым дядькой. Поначалу он, как и прочие, не воспринимает Мэтти всерьез. Потом, когда она включает свою, уже известную одному торгашу прямоту и рассудительность, ему приходится согласиться. Только некоторые моменты сделки он все равно трактует по-своему и, вопреки выдвинутому Мэтти условию «я еду с вами», сваливает на вновь полученное задание ночью, пока девочка спит. Но она просыпается и пускается в погоню. И ведь догонит же. К ним примкнет рейнджер ЛаБиф (Мэтт Деймон). Чтобы потом они втроем добрались до банды Счастливчика Неда Пеппера (Барри Пеппер), к которой прибился Чейни. А по пути Мэтти и Когберну придется изменить свое мнение друг о друге.

Для непосвященных: Итан и Джоэл Коэны – два талантливейших брата-режиссера. До конца девяностых они успели выпустить под десяток отличных фильмов в различных жанрах, заняв в них очень харизматичных актеров, причем многих – неоднократно. Размявшись на первых не шедевральных, но очень качественных творениях, они сняли превосходные триллеры «Перекресток Миллера» и «Бартон Финк». Следом был «Большой Лебовски», черная комедия, надорвавшая не поддающееся подсчету количество животов. А потом братья стали слегка лажать, чередуя действительно классные фильмы и «жвачку». Причем даже «жвачка» у них получалась в известной степени вкусной – мастерски снятой и все с теми же не теряющими марку актерами. «Серьезный человек», последний их фильм, вышел два года назад и оказался очень хорош. И вот теперь очередь «Железной хватки», в продюсеры которой записался Стивен Спилберг.

Я не знаю, насколько вышеупомянутый товарищ контролировал процесс съемки, но результат не нарушает закономерности – мы имеем «жвачку». Мало того, имеем римейк, что еще один камень в огород режиссеров – таким они себя еще не очерняли. Оригинальный фильм вышел сорок лет назад и изрядно нашумел снявшимся там Джоном Уэйном. Наш же пациент шумит разве что Спилбергом, от которого всего-то толку – четверть миллиарда кассы. Нет, четверть миллиарда - это хорошо. Но фильм от этого лучше не становится. Поехали.

Некоторые сценарные ходы и особенно мелочи режут глаз. Обычно Коэны уделяли таким вещам огромное внимание. Если их маньяк только что задушил полицейского, на полу обязательно останутся разводы от обуви, в которую жертва была обута, когда в конвульсиях сучила ногами по половицам. Здесь такого не наблюдается. Персонаж, раненый в километре от основного места событий, через две минуты прибывает на это место, успев одолеть приличный подъем по скале. Мэтти, переплывшая на лошади реку, в первом же кадре вне воды предстает сухой. И я не придираюсь – старательность режиссеров все сделать максимально правдоподобно всегда бросалась в глаза и очень положительно складывалась на впечатлении. Здесь все наоборот – впечатления отрицательные.

С основным сюжетом тоже все не слава богу. Для типично коэновского фильма да и вообще для драмы у персонажей катастрофически недостает мотиваций и логичности в поступках. ЛаБифа, крутого рейнджера, оказывается, довольно легко застать врасплох. Причем врасплох его застают не менее тупые, чем он сам, люди. Все он же весьма импульсивно и по-детски реагирует на здоровые рассуждения Мэтти на тему «я все равно еду с вами», на что у Когберна есть свой ответ – не менее тупой и не творческий. А еще в фильм очень нелепо ввернуты комедийные эпизоды. Нет, оно смешно. Но не вовремя. А уж что с финалом сделали – это сопливый нос. Два сопливых носа! И эта пафосная музыка… Мать вашу, ой! Слов нет. Нет, это точно не Коэны. Это точно Спилберг.

Но есть у фильма козырь, который не отнимается. Актеры. Классные актеры, выигрывающие у зрителя впечатление. Во-первых, конечно, Джефф Бриджес. Может быть, весь его Забияка остался у Спилберга, но львиная доля роли – временами невозмутимый, временами язвительный маршал, который уже чует подступающие старость и усталость, но все равно еще на коне – была отыграна великолепно. Он взялся за дело и делает его. Медленно, задумчиво, но на редкость целеустремленно. Потихоньку понимаешь, что его «железная хватка» - это не прямая способность взять за горло и добиться своего, а едва ощутимая топь, возникающая у его жертвы под ногами. Жертва идет и не замечает. Потом топь начинает досаждать, как злой комар. В какой-то момент идущий понимает, что он переоценил собственные силы – надо назад. И тут же проваливается по колено. А дальше… И вот эту топь Бриджес изобразил отлично, переиграв даже тухлые эпизоды, раскиданные по сюжету.

Во-вторых, Джош Бролин в роли Тома Чейни. Если брать в расчет величину его роли и те же сценарные «условности», то можно смело утверждать, что он оставил позади даже вышеупомянутого более опытного коллегу. Во всяком случае, именно его Чейни запоминается больше всех. Нервный тип, которым на десять процентов движет жажда наживы, а на остальные девяносто – страх перед неотвратимо надвигающимся на него правосудием.

А вот Мэтт Деймон потерялся. В отличие от Бриджеса и Бролина, он явно не знал, кого ему изображать. По существу, его вообще можно было выбросить из фильма и никто бы не заметил. Разве что пару выстрелов из сценария тоже пришлось бы изъять. И десять-пятнадцать лямов из кассовых сборов.

Но это еще цветочки. По исключительно ненадежной информации, Коэны долго-долго искали претендентку на роль Мэтти, лично перебрали двести сорок восемь тысяч кандидаток, измучались, послали всё в жопу, и внезапно встретили Хейли Стейнфелд, выходящей то ли из церкви, то ли из борделя. Оба влюбились в нее одновременно, сказали друг другу: «Она едет с нами!», – и Хейли сыграла Мэтти, чем едва не запорола все хорошее, что осталось в этом злополучном фильме после сеанса у Спилберга-Потрошителя. И это уже не по какому-то там сайту-таблоиду, а исключительно по факту. Играет она на редкость паршиво – очень напоминает Гарри Поттера в исполнении Сами-Знаете-Кого. Сходство почти фамильное. И это даже не «далеко не комплимент». Это полный провал и мат. И я вам точно говорю: если уж кто и привел это бесталанное дитя на площадку, то вездесущий продюсер. Ну не могли братцы опуститься так низко, ногу даю на повешение.

Все, ставим диагноз. Коэны все-таки чудики. При диком количестве проколов и недоделок они испекли более или менее удобоваримое блюдо. Самое же большое спасибо – Бриджесу и Бролину. Без них будь ты хоть трижды чудик – все у тебя полетит псу под хвост. А «Железную хватку» с пивом пополам даже можно посмотреть. Но настоятельно рекомендовать все равно не буду. Вот выпотрошат самого Стиви – тогда и будет разговор.

{igallery 50}