08.12.2011

Российское кино в деталях: о массовости и ходульности

Часто, посмотрев русское кино, думаешь: ё-моё, тому, кто сыграл главного героя, вообще надо пожизненно запретить в кино сниматься... и кто режиссер этого? а сценарий кто писал?.. В общем, чтобы привезти на премьеру фильма их всех разом, надо или быть чрезвычайно уверенным в успехе фильма, или иметь особую творческую наглость/кураж – авось побоятся правду создателям в глаза сказать. И то правда: когда автор идеи, режиссер и исполнитель роли главного героя отдалены от нас географически, ругать их намного проще. Но, когда все эти люди оказываются со своими зрителями лицом к лицу, оказывается, что резать правду-матку и нет нужды – надо просто задать герою правильный вопрос, и он все выложит тебе сам. Так и случилось на пресс-конференции с создателями фильма «Камень», в которой приняли участие его продюсер (и, вместе с тем, исполнитель главной роли) Сергей Светлаков, его режиссер Вячеслав Каминский и автор романа, по которому был снят фильм, Юрий Бригадир. Для создания эффекта присутствия, привожу запись данной беседы с минимальными правками.

Российское кино в деталях: о массовости и ходульности

Собственно, общение с новосибирской общественностью началось еще до фильма, когда наши герои вышли к зрителям.

Светлаков: Сибирь – это моя любовь. Мне очень нравятся люди, которые здесь живут, поэтому я приехал лично. Мы планировали просто сделать показ, но я обещал, что я обязательно приеду, чтобы увидеть вашу реакцию на фильм, послушать, что вы скажете после фильма, и надеюсь, что журналисты спросят не про «Нашу Рашу», не про «Прожектор…», а про увиденное. Это полтора года жизни – моей и режиссера Вячеслава Каминского, а сейчас отдельные аплодисменты – человеку, который написал роман. Это ваш земляк, Юрий Бригадир, так все сложилось исторически, что роман был написан здесь. Я, конечно, внес свои творческие коррективы – для автора это было неожиданностью, он не будет об этом знать – но общий смысл такой, что все серьезно. Очень благие у нас намерения, а получилось или нет – судить вам. Долго говорить не буду, давайте еще пару слов.

Каминский: Ну вот, Сергей всегда все скажет, а потом добавить нечего. Книга, действительно, новосибирского автора, Юрия Бригадира, действие происходит в Новосибирске, однако фильм снят в Екатеринбурге. Но, мне кажется, это очень близкие города, и по состоянию, и по духу, и по бюджету, да. Надеюсь, вы запаслись платочками – в конце можно будет поплакать.

Бригадир: Для меня это вообще сюрприз, потому что до сегодняшнего утра я вообще не знал, что будет фильм. То есть, я знал, что он делается, но что он закончен – понятия не имел. И когда мне сегодня пришло письмо, где на постере был Сергей Светлаков, у меня был натуральный шок, потому что я мог представить в роли этого человека кого угодно, но только не Сергея. А сейчас будет сюрприз, и для меня тоже, потому что я же не знаю, что внутри, так что сейчас посмотрим, а потом «будем поглядеть», кто отсюда выйдет живой.

Светлаков: Заранее извиняемся, будет очень плохая копия – фильм выходит 19 января, и на данный момент есть только вот такая его версия – ее можно смотреть, но она не такая потрясающая, как будет 19 января. Сейчас пиратская, да – мы скачали ее из интернета. Но для нас самое главное – не качество картинки, а те эмоции, которые мы вызовем у вас. Мы надеемся, что мы до вас достучимся. Приятного просмотра, мы к вам присоединимся чуть позже.

Светлаков, Каминский и Бригадир уходят, журналистов просят убрать в кофр всю аппаратуру, поставить телефоны на беззвучный режим и спрятать их в сумку, объяснив это тем, что в зале работает охрана, которая «реагирует на любой свет». Захотелось достать из сумочки лазер и поводить им по полу – будут охранники на него прыгать или нет. Про сам фильм писать не буду – мой коллега уже высказался по этому поводу здесь: http://drugoynsk.ru/recenzii/kino/item/1663-kamen.html. От себя добавлю, что работа операторов и режиссера-постановщика мне, в общем-то, даже понравилась – но фильм, имхо, портили исключительно убитый сценарий и довольно-таки посредственная игра актеров. Итак, пресс-конференция по итогам фильма начинается, журналистов, несколько подуставших (все это дело очень затянулось, наша пресс-конференция начинается в десять вечера) просят задавать вопросы.

- Сергей, Вас было достаточно неожиданно видеть в роли киллера.

Светлаков: Я давно ждал этого. Через меня прошло около тридцати сценариев некомедийного жанра – специально считал. Но я всегда ждал своей роли, и очень благодарен тому, что Слава Каминский как режиссер поверил в меня, и художественный руководитель всего проекта Валерий Ахатов тоже, это известный советский режиссер, у которого курс свой есть во ВГИКе – наверное, он и был первым, кто такую шоковую идею подал.

Каминский: Идея фильма родилась случайно: принесли роман Юрия Бригадира, там был долгий путь – кто-то кому-то его переслал, а потом Ахатов принес его во ВГИК, сказал – почитайте. Я как раз искал материал, думал, что я хочу снять – и сразу загорелся материалом. Также в процессе обсуждения пришла мысль снимать Сергей в главной роли – он для нее подходит.

- Сложно ли Вам было вжиться в роль?

Светлаков: Когда я прочитал этот сценарий, я почувствовал, что 100% на меня это сразу же наделось – мне было безумно комфортно внутри этого человека, я его очень хорошо понимаю, и когда мы пришли на съемочную площадку, не было никакой безумной работы актерской – так случилось. Мне было просто легко внутри этого персонажа, бывали такие случаи, когда я приходил со съемок, ложился спать в этом же бшлате, а с утра вставал и опять шел обратно на съемки. Молча. Жена со мной разговаривала, а я ее просто не видел – я всю ночь спал, как этот Петр, мне сны даже какие-то странные снились.

- Вы действительно совершенно не запаривались как актер, и Ваш персонаж показался мне картонным, а все диалоги – ходульными. Как Вы оцениваете свою работу в этом амплуа, что получилось?

Светлаков: Невозможно мне ее оценить, для этого вы сюда и пришли. Кому-то понравилось, кому-то нет, я слышу и то, и другое мнение, и то и другое мне важно. Фильм пойдет большим релизом по всей стране, будет прокат за рубежом – в Украине, Казахстане, Америке, и по итогам этого я буду принимать решение, справился я или нет. То для меня это – безумный эксперимент. А то, что я не запаривался, это не значит, что я не старался, это две разные вещи. Я очень старался, я уже сказал, что эту роль я сыграл так, как я ее чувствовал. Если я был не точен актерски, и такой вывод будет сделан в конце проката, то я сделаю для себя соответствующие выводы, вот и все.

- То есть, Вы будете ориентироваться исключительно на прокат?

Светлаков: Конечно, я буду ориентироваться на людей, для которых работаю. Этот фильм – он и для людей, и для себя тоже. Я этим фильмом решил для себя кучу внутренних проблем: десять лет занимаюсь юмором, и не перестану им заниматься, но во мне накопилось много всего, что требует другого творческого выхода, других эмоций. Мне это сейчас интересно. Как у меня это получилось, я буду решать потом. Но спасибо вам за мнение, я это учту.

Бригадир: Согласен, персонаж получился немного картонный, но он и по книге такой – абсолютно лишен эмоций, а Сергей честно отобразил это, вот и все.

- Кто был конкурентом на главную роль при кастинге, если они были?

Каминский: На главную роль не было конкурентов. Вот если бы Сергей не согласился, мы бы рассматривали другие варианты.

- Что изменилось в конце относительно романа?

Бригадир: Роман несколько скомкан, убран один ход, на мой взгляд, удачный, а начало, завязка и середина мне очень понравились. Ну так и должно быть: у меня свое видение, у режиссера – свое, это не страшно.

Каминский: И потом, не стоит забывать, что кино – это визуальное искусство, и передать весь тот внутренний мир, который можно прочитать, картинкой – очень сложно, поэтому, если вы будете читать роман, вы увидите, что мы некоторых персонажей добавили, что-то поменяли, но в целом внутренние переживания и историю мы оставили.

Светлаков: Существует серьезная разница между материалом и фильмом – материал был более авторский, более философский. Кроме того, в книге не было вставок из детства – эти истории были придуманы специально, чтобы сделать кино из авторского жанровым. За полтора года мы четыре раза тестировали его на зрителях, после этого было две досъемки – мы меняли фильм постоянно, делая его более массовым и понятным, чтобы он поехал не на фестиваль артхаусных фильмов, а в кинотеатры. Чтобы люди туда пришли и приняли его, выйдя из зала с какими-то вопросами и философией, мы очень сильно переделали какие-то вещи.

- У меня вопрос к автору. Скажите, откуда появился этот замысел?

Бригадир: Вообще, как родилась идея – я буквально зашел к другу, а у него на столе лежала энциклопедия вымышленных существ, уже не помню, как она правильно называется, и там на букву «А» был «ангиак», это в голову влезло и потом не отпускало. Ангиак - это персонаж эскимосского фольклора: когда племя начинало голодать, оно первым делом выбрасывало детей замерзать, некоторые потом возвращались и не давали людям жить спокойно.

- Как Вы считаете, ваша книга воплотилась в сценарии?

Бригадир: И да, и нет. Немного не туда… Ну это же не я снимал, так что это естественно. А что касается книги, я сразу писал ее как кино, и это чувствовалось – я видел эту камеру. Хотя то, что у меня было в глазах и то, что я увидел – это две большие разницы.

- Вопрос Сергею: у вас была цель была сыграть так, как в книге, или по-другому?

Светлаков: Я вам открою маленький секрет – я книгу не читал. Специально для того, чтобы понять своего героя так, как пойму его я. Я просто решил, что мне это знание помешает.

- Почему вы избежали хэппи-энда?

Каминский: Да, у нас было несколько вариантов финала, как должно было закончиться. Просто Юрий настаивал, чтобы был такой финал.

Светлаков: Мы решили, что хэппи-энд в том, что мальчик остался жив, а все остальные должны были умереть. И потом, если вы помните, там имеется некоторое продолжение – та пулька, которую он закапывает. Пулька, кстати, - это находка режиссера, и я рад, что она такая лаконичная получилась. Кстати, сегодня Юрий сказал, что он пишет продолжение.

Каминский: Такие маньяки размножаются через мозг, они передают свое понимание, свое видение мира другим, и те уже несут его потом дальше. Чтобы такого не было – не надо выбрасывать детей.

Светлаков: То, что фильм закончился именно так, говорит о том, что у человечества все-таки есть будущее – мы можем управлять свои инстинктами, и в нас что-то настоящее есть. В нас есть не только цинизм, но и какие-то простые человеческие чувства.

- А какие еще были варианты концовок?

Светлаков: Там был такой вариант, что та проститутка, которая находилась со мной, и жена другого главного героя в конце вместе уезжают вдвоем – оказывается, это лесбийская пара, которая все замутила, они убили обоих, завладели деньгами и все прекрасно, решили проблему и свою, и их. Ну, когда самолет с Казахстана прилетел с друзьями, вообще было много вариантов – сидели и придумывали концовки.

- Были ли изначально другие варианты названия фильма?

Светлаков: Да, вариантов было порядка 50-60, был даже лист, исписанный вариантами названия. Рабочее название было «Воспитанник», оно очень долго держалось, но, протестировав его на фокус-группе, мы поняли, что на фильм с таким названием люди не очень охотно пойдут. Последнюю точку поставил Тимур Бекмамбетов, который сказал – ребята, «Камень» и больше никак. Мы сказали – Тимур, ты классный менеджер, и не верить тебе в этом вопросе глупо. Потом он предложил слоган хороший, который изначально был на постерах: «Если любишь – умри», но буквально не так давно его изменили на «Когда остаешься один, твое сердце превращается в камень. То есть, это была круглогодичная каждодневная работа, мы просто мозг себе взрывали, рассчитывая на более точное попадание во всем.

- Какая атмосфера была на съемочной площадке, и, в частности, как себя вел во время съемок ребенок, сыгравший роль Коли?

Светлаков: На самом деле, когда снимается комедия, на площадке часто совсем не смешно, и это правда. А мы снимали тяжелый фильм, и у нас было очень здорово и весело, мы выходили из кадра и очень весело проводили время, бегая друг за другом с теми же гвоздями. С ребенком был просто безумный контакт, такой пацан классный, единственно, что ему доставалось иногда, когда из него нужно было выжать какую-то эмоцию, или прикрикивать, или стукнуть по кровати, на которой он сидит, прямо перед съемкой. Потому что он не понимал – вот только что сидели общались, а потом «камера, мотор» – и перед тобой уже совсем другой человек. Но в конце каждой рабочей смены мы садились и разговаривали, я просил прощения за то, что нам пришлось изображать негативные эмоции, он меня прощал, мы расходились, и на следующий день все повторялось.

Каминский: Ребенка, который в фильме играет Колю, зовут Саша Колесников. Основным требованием при кастинге было, чтобы ребенок был чем-то похож на Сергея, внешне, ну и по поведению тоже. Выбрали Сашу, поскольку у него был уже опыт съемок, и он достаточно просто реагировал на камеру, работал наравне со всеми. Он, кстати, очень умный, у него второй взрослый разряд по шахматам.

- Сергей, в фильме есть эпизод, в котором Вы заставляете Колю целиться в Вашу голову. Каково чувствовать себя в роли жертвы, как Вы учили ребенка держать пистолет и много ли было дублей?

Каминский: Сколько было дублей, я не помню, но вообще, дублей в принципе не делали много. Максимум 6-7. Мне кажется, не ребенку было сложно держать пистолет, а Сергею было сложно в той ситуации, что на него пистолет наставлен.

Светлаков: Даже отпечаток на лбу остался. Когда я приехал домой с отпечатком на лбу, жена спросила – что случилось? Я сказал, что плохо сыграл, и меня чуть не убили. Мы разговаривали с ребенком, ножками прошлись, а потом просто начали снимать. Это, на самом деле, была одна из самых легких сцен, здесь по эмоциям все было понятно, получилась такая очень динамичная сцена – я уже несколько раз эту ее пересмотрел, и все равно испытываю всплеск эмоций.

- В таком случае, какая сцена была самой тяжелой для Вас?

Светлаков: Самым тяжелым был тот момент, когда мой герой вбегает мокрым с улицы и пытается вдолбить ребенку правила, которые сидят у него в голове. У меня терялся голос, тряслись руки и мне было чисто физически тяжело, я «проседал» и был неточен, не мог на одной эмоции быстро выразить свою мысль.

- Влад стоит перед выбором: умереть самому или отдать своего ребенка на верную смерть. Вам в Вашей жизни приходилось стоять перед нелегким выбором?

Светлаков: Ну, такого не было, конечно. Если бы это было – мы бы с вами сейчас не разговаривали, наверно.

- Не вполне понятна концовка фильма – Влад застрелился, потому что хотел сохранить жизнь сыну, или потому что понял первопричину происходящих с ним событий?

Светлаков: За что люблю Новосибирск – так это за то, что здесь задают вопросы, которые не услышишь в других городах: обычно люди не выдерживают долго говорить о фильме и переходят к обсуждению комедийных проектов, связанных со мной.

Бригадир: В книге гвоздя, который один герой передает друг другу, нет.

Каминский: Я лично понимаю это так, что Влад застрелился именно ради того, чтобы спасти сына. Не потому что он понял что-то – эти флешбэки, как мы уже говорили ранее, были сняты позже – Изначально то, что делает Петр, подавалось как некая игра ума человека, который жил без любви и не верит, что люди могут жить ради любви и умереть ради любви, и поэтому ставит такой дикий эксперимент. Но когда мы показали получившийся материал фокус-группам, мы поняли, что связь с прошлым должна быть. Иначе зритель не до конца все поймет.

Светлаков: От себя добавлю, что Влад сделал это ради ребенка, а эпизод с детством еще больше усиливает акцент на том, что человек поверил во всю серьезность ситуации, и у него не осталось выбора.

- Мне не показалось, что ваши герои – антагонисты.

Каминский: Действительно, у нас не было задачи противопоставить героев, была задача объяснить мотивацию. Для меня Петр во многом положительный герой, именно в том, как он внутренне осознает мир: понимание жизни, которое он несет, во многом является честным. То, как он действует, его не красит, но мы понимаем, что его таким сделала жизнь.

- Сергей, члены вашей семьи уже видели фильм? Ну и как им?

Светлаков: Да, жена уже видела фильм, и ей не понравилась моя роль. Но тут дело, кажется, не только и не столько в самом фильме: ей в принципе тяжело смотреть на меня, когда я пытаюсь перевоплотиться, и ко всем моим творческим изыскам она относится осторожно. Дочка видела, ей понравилось – три года человеку, а концовку угадала.

- Что бы вы пожелали зрителям перед просмотром вашего фильма?

Светлаков: Хочется, чтобы люди сами у себя дома копались в голове, но чтобы этот фильм не был для них каким-то «загрузом» – мы не хотели загрузить, мы хотели показать аттракцион, где вас просто несет по чувствам и эмоциям. Мне кажется, фильм трогает так, где мало что в жизни трогает – мы не создатели новых чувств, мы пытаемся что-то в человеке найти. Не так давно я был у Федора Бондарчука в «Кино в деталях», спрашиваю – ты смотрел «Бедуина»? Он говорит – да. Я говорю – ну и как? Ты знаешь, отвечает Федор, я посмотрел, мне понравилось, а потом с друзьями стали разбирать – и я понял, что мне не понравилось. Так вот, я хочу вам сказать – не доводите до этого всего. Если фильм нравится – то путем изысканий не приводите голову в состояние того, что он вам не нравится.

- Не думать, что ли?

Светлаков: Нет, думайте. Но живите эмоциями, которые только что пережили.

 

Запись расшифровала Любава Новикова

 

{igallery 76}