28.10.2009

BLK JKS // AFTER ROBOTS (Secretly Canadian, 21.09.09)

Жанр: арт-рок, экспериментальный рок, афроджаз, психоделия

Если вы последние несколько лет следили за процессом эволюции инди-музыки, то не могли не заметить ее возрастающую этно- и фолк-ориентированность. У коллективов вроде Grizzly Bear, Animal Collective или Vampire Weekend элементы фолка и вовсе практически вытесняют изначальный инди-роковый компонент, и с каждым альбом это становится всё очевиднее. Такое положение вещей, впрочем, неудивительно: в эпоху всеобщей глобализации и музыка должна быть соответствующей. До последнего времени радость музыкальной глобализации ощутили на себе, по преимуществу, американские коллективы. И это тоже неудивительно: американская независимая музыка еще со времен The Velvet Underground активно ищет приключений на свою ж**у. Однако до сих пор не было случаев сколько-нибудь вразумительного обратного процесса. Не было, пока в августе этого года не появились BLK JKS - четверо черных людей родом из Йоханнесбурга.



BLK JKS (читается «Black Jacks» - «Черные Валеты») играют заковыристый арт-рок с примесью меланхоличного пост-панка, обильно украшенного нойз-роковыми запилами. Единственное, что выдает в BLK JKS африканскую группу, так это активное использование афроджаза, плюс пение на языках зулу и коса. Если говорить об аналогах, то первым делом всплывают пуэрториканские безумцы The Mars Volta и, само собой, TV on the Radio - тоже абсолютно «белый» черный коллектив. Дебютный альбом BLK JKS After Robots - работа довольно странная. Начинаясь с африканских песнопений на европейской подложке («Molalatladi»), альбом переходит сначала в нервный афроджаз с въедливым припевом («Banna Ba Modimo»), затем в сомнамбулический арт-рок («Standby»), а затем и вовсе в натуральный постпанк, как будто написанный группой The Cure («Lakeside»).

Однако After Robots, несмотря на все перечисленные преимущества и музыкальную пестроту, далеко не безупречен. Во-первых, группа уж слишком сильно опирается на так называемую «бессистемную техничность» (здесь они не конкуренты тем же The Mars Volta), и, во-вторых, апокалипсическим арт-роковым напором уже никого не удивишь. BLK JKS не удивляют, но определенно радуют, за что им огромное спасибо.

After Robots, кстати говоря, вышел на авторитетном индии-лейбле Secretly Canadian, как раз по соседству с Antony and the Johnsons и уже упомянутыми Animal Collective. В этом году у BLK JKS вообще всё складывается как нельзя лучше. Мало того, что они наконец-то выпустили полноценный альбом (а ведь группа существует с 2000-го года), но еще и записали официальную песню для грядущего чемпионата мира по футболу, который пройдет у них на родине в ЮАР. Будем надеяться, что песня «Zol after Zol» не будет набивать оскомину, как «Seven Nation Army» на ЕВРО-2008…

Личный рейтинг: 77%

Также послушать:
The Mars Volta – Amputechture (2006) – 87%
TV on the Radio – Return to Cookie Mountain (2006) – 98%