26.01.2012

Олег Гаркуша: «На съемках клипа меня чуть не задавили дети»

С тех пор, как я впервые увидела Олега Гаркушу, булгаковский Коровьев-Фагот мне представляется именно так: живое лицо, всегда готовое скривиться в гримасу, маленькие глазки, в которых мелькает печальное лукавство, хорошо замаскировавшееся под хамоватую наивность – в общем-то, именно так и должен выглядеть человек, опустившийся до черт знает каких глубин и каким-то чудом вынырнувший оттуда. К слову сказать, разговор Олега Алексеевича с журналистами происходит на нижнем этаже книжного магазина «Капитал», и проносящееся где-то совсем рядом из пункта А в пункт Б метро разбивает сказанное на мелкие фрагменты.

Олег Гаркуша: «На съемках клипа меня чуть не задавили дети»

А: Актерские работы

- Вы активно снимаетесь в кино…

- В этом году у меня целая киноэпопея – я снимаюсь в третьем фильме за год. Во-первых, я снимался в сериале у Валерии Гай Германики, там я играю спившегося художника, и жена моя по картине Ирина Хакамада (в моей сцене она присутствует в виде портретов, которые я якобы нарисовал). Так вот, к моему герою в Переделкино приезжают друзья, и мы там пьем. Правда, меня немного огорчили – та сцена в фильм может не войти, потому что в кадр попала девушка, по пояс голая – она из душа так выходит. Мне сказали, что Константин Эрнст не очень хочет этого в эфире. Второй фильм, где я снялся в этом году – это фильм Саши Устюгова о Великой Отечественной войне «Служу Советскому Союзу», я там играю уголовника, который вместе с политическими заключенными бежит из лагеря. Третья киноработа – это сериал про вампиров…

- ???

- Вот все спрашивают – и что, ты там играешь вампира? Нет, я там играю не вампира, а библиотекаря, к которому приходят укушенные мальчики или девочки, и я им советую, как жить дальше. Такой ботаник в очёчках и с книжечкой.

- По какому каналу это покажут?

- Вы будете смеяться – это они для Украины снимают. Но при этом ВКонтакте, говорят, можно найти несколько серий этого сериала, называется он «Сплит».

- Вам не обидно, что киношники эксплуатируют Ваш имидж человека «не от мира сего»?

- Вы знаете, я вообще не актер, на самом деле. Я не актер, не музыкант, не поэт, не танцор – я вообще непонятно кто. Но так получилось, что счастье мне улыбнулось – я всем этим занимаюсь, и есть востребованность. Так почему же мне должно быть обидно? Наоборот, мне приятно, что меня, не-актера, приглашают в кино. Вообще, у меня есть мечта сыграть какого-нибудь падшего человека – по моей, в общем-то, истории – который бы пил, мучился, делал неприятности людям, а потом воспрял, ожил, ну и так далее.

- Это вам в чем-то по Достоевскому надо играть.

- Ну да, может быть, многие мои друзья говорят, что я в «Идиоте» Достоевского просто должен быть. Я не гоняюсь за режиссерами с просьбой «снимите меня, снимите», но те режиссеры, которые выходят на меня каким-то образом, мне непонятным – они молодцы. Буквально вчера мне позвонила Саша Стреляная - несколько лет назад снимался фильм «Суходол», и вот как раз, когда я вернусь в Питер, будет его премьера. Это уже классика, по Бунину – я играю мужика, который вошел в дом барский, увидел девушку, испортил ее, извиняюсь, и у девушки судьба совсем плохая стала. Это очень эпизодическая роль, но весомая – без этого человека совсем другой сюжет был бы.

-Вы снялись в нескольких фильмах Игоря Волошина. Тут дело в личной симпатии или в уважении к мастерству режиссера?

- Тут совсем другое дело: режиссер Игорь Волошин – друг Федорова, и, в том числе, он любит и меня. Он меня пригласил в кино, и мне было интересно. «Нирвана» - фильм, конечно, загламуренный, но необычный, в отличие от других.

- Еще вы снимались в фильме «Качели» Сиверса, играли там хозяина бара.

- «Качели» - там ничего особенного и нет. Очень простой сюжет. Моя супруга, увидев меня там в роли продавца наркотиков, сказала – ну ты и гадкий! Это очень хороший комплимент, на самом деле. Там еще был такой момент, когда Андрей Мерзликин – мы с ним очень подружились после съемок этого фильма – должен уводить меня, заламывая руки. Я говорю – чего ты меня как барышню ведешь, давай по-мужски! И он сделал это по-мужски, и это было так больно, что я даже закричал и сказал слово на «б..» - при переозвучании они это, конечно, закрыли.

З: Запись альбома

- Вы были активно задействованы в работе над альбомом «Юла» – как вам работалось, в целом?

- Альбом записывался в течение года, когда мы приезжали в Москву перед концертами, к каждому концерту мы заходили в студию и писали по одной песне. Бывало, что и не писали. Но в принципе, посчитайте – 11 песен, 11 концертов в Москве. У меня было все нормально – я люблю с первого дубля записываться, в крайнем случае, со второго. Потому что на первом дубле энергетика кайфовая, а потом идет «замыливание» уже, и не то чтобы неинтересно – скучно становится. Писать нужно с первого дубля, по возможности. Слава Богу, у меня это обычно получается.

К: Клипы

- Где снимали клип на песню «Карандаши и палочки»?

- У нас в Питере есть такой маленький театрик, называется «Особняк», там и снимали. Это была задумка нашего друга из Москвы, оператора Дмитрия Лавриненко. Расскажу предысторию: года три или четыре назад Дима захотел с нами посотрудничать и предложил нам снять клип. Клип сняли, а потом он стал снимать все наши концерты, репетиции, поездки и так далее – накопилось много материала, и теперь у нас есть идея сделать полнометражный документальный кинофильм и показывать его в кинотеатрах.

- Какие-то курьезы во время съемки происходили?

- В клип не вошел момент, когда на меня набрасываются музыканты, а на музыкантов – 27 детей. Кучей, как на хоккеиста, забившего шайбу, набрасываются его товарищи по команде. Пришлось снять три дубля. Детям, конечно, сказали меня не царапать и не бить, и они, конечно, все, что им сказали, сделали в точности до наоборот – били, царапали, щипали живот, в общем, ужас был какой-то. Я еле выжил. И – не вошло ведь. Наш директор, Сергей, сказал, что будет второй вариант клипа, куда этот эпизод войдет, чтобы детишкам не было обидно – они же подготовились, пришли в праздничных одеждах, дарили мне цветочки желтенькие, типа дядя Олег, спасибо за наше счастливое детство. Было приятно, конечно.

Л: Лубнин

- Вашу новую книгу «Ворона» иллюстрировал Гавриил Лубнин. Давно вы сотрудничаете?

-Мы с моим другом Гавриилом Лубниным познакомились давно, когда я еще занимался алкоголизацией, в одном из магазинов, как раз тогда, когда я пришел за деньгами. У меня тогда была моя первая книжка, если это можно так назвать, «Старый пионер», такая брошюрочка на ужасной бумаге с невидимыми практически буквами. Денег мне в магазине не дали, зато появилась парочка – Гаврила со своим дружком по кличке Магадан. Я говорю – купите книжку, они – а у нас денег нет, тогда я говорю – а выпить у вас есть? Они говорят – есть. Всё. Гуляли там недельку или две, и подружились в конце концов. Он, помимо того, что мою книжку проиллюстрировал, еще и Диме Озерскому сделал иллюстрации. Вообще очень кайфовый человек и художник в том числе, я считаю, что самый лучший. Но, к сожалению, он не так востребован, как мне бы того хотелось. То есть даже не «ему хотелось». Я поясню, почему – он из таких, знаете, условно непризнанных, как Ван Гог, например: я пишу – и все, и мне больше ничего не надо. Помимо всего этого, он еще и поет, и у него есть совершенно замечательные песни, но он совершенно не хочет их нигде петь, в отличие от молодых музыкантов, которые везде петь хотят.

- Есть клип по «Старому следопыту», который Вы делали вместе с Лубниным. Подобных прекрасных проектов не планируется?

- К сожалению, нет. Эта песня получилась спонтанно, я очень люблю спонтанные песни: тогда мы просто пошли в лес по грибы и встретили черного копателя. И кто-то из нас, то ли Гаврила, то ли я, сказал – повстречал в лесу человека, он откапывал другого человека, и слово за слово мы уже из леса вышли, быстренько записали то, что придумали и получили песню. Но самое забавное, нам недавно сказали, что эта песня теперь является гимном копателей, и в поисковых клубах даже эту песню поют. Через некоторое время захотели снять на эту песню клип, привезли в лес оператора – клип получился очень недорогой, мы потратились только на билеты электрички, по сути. Через некоторое время смонтировали, и даже одно время был так называемый проект «ЛуГа», Лубнин-Гаркуша - пару раз выступили, но потом Гаврила отказался выступать. Ну не хочет он.

- Бывает ли, что выступаете с другими музыкантами?

- Вы знаете, я иногда не то чтобы это практикую – бывает, что меня просят некие музыканты. Совсем недавно в Питере был концерт «30 лет Рок-клубу», и Боря Гребенщиков мне позвонил и попросил на песне «Железнодорожная вода» присутствовать. Ну, я в моем видении это сделал, помимо меня был Анвар Либабов из группы «Лицедеи», Лёня Лейкин и, в общем-то, было забавно. А так, я уже второй год веду в Самаре фестиваль «Рок над Волгой», и, чтобы до банальности не сходить, во время выступлений определенных коллективов танцую. Подхожу к кому-либо из группы и говорю – Володя Шахрин, можно у вас поплясать? Отказов пока не было, а вот казусы были: Кипелов рассказал историю о том, что его барабанщик возмущался тем, что «вышел чувак какой-то непонятный, из партера, что ли», и стал танцевать под «Я свободен». Со Сплином вообще нормально было – «пил-курил» я и практически не танцевал. Не то чтобы изображал невменяйку, но мне понравилось – драйв у них хороший.

М: Молодые музыканты

- Многие рокеры, например, Шевчук, еще и активную общественную деятельность ведут.

- Ну я тоже подписывался под тем, чтобы из Никольских рядов не делали парник: если в центре Питера будут колпаки стеклянные, то Питер будет уже не Питер – он будет Москвой, Токио, Нью-Йорком, чем угодно еще, но не самим собой. Но основная моя общественная деятельность – это прослушивание молодых музыкантов и помощь им, у меня есть фонд «Гаркундель», в поддержку молодых музыкантов и поэтов. Я уже устал говорить властям о том, что нужны такие центры и такие фонды, чтобы помогать талантливым людям, чтобы они не кололись, не пили, не шлялись, а играли музыку, сочиняли и так далее.

- Помощь молодым музыкантам в чем заключается?

- В течение десяти лет, не имея своего помещения, но имея хороших знакомых, друзей, мы делаем концерты – то в одном клубе, то в другом. Правда, музыканты относятся к этому как-то странно: вот недавно играли 4 коллектива – на концерт пришло три человека. Ну как странно – неужели у четырех коллективов нет друзей? В том же пресловутом ВКонтакте их могут быть тысячи, а живых друзей – нет. Раньше была немного другая история – мы оставались и слушали другие коллективы, а сейчас они отыграли – и сваливают, и при этом еще хотят быть звездами. То есть, я предлагаю – пожалуйста, приходи, хороший аппарат, сцена, звук, все, что тебе еще надо-то? Играй. Ну играет. Отыграл – и ушел. Это музыканты молодые, как правило, они хотят популярности, известности, слава, почет, деньги, девушки – всё и сразу. Так не бывает.

- Много ли вы видели интересных молодых музыкантов?

- Есть талантливые ребята, я им помогаю – «Ангел НеБес», «Теория», «Площадь восстания», еще несколько – у них замечательные песни, но вот не катит у людей. И таких вот шедевров плана «Алисы» или «Аквариума» я пока не видел. Пока нет. Интересных, в общем-то, много – а талантливых почти нет. Кто-то посчитал – около 7000 групп у нас в Питере. Мы каждый год проводим фестиваль «Окна открой», я вхожу в оргкомитет, уже будет 11 год или 12-й даже, отсматриваем коллективы – все играют здорово, поют тоже здорово, а вот что поют, что играют – здесь вопрос. Это или калька с зарубежных коллективов, или с наших российских. Слушаешь, смотришь, глаза на минуту закроешь – это Шевчук, это «Кино», на «Аукцыон» уже стали посягать. Но чем отличаются кайфовые группы? Индивидуальностью. Бывает, стоит молодой человек, поет, играет технично – но он холодный совершенно, ни драйва, ни харизмы, ничего абсолютно нет – что вообще ты вышел, что ты зрителям даешь?

О: Отдых

- Как вы проводите свободное время?

- Я ничего не делаю: лежу на диване и смотрю телевизор. Или фильмы переписываю – мой сын увлекается военной историей, и я все время переписываю какие-то фильмы военной тематики с пленки на диски, потом все это подписываю, ставлю на полочку и – ни разу не смотрю.

- А если телевизор смотрите – на чем останавливаетесь, что пролистываете?

- Ну, могу на Доме-2 остановиться, например, но ненадолго. А вот жена смотрит. Я ее спрашиваю, зачем она смотрит Дом-2 на ночь, а она серьезно так говорит – чтоб стошнило. Посмотрит – ага, и пошла спать.

- А сами что смотреть любите?

- Я люблю честное правдивое кино, настоящее, простое и доходчивое. Есть, конечно, сложные режиссеры, Линч, например, когда ты не понимаешь, что происходит, но тогда оно должно быть не занудное. Кино должно быть интересным, ты должен его с первой секунды и до самого конца смотреть. А когда ты смотришь, как кто-то идет целый час по пустыне – может, это и хорошо, но мне неинтересно. Те же фильмы Звягинцева – он талантливый человек, но, опять же, это калька с Тарковского и Феллини, все эти длинные планы я уже видел сколько раз, зачем мне видеть это еще раз? Ну, еще посмотрим его новый фильм Елена, я его не видел еще.

- Какие фильмы вам запомнились из последних отечественных или зарубежных? Есть ли такие, которые можно назвать шедевральными?

- Шедевральные – это советские фильмы до 80-х годов, и «Полет во сне и наяву», и «Влюблен по собственному желанию», и все, какие вы еще вспомните. Они действительно очень хорошие – простая история, ничего особенного, но какие там актеры, как играют, как снято... То, что сейчас происходит в киноиндустрии – это полный бред, ерунда, гадость и так далее. Существуют какие-то единицы кинофильмов, которые более-менее приятно смотреть. «Неадекватные люди» Каримова - не скажу, чтобы шедевральный, но нормальный человеческий фильм (а вот другой его фильм, «Вдребезги», - это просто калька с Тарантино). «Generation P» - опять же, не скажу, что шедевр, но смотреть можно. В целом, если я в детстве мог неделю ходить и пересказывать историю из какого-либо кинофильма, то сейчас этого нет. Я много кино смотрю, вот только часто не помню, что я посмотрел.

Т: Тексты

- В альбоме «Юла», когда заканчивается песня «Хомба», Леонид Федоров смеется и говорит, что опять перепутал все слова. Насколько, на Ваш взгляд, сложны для восприятия тексты Дмитрия Озерского?

- Если читать Димины тексты, я не скажу, что это поэзия великая, и он это знает прекрасно. Но в совокупности с гениальной музыкой Лёни Федорова это хорошо. Иногда это называется «рыбой»: Лёня показывает Диме мелодию, и Дима вставляет определенные слова. В итоге получается некая песня, которая слушаемая. У меня немного другая история – из тех стихотворений, которые я писал и пишу, не так-то просто сделать красивую песню. Но в альбоме «Юла» это получилось, и я признателен, что три моих стихотворения вошли в альбом – это «Карандаши и палочки», «Кожаный» и «Природа».

- Откуда вы черпаете вдохновение?

- Понятия не имею – мне уже за 50, и я сам не понимаю, откуда эта движуха происходит. Бывает, устаешь от перелетов, переездов, на сцену выходишь, оппа – ты совсем другой человек, и все у тебя замечательно. А те же стихи – какая-то фраза возникнет, сюжет жизненный, отталкиваясь от этого, можно впоследствии написать стихотворение Та же «Природа» - «на мне отдыхает природа, в семье не без урода» - это то ли я сказал, то ли кто-то сказал, а впоследствии фраза выросла до песни. Эта песня сделана из двух стихотворений: Лёня выбрал первую часть одного стихотворения, а потом, когда он на репетиции играл, я под музыку взял бумажку, написал другое стихотворение, и показал ему. И он сделал из двух стихотворений песню.

Х: Хомба

- А «хомба» - это что?

- Это я не знаю. Не в курсе.

Э: Эпатаж

- Как вы относитесь к творчеству группы «Война»?

- Я думаю, это скорее не искусство, а пиар – люди хотят, чтобы о них узнали. Возможно, они талантливы и придумывают что-то, в их видении интересное, но прежде всего, все это делается для того, чтобы о них говорили. Некоторым нравится, когда о них говорят, и есть различные способы обратить на себя внимание – можно тексты необычные писать, а можно просто банально снять штаны, но это сейчас уже не модно. Ну я понимаю, что естественно – то не безобразно, но всего должно быть в меру. И эпатажа – в том числе.

- Вы всегда так думали, или это к Вам с возрастом пришло?

- Ну, голый зад я никогда со сцены не показывал. Хотя у нас были, конечно, попытки…

- Вспоминая музыкальный ринг 1989 года…

- А чего там, там ничего, там все скромно было, извиняюсь.

- Скромная советская гомоэротика.

- Ну, там особой жесткости не было, по тем временам.

- Да даже по этим временам это смотрится так, что никакой Эрнст это никогда бы не пропустил :))

- Ну, это замечательные слова. Не хочу хвалиться, мол, мы герои, но мы всегда были молодцами, и тогда, и сейчас. Только теперь мы довольно старые молодцы.