18.07.2012

«Живая вода»: наконец-то за городом

В Новосибирской области прошел фестиваль «Живая вода». В тринадцатый раз. И, на мой взгляд, несмотря на «несчастливый» порядковый номер, получился намного удачнее, чем предыдущие два – настолько, что впечатление от него не смогли испортить ни местные жители, ни громыхающие во время мастер-классов саунд-чеки. Все дело в том, что этнофест, в полном соответствии со своей концепцией, первый раз за последние три года прошел не в Новосибирске, а за его пределами.

«Живая вода»: наконец-то за городом

По окончанию «Интерры», прошедшей в сентябре прошлого года, паблик «Живой воды» ВКонтакте едва не разломился надвое от впечатлений возмущенных фолкеров. И их можно было понять: проводить этно-фест в центре города-миллионника, при этом установив фестивальную сцену между Красным проспектом и работающим фонтаном, было, мягко говоря, ошибочно. Во-первых, ничего не было слышно из-за шума машин и плеска воды. Во-вторых, почти ничего не было видно из-за струй фонтана и интерровского кубико-человечкового декора. В-третьих, было тесно и душно из-за большого наплыва фолкеров, которых к вечеру сильно разбавили чоткие первомайские (и это уже в-четвертых). В-пятых, этно-фест в сентябре – это как-то грустно: короткое сибирское лето закончилось еще в июле, природа увядает, а в куртке и осенних ботинках сильно не потанцуешь. В общем, куда ни кинь.

В этом году лично у меня сбылась мечта идиота: фестиваль наконец-то выехал за город, да еще и в начале июля, да еще и на три дня. Несмотря на то, что фестивальные указатели начинались от поворота на Оёш, мы решили идти от автовокзала Колывани – оказалось, по прямой там топать столько же, но не по чистому полю, а по улице частного сектора. Фестивальная поляна была отменная – площадка у реки размером с хороший стадион, поросшая мягкой травой и полевыми цветами, была куда лучше и «мощенки» Первомайского сквера прошлого года, и мокрой земли с толстым слоем сосновых игл Заельцовского парка года позапрошлого. Солнце жарило вовсю, поэтому народ совмещал приятное с полезным: слушал музыку и загорал. Тут же, на поляне, играли в нарды, плели венки, водили хороводы, медитировали, играли с детьми и на музыкальных инструментах, в общем, всячески прожигали выходные разными приятными для себя способами.

Первым делом я перелезла в полосатые непонятного кроя штаны, купленные тут же на развалах фестиваля народных ремесел «Руки», а затем отправились слушать музыку. На сцену как раз вышел «Dagdas», и если в прошлом году «главная бубнистка города» и по совместительству солистка «Дагдаса» Маша Таран жаловалась на неуемный фонтан, заглушающий нежные звуки арфы, то в этом году и арфу, и флейту, и даже бубенчики было слышно не на расстоянии два метра от сцены, а вообще на всю поляну – благостные хиппи покачивали хайрами и соцветьями тысячелистника в такт. Фестивальная подборка была вполне себе достойная: помимо любимых, но все-таки примелькавшихся уже на «Живой воде» коллективов, на фест в этом году приехали те, кого новосибирцы слышат не так часто: «Argishty» из Питера (тем, кто не слышал этих ребят, очень рекомендую – вы сразу же влюбитесь в звучание армянского дудука), «Вороново крыло» из Перми и еще порядка двадцати этно-исполнителей со всей России, включая солидный блок музыкантов, специализирующихся на горловом пении (помимо электрического «Gen-DOS»а и постоянного участника этнофеста «Буготака», на «Живую воду» прибыли Карыш Кергилов и Николай Ооржак). В целом, музыка была в диапазоне от африканской босановы до древнерусского психодела, не обошлось и без ирландских плясовых (ну какой этнофест без ирландцев??).

Когда окончательно отвалились ноги, пришлось отползать в сторону чайной. Чайная была очень даже ничего – там варили приличный пуэр на молоке и разливали в хорошего объема стаканы травяной чай. Около чайной расположилась «Юрта», в ней дремал после мастер-класса Карагай Хам: в этот раз, шаман-волк провел в передвижном этно-центре семинар на тему мировоззрения шаманов Саяно-Алтая, сразу после которого там же состоялся мастер-класс по игре на ханге (hang drum) от Лидии Игольниковой (проект «Mikkai Kumo», Самара). Слушатели потом говорили, что звучание ханга – единственного акустического инструмента, изобретенного в 21 веке – напоминает им одновременно арфу, поющую пилу, тибетскую чашу и фортепиано. Одно точно: раз услышав этот инструмент, с виду похожий на любительскую модель летающей тарелки, вы его не забудете, так же, как не забыли бы звучание, к примеру, диджериду. Возвращаясь к мастер-классам – в первой половине дня их было большое количество, но, поскольку программы фестиваля в этот раз и близко не было, желающим принять в них участие приходилось активно пользоваться «сарафанным радио».

Вечером 7 июля к сцене стали подтягиваться местные оёшинские. «Товарищи, вы не поняли: пьяное быдло - это тоже часть фестивальной программы, - объясняли позже на фестивальном форуме. – Это такая этническая культура, «колыванская особая»: местные шаманы нажираются денатурата и идут бить в бубен благодарным зрителям». «Колыванскую особую» в толпе узнавали по агрессивному поведению, по треникам с растянутыми коленками, по фиолетовой туши для ресниц, по брезгливому нежеланию втягиваться в хороводы и по живейшему желанию потрясти пивным брюшком прямо с фестивальной сцены. Прецеденты были: к занавесу второго дня фестиваля кто-то из местных, весело размахивая руками, внезапно начал танцевать между поющих «Маркелловых голосов». «Маркеллы», конечно, вежливо потеснились, дав ценителю народной музыки немного больше свободы, чем он того заслуживал, а уже потом его под белы рученьки свели вниз со сцены сотрудники службы безопасности фестиваля. Им, хранителям порядка, вообще под вечер работы было невпроворот – по большей части, приходилось ограждать приезжих от местных. Но даже несмотря на это, мы, наверное, все равно хотим в следующем году под Колывань. Хорошо там. А оёшинских вурдалаков как-нибудь, так и быть, переживем.

{igallery 98}