16.01.2012

КАК ПРЫГАЛИ ЗАЙЦЫ В 2011 ГОДУ: ДАЛЬНИЙ СВЕТ

Давеча мы пробежались по самым примечательным, с субъективной точки зрения естественно, альбомам, записанным отечественными артистами за ушедший 2011-ый. Теперь, как оно и обещалось, проделаем то же самое с продукцией импортных заводов. Несколько бессонных ночей; наброски, сделанные в рабочее время на коленках; выросшая горка из мандариновых кожурок на столе; красные глаза – и вот, кажется, необходимые для заданного обзора слова сложились в правильном порядке. Начнём мы его с того, что порадовало, а завершим – тем, что разочаровало. Никаких дополнительных сложностей, в общем. Итак, давайте приступим!

 

КАК ПРЫГАЛИ ЗАЙЦЫ В 2011 ГОДУ: ДАЛЬНИЙ СВЕТ

2011 hot sauce committee part two 

 BEASTIE BOYS // Hot sauce committee. Part two

Capitol / Gala, 2011

 

    Это нынешняя шпана может быть не в курсе, кто такие Майкл Даймонд (Mike D), Адам Яух (MCA) и Адам Хоровитц (Ad-Rock). А вообще, подобная неосведомлённость приравнивается хотя бы к музыкальной необразованности. Поскольку, беседа не просто о хип-хоп группе - но об одной из самых влиятельных и неординарных. Без «Beastie Boys» сегодняшняя музыка была бы невосполнимо иной. И возвращение троицы белых панк-рэперов после семилетнего безмолвия (буквально), чтобы «немного пошуметь», как в старые добрые времена – уже событие! Никаких революций – просто добротный олд-скул, головокружительные сэмплы, модные звучки, выдавленные из ламповых инструментов 80-х, юлозанье иглы по виниловой пластинке и хулиганское бормотание из какой-то канализационной трубы – из всего этого получилась бы отличная мусорка, если бы не мастаки, из которых годы так и не сделали занудных старцев. Да, у MCA появились проблемы со здоровьем (раковое заболевание) и сам выход пластинки стоял под вопросом - тем не менее, музыканты в деле, и ключи от склада с порохом всё ещё у них в кармане. Они резки, до одури дерзки и бесшабашны, однако всё просчитали и проработали. Даже новые клипы, режиссёрские варианты которых длятся по 10-30 минут, больше смахивают на кино, нежели на проморолики. Значится, «немного пошумим».

>>> Читать рецензию >>>

 

2011 biophilia

 

BJORK // Biophilia
One Little Indian / Polydor / Universal, 2011

     Исландка Бьорк Гудмундсдоттир как была, так и остаётся самой неординарной и странной певицей в мире. В этот раз она, неутомимая экспериментаторша, записала созидательный альбом, посвященный природе во всех её проявлениях (солнцестояние, удар молнии, космос, луна, кристаллы, вирусы и прочее). Пригодились в работе старые друзья Марк Белл, как соавтор «Dark Matter», и Том Йорк, поучаствовавший в качестве бэк-бокалиста для сингла, записанного в честь защищающей окружающую среду в Исландии организации, затесавшегося среди бонусов, которых напрочь лишено российское издание.
     Не отрываясь от магического микроскопа, упоённая своими переживаниями, завывая как ветер (вместе с хором из 24 человек) под сдержанную, потягивающую дабстепом электронику, орган и национальный индонезийский инструмент гамелан, Бьорк словно заманивает слушателя в паутину, а потом уступает ему место у объектива, чтобы тот увидел ещё больше: как начинается град; как вырастают кристаллы; как на землю падают метеориты и разбивают их в стеклянную крошку; как ведут себя атомы и микроорганизмы; что вообще происходит в нас. А ведь музыка на тот момент уже совершенно не умиротворённая – и вовсю грохочет драм-н-бэйс как в «Crystalline». «Biophilia» интересным образом вписалась бы в «Меланхолию» Ларса фон Триера, как и дополнила бы бесспорные красоты первой половины тягомотного фильма Терренса Малика «Древо жизни». Во всяком случае, фан-видео с кадрами из последнего на «Cosmogony» смотрится органично и наизавораживающе. Да что там - даже к обещанному в 2012-м концу света, по-моему, лучшего саундтрека попросту не подобрать! Хотя все мы прекрасно знаем, что и в этот вечер будут звучать Стас Михайлов, Леди Гага и иные одобренные худсоветами артисты. Бизнес – есть бизнес! Другие, впрочем, врубят металл. Да, на счёт Бьорк я, конечно, раскатал губы...

2011 rome

 

DANGER MOUSE & DANIELE LUPPI // Rome
EMI, 2011

     Американскому хип-хоп продюсеру давно хотелось записать пластинку именно об этом старинном итальянском городе. Он будто манил к себе творческое эго Дэнжера Мауса, но того останавливала работа то с «Gorillaz», то в «Gnarls Barkley», то с другими проектами – а время-то шло! Наконец, скорее всего, вдохновлённый гениальной музыкой Эннио Морриконе, Брайан Джозеф Бёртон отодвинул всё в сторону, затащил в студию рокера Джека Уайта и джазовую певицу Нору Джонс и в соавторстве с композитором Дэниэлем Люппи воплотил свою мечту в жизнь. Впервые из-под его пера вышли столь нежные и умиротворённые произведения, пронизанные, словно летняя рубашка, духом великого Рима. В них, как в прозрачной воде отражаются вековые сооружения и красоты городских окрестностей, ощущается атмосфера. Не знаю, вставил бы или нет в свои фильмы музыку Бёртона-Люппи Федерико Феллини (поговаривают, кстати, что на основе всего альбома будет сделана полнометражная картина), но факт, у них получилась необычайно изысканная кинематографичная запись, блестяще стилизованная и убедительно передающая настроение, скажем, итальянской эстрады шестидесятых или того же Морриконе! Даже металлические колокольчики звенят здесь так будто они настоящие луговые цветки!

 

2011 confession of a belladonna eater

 

KID LOCO // Confession of a Belladonna eater
Pias, 2011

     Ей богу, я не понимаю, почему у нас этого французского музыканта знают чуть ли не единицы. Отличный мелодист, романтик, играющий отменную поп-музыку, инди-поп, боса-нову, нью-джаз, иногда трип-хоп (что-то даже нормальным французским шансоном можно обозвать), плюс некоторое сходство с земляками из «Air» - скажите, ну где тут слабое звено? Воздушный прогулочный саунд для летнего города или уютной комнатушки влюблённой пары, кружки тропических фруктов и трубочки на бокалах с прохладительными напитками, накалившийся асфальт тротуаров, босоножки, платья и прочие лёгкие одежды, утро после прекрасной ночи – живи и радуйся! Пластинка «Confession of a belladonna eater», как раз, располагает и подталкивает именно к этому. Пропустили её в прошлом году? – Обязательно попробуйте в новом! Предпочитающие расслабляться под блатнячок и клубнячок написанное всё равно не прочтут, а вот всем остальным, уверен, творчество Жана-Ива Приера может прийтись по вкусу! Внимательные слушатели расслышат рокопопсовую кавер-версию иггипоповского «The Passenger». Естественно, звучит мягче оригинала. Хочешь – наблюдай за поведением бабочки! Хочешь – рассуждай о гпупости и хитрых женщинах! Хочешь – ищи землю разбитых сердец! Хочешь – бездельничай и встречайся с друзьями! Хочешь - иди вперёд, задрав голову вверх, со словами «Во я какой!» под трип-хоповый гимн «I'm A Hero»! Пускай дым, в конце концов! А может, поговорим о приближающейся смерти? Шутник, конечно, даёт! Впрочем, это же откровения поедателя ягод красавки. Резвится зефирщик.

 

2011 5

 

LAMB // 5
Strata, 2011

     Пятая пластинка электронного дуэта Лу Роудс и Энди Барлоу - результат восьмилетнего молчания манчестерской «Овечки» и показательное свидетельство того, что они люди старой закалки, которые помнят, каким был трип-хоп лет так 15 назад: леденящим, жёстким и сексуальным. Главное – они могут не только его воспроизвести, но и перенести на реалии сегодняшнего дня. Красивые мелодии, шикарные звучки и лупы исключительно к месту, рояль, виолончель, контрабас, гитара и пронзительный кокетливый, но всегда элегантный вокал Лу - эта конструкция действительно работает, а не исполняет роль надгробной памятной плиты. Хоть в нежном «The Spectacle», звучащем, как эстрадный номер из титров старого чёрно-белого фильма или из сцены, где герой в первый раз видит певицу на сцене и по уши влюбляется в неё. Хоть в шороховатом эмбиэнте «Another Language», хоть в гитарной «Build A Fire». Да и про бабочек с их эффектом в ушедшем году петь было весьма актуально (см. выше Kid Loco). Безукоризненно изящная поп-музыка. А если сдвигать её к понятию ретро, то в том числе и за тем, чтоб иметь возможность на «дискотеках 90-х» среди прочего слышать.

 

2011 let them talk

 

HUGH LAURIE // Let them talk
Warner Bros. / Никитин, 2011

     Бывший комик, известный всему миру, как "Доктор Хаус" бросил "медицинскую" практику - и подался в музыку. Пока миллионы его поклонников рвут на голове волосы, скептики хмыкают: "И этот туда же! Ну, ему-то чего неймётся?". А сколько удивления после информационной справки: "Как он ещё и сам всё написал? И играет тоже сам? Ну, дела!". А давайте вспомним пример Диброва, записавшего изумительный альбом каверов на Майка. Офигительный, жирный по звуку и развязный. Мне он понравился даже больше оригинала. Увы, общественность восприняла эксперимент в пику, толком даже не заценив. Не хотелось бы повторения истории, окажись дебют Хью Лори удачным. Попытаем-ка мы судьбу.
     Включаем диск. Впереди трек на шесть с половиной минут. За рояль усаживается пианист - и в угоду своему самолюбию бряцает по клавишам. Судя по вступлению, скука ожидает смертная. Но, приближаясь к третьей минуте, уже слышится контрабасик, а ещё через половину - артист решается спеть (сама пластинка робко называется "Let them talk" - типа, позвольте высказаться, открыть рот то бишь). И знаете, выходит весьма недурно. Новоявленный музыкант Хью Лори даёт ритм-н-блюза, как есть, по всем канонам. Струнные, духовые, да и голос в нужной манере - короче, полный комплект для того, чтобы создать необходимую атмосферу в дорогом салуне или баре. У нас иди, попробуй разыщи такое заведение! И хор то, что надо в "Иерихонской битве"! И медлячок "John Henry", спетый в дуэте с Ирмой Томас, шикарен. Ну, дался вам этот "Хаус"?! Главное, мужик играет душевно, и ему самому определённо в кайф! Слушателю, скорее всего, тоже будет ништяк! Прощальная песня, разве что, устало-расслабленная, но так и окончание вечера обычно выглядит также: пока музыканты выжимают последние ноты, гости расходятся, посещают уборную и плетутся к гардеробу. Играет что-то спокойное - и ладно! Всё как в жизни.

 

king of limbs

 

RADIOHEAD // The king of limbs
XL, 2011

     Вокруг этого альбома действительно было много шума. Не от музыкантов – они что, только записали его, выложили для бесплатного скачивания, выпустили на виниле и на дисках (в России его так и не издали!), собрали целую кипу фотографий, напечатали спецгазету – и засунули всё это в единую коробку. Да, ещё клип с судорожно танцующим Томом Йорком сняли. Потом толчок! – И, прям на глазах, возникают полемика, споры, люди делятся на два лагеря: на тех, кто в восторге, вскипающим до экстаза, и тех, кто сразу не въехал, а пробовать повторно никак не намерен - в связи с чем, считает работу хуже некуда, при каждой представившейся возможности свой вердикт озвучивая. Я, может, большим фанатом группы никогда не был, однако в обязательном порядке примыкаю к первым, аплодируя изобретательности и новизне всего того, что рождается в безумных радиоголовах Тома Йорка, Джонни Гринвуда, Колина Гринвуда, Эда О'Брайена, Фила Селуэйя и Найджела Годрича. Более чем уверен, что уже совсем скоро работа, сейчас кажущаяся кому-то несъедобной кашей, будет катализировать других творческих людей к активности также, как это делали предыдущие. Если одни предпочитают всю жизнь играть брит-поп, не допуская даже шага в сторону, то другим – интересен поиск. Они рискуют – они же и зелёный чай вправе попить!

>>> Читать рецензию >>> 

 

SUPERHEAVY superheavy 2011

 

SUPERHEAVY // SuperHeavy
A&M / Universal, 2011

     Когда повидавшие всё на свете именитые музыканты объединяются в супергруппу, из такого рода предприятия крайне редко выходит что-то путное. Дредноуты – всё-таки неповоротливые сооружения. Да и постаревшие динозавры, подавшиеся в строительство, тоже. Поэтому совершенно естественно, что подобные академпалатки выдают музыку совершенно бесхребетную, удручающую, усыпляющую и без признаков жизни, в принципе. Впрочем, бывают и исключения. Собравшиеся в «SuperHeavy» Дэмиэн Марли, из-за фамилии отца просто обязанный исполнять рэгги, Дэйв Стюарт - английский музыкант и продюсер, работавший с «Eurythmics», соул-певица Джосс Стоун, индийский композитор А. Р. Рахман, музыка которого звучит в последних фильмах Дэнни Бойла, и, как его, Мик Джаггер – фронтмен легендарных «Rolling Stones». Чёрт знает, как они познакомились и нашли общий язык, но такая вот компашка. Каждый привнёс что-то своё – в итоге рэгги, блюз, нью-эйдж и рок оказались в одном тазике. Получилось попсово, но недурственно. И не пугайтесь, что Джаггер сегодня в розовом – крутить бёдрами разрешается всем!

 

2011 bad as me

 

TOM WAITS // Bad as me
Anti, 2011

     Этот хрипатый дядька из тех, на которых только посмотришь - и у тебя уже довольная лыба вместо горькой мины на лице непроизвольно вырисовывается! В равной степени пропитый и прокуренный голос, дикие звуки - что музыкой будут зваться и атмосфера беспрестанного ватокатания. Вытвори такое с блюзом кто другой, клеймили бы несчастного всю дорогу. Но когда речь о Уэйтсе, который в деле уже 40 лет и дцать альбомов записал, с каноническими убеждениями, как должно быть и как нельзя, лучше сразу катиться подальше! Ему, собственно, один хрен, кто там, что может предъявить, но, тем не менее, за недоверие к собственной персоне шибко обижается. Помните сценку из джармушевского «Кофе и сигареты», когда Игги предложил Тому послушать классного барабанщика - и получил исчерпывающий ответ: «По-твоему, у меня дерьмовые ударные на записях? Ты это хочешь сказать?». А представьте, что бы он озвучил Тимбаленду, или ещё кому, помельче?!
     Только заводишь эту пластинку - и на душе уже тепло! Будто старого друга встретил. А у него для тебя куча историй приготовлено. От первого же «Чикаго» рисуется картинка: ага, он ограбил в этом городе банк, набухался как сволочь, съездил кому-то по сусалам, скорее всего, и вообще, перешёл дорогу всем кому только мог, а теперь - мчится на всех парах из этого чёртова города на раздолбанной машине, от которой на каждом повороте хоть по болту, да отваливается. Ещё пули над головой свистят. Короче, вечерок ожидается весёлый. Потом Том рассказывает, что значит быть «Плохим, как я», как он то бишь. А ещё, опосля, все, разумеется, захмелевшие, приобнявшись, качаются из стороны в сторону и хором распевают песенку про «последние листья на дереве». Все искренне счастливы. Поистине, ювелирная работа. Вневременная.

 

Zaz

 

ZAZ // Zaz (Je Veux)
Play On / Sony / Централ Партнёршип, 2010

     Теперь это буквосочетание не только обозначает название украинского автозавода, производящего автомобили для анекдотов, но и известно, как сценическое имя француженки Изабель Геффрой, в недалёком прошлом - победительницы аналога «Фабрики звёзд». А на русский переводится как «Хохма». Певица, исполняющая шансон, оказалась самым очевидным открытием конца 2010-го – начала 2011-го года для нашей страны, и годом ранее – на родине. Её песни не те - что изящный и хрупкий материал Барбары Карлотти. Напротив, у артистки, привыкшей выступать на улице, погрубее сама манера исполнения. По всей вероятности, Zaz берёт пример с Патрисии Каас и Эдит Пиаф – с ними её в первую очередь и сравнивают. Изабель как театр на колёсах, весёлое кабаре или цирк с факирами и акробатами. Она девушка, в которую бросают ножи, и она же метает такие ножи. Она кидается с моста, и она же, как русалка, готова спасти тонущего юношу. А ещё, как оказывается, репертуар певицы эффективно применяется нашими соотечественницами, усыпляющими маленьких детей, в качестве колыбельных. Так что, сами понимаете, охват аудитории предполагается широкий. И что, снилось ли подобное Ваенге?

 

ПОТЕРИ И РАЗОЧАРОВАНИЯ

     В ушедшем году мы остались без чудесной харьковской lo-fi группы «Lюк». Хотя ей на смену пришёл unplugged пост-проект «Мalюк», по заверениям солистки Оли Герасимовой, он тоже прекращает своё существование. Остаётся уповать, что возникнет ещё какая-нибудь формация.
     А вот кто точно ушёл от нас безвозвратно – так это две яркие певицы: семидесятилетняя Сезария Эвора, умершая из-за целого букета старческих болезней, и двадцатисемилетняя Эми Уайнхаус, сгубившая себя лошадиными дозами алкоголя и наркотиками. Первая уже сама успела объявить об уходе со сцены, вторая, подобно Майклу Джексону 3 года назад, готовилась к масштабному туру и оставила после себя симпатичный альбом «Lioness: Hidden Treasures», доклеенный уже без участия английской певицы, в котором обнаруживается сильное влияние хип-хопа, а самый удачный трек с него («Like Smoke») записан вместе с рэпером Насом.
     Тем временем, выпускались пластинки пусть здравствующих (и покойных тоже) исполнителей, да только не оправдавшие чаяний и ожиданий, о которых речь пойдёт далее.

 

2011 immortal

 

MICHAEL JACKSON // Immortal
Epic / Sony / Централ Партнёршип, 2011

     Если после смерти артиста у него с завидной регулярностью продолжают выходить альбомы – такой феномен называется «Синдромом Тупака». Приобрёл его и король поп-музыки. Сначала вышел посмертный альбом «This is it», ставший саундтреком к документальному фильму и содержащий помимо главных джексоновских хитов одну новую песню, в честь которой он собственно и озаглавлен. В 2010-м вышел крайне вялый альбом с ранее отбракованными вещами из архива «Michael». Теперь вот, и того хлеще – двухдисковый памятник «Immortal» (Бессмертный), нацеленный на «переосмысление» старого и доброго за счёт новых аранжировок для шоу всемирноизвестного Cirque Du Soleil. Возможно, в рамках цирковой программы эти версии звучат адекватно, но отдельно от неё – уступают оригиналам по всем позициям. Менеджеров выпускающих фирм можно понять – они всё-таки гонятся за сенсациями и рассчитывают на приличные тиражи. Но по-чесноку, мы имеем бесполезно израсходованные болванки с минимальным коэффициентом ценности содержимого.

 

2011 gold cobra 2

 

LIMP BIZKIT // Gold cobra
Flip / Interscope / Universal, 2011

     Фред Дёрст анонсировал comeback-диск своей группы, как самую мощную работу коллектива. А что, «Limp Bizkit» всё-таки были главными героями рэп-кора и нью-металла. Передохнули, подлечились – и снова в бой! На запах бабушкиного печенья и гитарист Уэс Борланд вернулся. Ах, что щас будет?! Увы, новая пластинка американской команды – всего лишь неубедительное повторение того, что было раньше. Дёрста по-прежнему интересуют только сиськи и деньги - под стать чему сорокалетний дядька продолжает таскать шорты и кепку. Никаких находок. С былой энергетикой «Gold Cobra» тоже несопоставима, и r'n'b-шность ей опять-таки идёт не в плюс. Извините, группа накрепко застряла в болоте. Куда полезнее и интереснее было знакомство с коммерчески провальным, и это «неоспоримая правда», альбомом 2005 года «The unquestionable truth (part 1)», напоминавшим больше «Rage Against The Machine», чем бизкитов. Не скрасили ситуацию даже русские проститутки с ужасным акцентом в финальной части «Get a Life». А имеет ли смысл, при таком раскладе, говорить о традиционно отвратительной обложке с полуобнажёнными ведьмами и ковыряющимся в носу лешим, который определённо не без любопытства вынырнул из зарослей и застыл в недоумении?! Какого фига, чуваки? Неужели рэп-кор (но не нью-металл, всегда дышавший проблемно) действительно отбросил лыжи?

 

im with you

 

RED HOT CHILI PEPPERS // I'm With You
Warner Bros. / Никитин, 2011

     Американские перцы не объявлялись на горизонте целую пятилетку, аккурат с момента выхода пусть затянутого, но занятного двойника «Stadium Arcadium». Удивительно-непредсказуемых превращений от группы, естественно, никто не ждал, и они ей, по сути, совсем не нужны. Достаточно просто гнуть свою палку, извиняюсь. Однако новая работа RHCP вышла через чур уж типичной. Непростительно типичной. От того ли это, что знакомая муха переборщила с приёмом сомнительных медпрепаратов, или от того, что гитариста Джона Фрусчанте сменил новичок Джош Клингхоффер и музыканты решили пока особенно не рисковать, попытавшись создать копию, пожалуй, лучшего в дискографии коллектива альбома «Californication». Но факт, им это не удалось. Однообразная и незапоминающаяся вязкая конструкция, из которой вычленяется только «The Adventures of Rain Dance Maggie» - и то, потому что знакома по нещадно ротируемому видеоролику. Не думаю, что перцы стали хуже. Вот только пластинка какая-то проходная, не «Californication»!

 

2011 lulu

 

LOU REED & METALLICA // Lulu
Sister Ray / Universal, 2011

     Допустим, я никогда не испытывал восторга от «Металлики», и дикого интереса к ней тоже не питал. Однако, этот альбом, кажется, разочаровал абсолютно всех, кто его ждал и прослушал (или хотя бы попытался). Начнём с того, что осилить Декамерон, растянутый на целых два диска - не самое лёгкое занятие. Всё-таки металлисты, как и режиссёр Никита Михалков, лаконичностью не отличаются. Далее – возникают придирки к авторам, мол, зачем вы это затеяли, всю эту канитель. Но тут возникает вопрос не к музыкантам: А вы внимательно читали, что написано на обложке? Один мой товарищ резонно подчеркнул, что это альбом Лу Рида с «Металликой», а не наоборот. Улавливаете суть? – Следовательно, нужно смотреть на ситуацию под несколько другим углом! Впрочем, Лу у нас знают плохо. К его утяжелённому варианту ухо тем паче приспосабливать надо. А от Хэтфилда и Ко экспериментов не ждут. Хотя их разовое сотрудничество с электронщиками DJ Spooky и «Orbital» в работе над саундтреком к «Spawn» в своё время поучилось удачным. Да, видать, не всё поддаётся гармоничному смешению. Но продажи у альбома хорошие.

 

>>> Заглянуть в БЛИЖНИЙ СВЕТ >>>