23.07.2012

Королевство полной луны (Moonrise Kingdom)

США, 2012 год

Режиссер: Уэс Андерсон

В ролях: Брюс Уиллис, Эдвард Нортон, Билл Мюррей, Френсис Макдорманд, Кара Хэйуорд, Джаред Гилман, Джейсон Шварцман, Тильда Суинтон, Боб Бэлабан и др.

 

В детстве я очень любила кино «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Собственно, именно поэтому я и пошла на «Королевство полной луны»: мне сказали, что там будут двое сбежавших из летнего лагеря детей. Уже потом я узнала, что этот фильм стал открытием Каннского фестиваля. И мне стало еще интереснее: в Каннах, за редким исключением, за красивые глаза не хвалят.

Королевство полной луны (Moonrise Kingdom)

 

В общем, в начале фильма оказалось, что меня жестоко обманули: ребенок, сбежавший из лагеря, был только один. Но зато какой! Представьте себе Уильяма Блейка из джармушевского «Мертвеца», только в двенадцатилетнем возрасте, и вы поймете то счастливое оцепенение, которое охватило рубящую фишку часть зала, когда мы впервые увидели Сэма (Джаред Гилман), в енотовой шапке гребущего куда-то на индейском каноэ с фигуркой енота, установленной на носу данного плавсредства. А еще там есть девочка Сьюзи (Кара Хэйуорд)… хм, представьте себе Марлу Стингер в том же нежном возрасте, в розовом платьице и белых гольфиках, дайте ей в руки желтый чемодан, набитый невозможным девичьим фэнтези, маленький проигрыватель и две-три пластинки, и не забудьте повесить ей на плечо плетеную корзинку с котенком (котенок ест только корм для котят, и его Сьюзи тоже прихватила с собой в достаточном количестве). Еще Сьюзи – левша, и поэтому она положила в чемодан ножницы для левшей (запомните этот факт, впоследствии он нам пригодится). И, конечно, девочка не расстается с биноклем, ведь приближать все, даже то, что уже близко, - это ее секретная суперсила.

 

Теперь представьте, что Сьюзи, со всем этими важными для выживания в дикой природе вещами, сбегает из дома, встречает в условленном месте Сэма, также сбежавшего, и они вместе отправляются в поход по забытым индейским тропам (ах да, дело происходит на острове Нью-Пензанс, карта которого нарисована по образу и подобию карты острова Фишер, Нью-Йорк). Родители Сьюзи (Билл Мюррей и Френсис Макдорманд), разумеется, ищут блудную дочь, подключив островную полицию в количестве одного человека (Брюс Уиллис). Отряд Сэма во главе с его командиром Уордом (Эдвард Нортон) также изо всех сил старается вести «ненасильственную спасательную операцию», к которой на финальных этапах присоединяется и социальная служба (Тильда Суинтон) – ведь Сэм сирота. Неудивительно, что беглецы совсем не желают найтись…

 

Сразу скажу, что «Королевство полной луны» - это вам не «Мост в Терабитию» (где, как мы помним, два одиноких подростка также находят друг друга и вместе уходят в лесную глушь для создания своего идеального мира). Начнем с того, что герои «Моста…», при всей их необычности, довольно адекватны. Да, они аутсайдеры, то есть, из тех, кого дети в школах называют «чудиками» и «придурками». Но, по крайней мере, они не пыряли своих недругов в бок ножницами (да, теми самыми ножницами для левшей). Если вы хотите противостоять парочке из «Королевства полной луны» – вооружитесь. Топором, палкой с воткнутыми в нее гвоздями – да чем угодно. Потому что на такую сумасшедшую любовь с голыми руками идти прямо-таки противопоказано.

 

Нельзя сказать и того, что дети в данном фильме совершают побег из скучного мира взрослых. Потому что взрослых в этом фильме назвать «взрослыми» в обычном смысле этого слова нельзя. Мама Сьюзи вполне себе открыто крутит роман с шерифом острова и созывает детей – их у нее четверо, трудный ребенок Сьюзи и ее флегматичные братья-тройняшки – на завтрак, крича им чуть ли не в ухо в мегафон. Папа Сьюзи и по виду, и по поведению больше всего похож на безумного профессора из «Назад в будущее» и снимает стресс, рубя деревья в саду (так и говорит: «пойду срублю какое-нибудь дерево»). При этом они оба адвокаты, что само по себе патология. Приемные родители Сэма просто отказываются принять его назад, если он найдется, и это никого, включая Сэма и представителей социальной службы, особо не удивляет. От обычного течения жизни в отряде 55 под командованием бывшего учителя математики Уорда у нынешних вожатых и методистов детских лагерей и вовсе волосы могут встать дыбом: один из скаутов самостоятельно работает с открытым огнем, выжигая муравьев, при этом в паре метров от него другие дети засыпают порох в заготовки для петард, один из ребят разъезжает по территории лагеря на мотоцикле, а еще там ведется строительство домика на дереве… на высоте примерно десяти метров от земли. Такая реальность будет похлеще Терабитии. И дети уходят из нее строить свои полноценные и, в общем-то, красивые отношения. Их параллельная реальность – «взрослая», в отличие от подросткового неадеквата, творящегося вокруг.

 

Поборников нравственности может многое шокировать в «Королевстве полной луны». Во-первых, фильм содержит элементы детской эротики: Сэм в одном из своих писем присылает Сьюзи рисунок, на котором она изображена вылезающей из ванны, а в дальнейшем мы видим ряд весьма откровенных (буквально на грани фола) сцен на берегу. Во-вторых, фильм открыто пропагандирует вредные привычки: командир отряда скаутов глушит крепкие напитки в своей палатке, ведя дневник вожатого, шериф во время доверительной беседы с Сэмом наливает ему (в общей сложности) стакан пива, а сам Сэм на протяжении всего фильма не расстается с трубкой, которой старательно дымит (будем считать, что это были листья малины). В-третьих, фильм содержит нехилые сцены насилия: помимо мальчика с распоротым ножницами боком, там еще есть убитая стрелой собака, а главной героине протыкают рыболовными крючками уши (кстати, это едва ли не главная романтическая сцена в фильме).

 

При всем при этом, фильм умудряется быть очень добрым и смешным, обходясь без сортирного юмора, и при всей своей очевидной комедийности – убийственно серьезный и, не побоюсь этого слова, глубокий благодаря многочисленным библейским отсылкам. Атмосферу поддерживают нетипичные для подросткового кино саундтреки и бесконечная серьезность главных персонажей. Эффект от фильма усиливает и то, что сражение детей за право быть взрослым проистекает в комиксной реальности – все герои как будто сошли с американских рекламных плакатов начала шестидесятых, и потому от «Королевства полной луны» совершенно справедливо пищат хипстеры: тут им и очки в роговой оправе, и терьер по имени Снупи, и прочие «приветы» из того времени. При этом, весьма ощутим крен в сторону французского кино, так что любителям «Амели» и «Влюбись в меня, если осмелишься» фильм прямо-таки настоятельно рекомендуется к просмотру: вас порадуют и операторская работа, и работа художника-постановщика.

 

Не могу не отметить и состав актеров – он хорош: Брюс Уиллис в кои-то веки не спасает мир, ограничиваясь лишь снятием двух детей с крыши церкви, Билл Мюррей играет роль папаши на грани нервного срыва (справляется он с нею или нет – судить вам, но, на мой вкус, переигрывает), Эдвард Нортон вполне органичен в роли скаута-кидалта, Боб Бэлабан прекрасен в роли рассказчика, и, разумеется, актеры на роль детей подобраны, проинструктированы и сняты с большой любовью. По сути, единственный минус фильма – пунктиры в сценарии: о многом персонажи лишь заикаются, часть проблем к концу фильма остаются неразрешенными, а часть отношений - запутанными. Но ведь так бывает и в жизни, верно? А значит, волноваться не о чем.

 

Фильм нужно смотреть. Непременно. Пока еще не поздно, сходить в кино, а затем – приобретать на DVD или скачивать в хорошем качестве. Показывать детям – с предварительным инструктажем по технике безопасного обращения с пиротехникой, рыболовными крючками и ножницами для левшей. Показывать друзьям – чтобы потом полчаса сидеть, попивая чай, с блаженной улыбкой на лице. Показывать родителям – чтобы они сказали «ты был(а) точно такой же в детстве». И, конечно, пересматривать для собственного удовольствия. А если у вас останутся вопросы, почему дети дают такое название своему берегу обетованному, вспомните, что в оригинале название звучит как Moonrise Kingdom, то есть, королевство-то не «полной», а «восходящей» Луны. То есть, в противоположность «стране восходящего Солнца», это такой крайний-крайний Запад – свободный и неизведанный, с равными правами для всех. У каждого он свой, и герои фильма его находят – ко всеобщему удовольствию.

{igallery 99}