11.10.2010

Смерть мима и экскурсия по одеялу

Даже если вы изо всех сил пытались проигнорировать все мероприятия «Интерры» (вплоть до того, что залепили уши воском и отрубили интернет), наверняка вам не раз попались на глаза баннеры с спиральками-радугами (которые, по задумке их авторов, должны символизировать высвобождение творческой энергии молодежи). В общем, не заметить проведение форума было достаточно сложно, и еще сложнее было не принять в нем хоть какое-то участие: фестиваль этнической музыки «Живая вода», фестиваль молодежных субкультур «Знаки», театральный фестиваль «Три вороны» и многое другое – всего не перечесть, а уж тем более – не пересмотреть и не переслушать. Но мы хотя бы попытались.

Смерть мима и экскурсия по одеялу

«Живая вода»


«Ну вот, в один день «Знаки» и «Живая вода» - огорчилась подруга, разглядывая расписание «Интерры». «Сначала на «Воду», потом на «Знаки», потом опять на «Воду», в общем, там решим», - лихорадочно начинаю соображать я. Погода, к слову сказать, премерзкая: как минимум, слякотно, а если точнее – сыро, и большая часть моих знакомых, узнав, что я собираюсь на лыжную базу слушать этно, уже покрутили пальцем у виска. Ну и ладно. Продвигаясь по Заельцовскому парку, чувствуем себя грибами в мокром осеннем лесу. Если в прошлом году в Кольцово на залитой солнцем дороге нам то и дело попадались группы хипповатого вида людей с рюкзаками и спальниками, то в этот раз мы отсыреваем в гордом одиночестве. Единственными, кто нам встретился, были мрачные звуковики, занимающиеся оборудованием сцены к спектаклю в рамках «Трех ворон»: дождь явно спутал их планы.

Достигнув, наконец, фестивальной площадки, обнаруживаем, что ничего не пропустили: спустя час после официально заявленного времени открытия зритель только-только начинает собираться. «Милиционеров больше, чем зрителей» - замечает мать двоих хорошо упакованных детей, проходя мимо нас. Визуально увеличить число собравшихся помогают ярко-желтые шарики, напоминающие персональные солнца, которые ребята из агентства «Сфера» раздают по две-три штуки в одни руки. Наконец, со сцены доносится ритмичный перестук: в жизнерадостных футболках и с барабанами наперевес выступает коллектив «Этнодрам», открывая праздник зажигательной самбой. Примерзший к лавочкам народ (большая часть которого отметилась на прошлогоднем фестивале) танцевать не торопится, лишь притопывает ногами в такт, что успевают запечатлеть продрогшие телеоператоры, направляя на зрителей объективы камер, закутанных в некое подобие плащей-дождевиков.

Чуть вдалеке от сцены висит оптимистичная табличка «Солнце есть!». Она открывает аллею, вдоль которой выстроились нахохлившиеся мастера со своими изделиями ручной работы. Развалы хэндмэйда у нас на фестивалях пользуются спросом, поэтому вниманием не обделен никто, даже те, кто свои работы не продает, а просто выставляет: к примеру, симпатичные прихватки, сшитые ребятами из детского дома №12, лично я с удовольствием поселила бы у себя на кухне, если бы они продавались. «Ребята сшили первую из них – солдата – готовясь к 23 февраля, а потом, чтобы солдату было не скучно, придумали ему товарищей» - объясняет мне женщина, представляющая выставку.

Побродив туда-сюда, полюбовавшись украшениями ручной работы и понаблюдав за мастер-классами, я решила сгонять на «Знаки»: для бешеной собаки семь верст не круг.

«Знаки»


Кстати, о братьях меньших: подходя к площадке у театра «Глобус», увидела лежащую на обочине дороги дохлую кошку, а затем, увидав фестиваль издали, грешным делом, подумала: видимо, кошка сдохла от любопытства. Нужно быть достаточно сложноорганизованным существом для того, чтобы выйти живой из эпицентра неформального шабаша, красочно описанного еще в пресс-релизе фестиваля: «…получат возможность выступить не только известные, но и молодые музыкальные и танцевальные команды города, кроме того, состоятся парад карнавальных костюмов фанатов японской мультипликации, соревнование рэп-исполнителей в жанре уличного фристайла, показательные выступления по паркуру, рыцарский турнир любителей исторических реконструкций и ролевых игр, огненное шоу, 20-метровое граффити, выставка-продажа хэндмейда, мастер-класс по мэйкапу и готической укладке, а так же многое другое». Наиболее заметными в фестивальной толпе оказались яркие косплееры и несущие плакаты «обнимальщики», а сбоку от этого праздника жизни, к нашему удовольствию, обнаружилась колония готов, мрачно взирающих на всеобщее веселье.

Видимо, на моем лице настолько ясно было написано «чтоооо это?», что сердобольная подруга, встретившаяся мне на фестивале, сразу решила ввести меня в курс дела, описав происходящее: «Снаружи анимешники и хендмейд, внутри играют в маджонг, а еще тут неподалеку умирает какой-то мим». Мим умирал так технично, что я даже остановилась посмотреть, а хэндмейда тут было еще больше, чем на фестивальной поляне на лыжной базе (возможно, это было связано с тем, что на фестивале «Знаки» торговые места предоставлялись умельцам бесплатно). Через полчаса, из жалости к собственным глазам и ушам, мы решили вернуться на «Живую воду»: там как-то спокойнее.

Снова «Живая вода»


Оказалось, пока нас не было, аллея мастеров на «Живой воде» обросла легендами: женщина, у которой я ближе к вечеру купила свистульку-сову, с гордостью показывает глиняное изделие, в которое дунул «сам губернатор». В дальнейшем выясняется, что во время своего посещения этно-фестиваля губернатор не только дунул, но и в прямом смысле приложил руку к созданию огромного фестивального «солнечного одеяла»: на нем оставили красочные отпечатки ладоней и пожелания самые разные гости фестиваля, большие и маленькие, впору экскурсию по одеялу проводить.

Неподалеку в ярко освещенной палатке кипит работа: там полным ходом идет изготовление эко-сумок, которые должны заменить целлофановые пакеты при походе в супермаркет. Нисколько не заботясь о том, что краска в аэрозолях издает запах, от которого слезятся глаза, а сами аэрозоли, предположительно, наносят вред озоновому слою, эко-люди активно поливают ими матерчатые эквиваленты пакетов-«маечек», раскрашивая сумки в разные цвета и выводя на них при помощи трафаретов «ЭКО МОДНО» и «100% НАТУРАЛЬНО» (последний потом можно было увидеть на спине одного из телеоператоров).

У сцены стремительно темнеет, но народ не расходится – просто придвинулся поближе, наблюдая за происходящим. После того, как со сцены исчезли чудные аутентичные инструменты «Белорыбицы» - музыканты закончили воспроизводить для зрителей древние обрядовые и плясовые песни – на сцену выходят Роман Лебедев и Анжела Манукян, представляющие московский этно-электронный коллектив «Волга». «Я очень люблю ваш фестиваль» - призналась солистка Анжела Манукян, рассказав трогательную историю о том, как на прошлой «Живой воде» ее лечили от простуды чаем с медом и «разным другим». Непонятно, как и где встретились бывший участник «Коррозии металла» и исполнительница старорусских песен, но результат, увиденный нами на сцене, однозначно того стоил: суровое «электричество» в сочетании с народными текстами-уговорами равно вогнало в гипнотранс и любителей этно-вечерок, для которых непонятны слова «даб» и «трип-хоп», и завсегдатаев ночных клубов, не имеющих понятия о древних свадебных обрядах.

То, что это вполне было в духе этой «Интерры», приветствующей всякого рода успешные смешения «французского с нижегородским», «закрепили» великолепные «Маркелловы голоса», выступившие в содружестве с коллективом «Nuclear Losь», и вышедшие на сцену сразу за ними гости из Питера «Тесто», с ходу исполнившие русское народное регги о космонавтах, которые «работали дружно, потому что нужно». Так прошло несколько часов – и за активно-подпрыгивательным (дабы согреть находящиеся в ботиночках на тонкой подошве ноги) прослушиванием склонной к джазовым импровизациям «Груни» мы чуть было не проворонили последний автобус, уходивший из Заельцовского парка в одиннадцать вечера. По радио в автобусе играли, правда, всякую гадость, но этно-впечатлений нам теперь хватит на год вперед.

{igallery 31}