19.04.2009

Миллионер из трущоб (Slumdog Millionaire)

Великобритания, 2008

Режиссеры: Дэнни Бойл, Лавлин Тандан

В ролях: Дев Пател, Анил Капур, Ирфан Кхан, Мадхур Миттал, Фрейда Пинто

Жанр: драма

Продолжительность: 120 мин.

Джамаль Малик (Дев Пател), восемнадцатилетний паренек из Мумбаи, работающий разносчиком чая в так называемом колл-центре, садится в кресло участника передачи «Кто хочет стать миллионером». С виду Джамаль ничего особенного из себя не представляет, и в зале все уверены, что надолго он на шоу не задержится. Однако простой и недалекий паренек с наивным взглядом и растерянным выражением лица шаг за шагом добирается до последнего вопроса, за который ему светит двадцать миллионов рупий.

Logo

Джамаль находится в комнатушке, подвешенный за руки, а какой-то ублюдок (Ирфан Кхан) собирается пустить ему по ногам электрический разряд. За годы существования передачи в ней успели поучаствовать всякие: профессора, журналисты, политики. И ни одному из них не удавалось выиграть больше, чем шестнадцать тысяч рупий. А какой-то пацан с отшиба появляется и спокойно выставляет спонсоров на восьмизначную сумму. Все уверены, что Джамаль смошенничал: и руководство канала, показывающего передачу, которую смотрят миллионы зрителей и телезрителей; и миллионы зрителей и телезрителей с легкой подачи желтой прессы; и желтая пресса; и циничный телеведущий Прем Камар (Анил Капур), сначала подкалывавший парня в эфире, но по мере ответов Джамаля, наконец, заткнувшийся. И ублюдок с электродами в этом тоже уверен. И сейчас этот ублюдок выбьет из Джамаля признание.

Но Джамаль, как оказалось, может удивить не только правильными ответами на сложные вопросы, но и недюженной упертостью. Он честно и обстоятельно будет рассказывать ублюдку, откуда он знает ответы. Он не знает, что на купюре в тысячу рупий изображен Махатма Ганди, но знает, что на стодолларовой – Бенджамин Франклин, потому что имя последнего ему назвал ослепший пацан-попрошайка, для которого он однажды не пожалел этой купюры. Ему было хорошо известно, кто изобрел револьвер, потому как лет десять назад его брат Салим (Мадхур Миттал) воспользовался этим оружием по назначению, и никакой подвыверет-полуповорот в этом вопросе не смог сбить его с толку. Он вообще, как оказывается, много чего знает и может, этот Джамаль.

Режиссер Дэнни Бойл – личность очень загадочная. Появился из ниоткуда, снимает вроде бы голимое барахло, но потом это барахло смотришь и оторваться не можешь. Дело в том, что он в, казалось бы, мертворожденный сценарий во время его реализации способен добавить изюминку-другую, а то и целую тарелку, отчего обычные фильмы под его началом превращаются в конфетку. Горьковатую, но конфетку. Во вторичном в общем-то ужастике «28 дней спустя» были хорошие актеры и, самое главное, он действительно заставлял вздрагивать. Невообразимо тупое «Пекло» очень хорошо смотрелось благодаря сильному визуальному ряду. Старенький триллер «Неглубокая могила» также оказался очень и очень смотрибельным и напряженным, несмотря на банальность сценария.

В «Миллионера из трущоб», экранизацию книги Викаса Сварупа «Вопрос-ответ», Бойл умудрился напихать столько изюма, что картина сначала была выдвинута на «Оскар» в десяти номинациях, а потом восемь из них увела. Считаю, у во многом более достойных конкурентов. Тем не менее, кино удалось. Бойл умудрился из простой истории о парнишке-миллионере сделать очень динамичное и напряженное повествование. Тут и оператор, виртуозно отправляющий камеру летать по самым интересным ракурсам, и актерские работы (особенно удались два брата Джамаль и Салим в исполнении Дева Патела и Мадхура Миттала), и мастера по монтажу, слепившие из кучи пленки цельную и динамичную картинку, и сам режиссер, все это смешавший и снявший.

Есть только одна проблема – сценарий. Ну вот не верится во все это безобразие. Ладно, пусть Джамалю повезло. Пусть он выиграл двадцать миллионов, потому что ему здорово подфартило с вопросами (ну, еще помог кое-кто). Но в то, что он был такой хороший, девушка его Латика (Фрейда Пинто) была такой хорошей, а все вокруг оказались такими плохими, а потом еще некоторые вдруг на перевоспитание пошли, - верить отказываюсь. Неискренне получилось. Сказка получилась. Вот всем кино хорошо, но то, что Бойл сделал из книги однобокую адаптацию под сценарий (или адаптацию под сценарий из однобокой книги), ставит под сомнение решение киноакадемии. Впрочем, решения этой академии уже давно вызывает сомнение в беспристрастности ее членов – тут здорово попахивает коммерцией. Все-таки раньше оскароносцы оставались без гроша в кармане, потому что массовая публика в такое кино не въезжала и на него не шла. С точки зрения же искусства эти фильмы уже стали классикой. «Милиионер» классикой не станет никогда – попомните мое слово. Зато кассовые сборы у него вдесятеро покрыли пятнадцатимиллионный бюджет. Пипл, как говорится, схавал. И не подавился.

Однако, брюзжания брюзжаниями, а достоинств у фильма гораздо больше, чем недостатков. Поэтому диагноз: смотреть, конечно же. Изюма там хватает, во время просмотра по спине бегут мурашки, а пару-тройку часов после вы точно будете ходить в приподнятом настроении, уж поверьте.

P.S.: У «Миллионера из трущоб» есть второй режиссер, Лавлин Тандан. Было бы несправедливо рассыпаться в комплиментах этому фильму, немножко его ругать, а в оконцовке заявлять, что это работа одного Дэнни Бойла. Оно и понятно, кроме массовых потанцулек перед титрами, Болливуд в фильме не проглядывает ни разу.

P.P.S.: Не знаю, что там начудили русские переводчики, потому как смотрел в оригинале, но есть сильное подозрение, что ситуация с ним обстоит точь-в-точь, как с собственно фильмом. Единственное, что известно, так это то, что озвучивать ведущего передачи Према Кумара пригласили Дмитрия Диброва. И пригласили, понятно, потому, что публика благодаря его имени на обложке покупать кино будет гораздо активнее. Впрочем, это только подозрения, утверждать я ничего не могу.