07.01.2012

КАК ПРЫГАЛИ ЗАЙЦЫ В 2011 ГОДУ: БЛИЖНИЙ СВЕТ

     Надеюсь, вы догадываетесь, почему именно зайцы? Символ года всё-таки. А сам он пролетел как ракета (кстати, кто уже забыл, в 2011-м мы отмечали пятидесятилетний юбилей первого полёта человека в космос!). О многом хотелось написать, но просто физически не хватало ни рук, ни времени. По истечении же года мне пришла в голову идея в сжатой форме наверстать упущенное путём субъективного, но обстоятельного определения самых примечательных альбомов. Короче, вознамерился поймать сразу двух зайцев. А вот EP и синглы при обзоре пришлось оставить побоку, поскольку и так, получилась вовсе неклассическая десятка. Сразу уточняю, что перечень вовсе не претендует на звание абсолютной истины, и ведётся строго в алфавитном порядке. Ну а теперь, наконец, приступаем к делу! Начнём, пожалуй, с ближнего света. Чуть позже рассмотрим дальний.

КАК ПРЫГАЛИ ЗАЙЦЫ В 2011 ГОДУ: БЛИЖНИЙ СВЕТ

 

2011 знаешь что я делала

 

OBE DVE  // Знаешь, что я делала
Obe Dve, 2011

     Екатеринбургская группа, образовавшаяся вокруг двух очаровательных барышень, даёт слушателю, что говорится, секса и рок-н-ролла. Нежная, дерзкая и обворожительная – с таким роком у нас завсегда была напряжёнка. Теперь, благодаря «Обе Две», кажется стало полегче. Совершенно неудивительно, что пластинку «Знаешь, что я делала» сравнивают с мумийтролевской «Морской». Это настоящий прорыв. Песни о любви, физической и духовной, о женских штучках и женских же интересах так ярко и убедительно звучали лишь в прошлом у «Виа Гры». Смесь рока, трип-хопа и диско, несколько удачных каверов (не вошедших на пластинку) и стопроцентное попадание в яблочко с клипом про отвязную девочку на заглавную песенку – вот рецепт успеха от молодого коллектива, дважды за год посетившего наш город и по-ломовому отыгравшего под дождём на «Интерре».

>>> Читать рецензию >>>

 

2011 внутри меня

 

SANDAL // Внутри меня
Ermatell, 2011

     Вторая пластинка замечательного новосибирского дуэта, объединённого узами брака и родившимся в этом году ребёнком. Альбом «Внутри меня» будто эпос из материнских песен-колыбельных, улюлюканий женщиной своему чаду, пока муж-охотник с ружьём или копьём бегает в поисках пищи. Из одних и тех же уст льются традиционная сибирская, армянская, молдавская, арабская и персидская мелодики, а также авторские произведения Сергея Старостина, Евгении Жуковской и Дмитрия Ржаницына, и неожиданная кавер-версия битловского «Норвежского леса».

 

2011 zorge

 

ZORGE // Zorge
Союз, 2011

     Новый коллектив лидера распавшейся в 2010 году Великой Русской группы «Tequilajazzz», обратившись к общественности за финансовой помощью, записал и выпустил одноимённый дебютный альбом. Изящный и красивый, ласкающий слух, как гармонией, так и стихами Евгения Фёдорова, он одновременно подобен туристическому путеводителю по карте мира, будто составленному самим Жюлем Верном, и винной энциклопедии. Признаем, «Zorge» почти не отличим от последних работ Тzzz, но окличен, как главное открытие года. Наверное, потому что с яркими открытиями выдалась ощутимая напряжёнка, а Фёдоров, как в шторм, так и в штиль, сочиняет удивительные и ёмкие песни. От раза к разу, он становится проще и целомудреннее – однако эта простота, по сути, недосягаема, как вершина какой-нибудь горы.

 

2011 юла

 

АУКЦЫОН // Юла
Геометрия, 2011

     Одно из самых главных достояний нашей музыкальной культуры питерская группа «Аукцыон», в отличие от Леонида Фёдорова соло, не частит с выпуском альбомов – и поступает правильно. Потому как не надоедает пустозвоном и воспринимается исключительно как вишенка на торте. Как по мне, «Аукцыон» вообще не подходит для каждодневного прослушивания. Но зато в нужный момент и в подходящем расположении духа – это самый что ни наесть эликсир бодрости и вечной молодости. На «Юле» мы не услышали каких-либо кардинальных изменений – всё как всегда – да и нужны ли они группе, которая уже давным-давно стала явлением? Впрочем, и сегодня её диковатая экзотика большинством остаётся недопонятой. Тот же digi-pak, оформленный «детсадовскими» рисунками Артура Молева, вызывает скорее недоумение, нежели осознание гениального концепта авангардистов. Ну и ладно. Мы же почтительно склоняем голову перед музыкантами.

 

2011 мода

 

БРАВО // Мода
Союз, 2011

     Нестареющие московские стиляги и неисправимые романтики во главе со своим худруком Евгением Хавтаном за почти тридцатилетнюю историю ансамбля записали столько всенародных хитов, что им простительно треть этого срока попросту динамить слушателей с выпуском нового альбома. В отличие от предшествующей «Евгеники», которую одни шутливо называют «Хавтаникой», а другие на полном серьёзе воспринимают как памятник звёздной болезни легендарного музыканта, «Мода» уж точно не безупречная пластинка. Однако эти артисты знают своё дело – и попробуй заткнуть их за пояс! Очевидно, Хавтану, в прошлом боявшемуся стоять у микрофона, полюбилась роль солиста, поскольку он вновь делит песни с Робертом Ленцом поровну. На пластинке обнаруживается кавер «Джаза на орбите» хавтано-оберманекеновского проекта «Микки Маус и Стилеты», а также цитата из «Плохого, хорошего, злого» Эннио Морриконе в одноимённой песне. В целом, как того и следовало ожидать, ансамбль «Браво» записал очень светлую и рок-н-рольную пластинку, которую вполне можно поставить вечером.

 

2011 tzar vasilich

 

ВАСЯ ВАСИН // Tzar Vasilich
Союз, 2011

     «Tzar Vasilich» - это, прежде всего, дифирамбы тусам и прямое самовосхваление Васи Васина. Неустаревающий олдскул, но без участия однополчан Носа и Данилы Смирнова, как и без гостей, которые в массовом порядке отметились на «Новых Кирпах». Фразочки «Давайте веселиться» и «Давайте развлекаться», по-прежнему, у В. самые любимые. Кажется, что ещё песня-две – и у него совершенно исчерпается словарный запас, но практика показывает, что даже из лексикона Эллочки-людоедочки получается неплохой конструктор. Главное – уметь ими оперировать и, конечно, настроение. Некоронованный царь в этом – настоящий спец.

 

2011 иначе p.s. 2

 

ДДТ // Иначе + P.S.
Navigator, 2011

     Довольно толстенькая коробень содержит в себе приятно оформленный буклет, как говорится, с начёсом и сразу два рождённых в муках альбома обновлённой группы батьки Шевчука. Нынче в «ДДТ» уже не осталось никого из старой гвардии. И вообще, всему коллективу грозил роспуск в случае, если бы Юрий Юлианович не доказал самому себе, что не исписался и не затупил зубы. Пластинка «Иначе», резкая по подаче и жёсткая по форме, была обозначена, как доработанное и детально более подробное продолжение недооценённого «Мира номер ноль», вышедшего в 1999 году. В результате получился весьма пафосный и злой политизированный труд. Ощущение, что бывший учитель рисования возжелал написать учебник современной истории – получилось необъятное полотно, целая панорама. Воспринимается не всегда просто и местами утомляет (всё-таки не достаёт лаконичности «Мира»), но надо отдать должное: Шевчук – мужик принципиальный, не прогибающаяся личность - и поэтому его слово и действия достойны уважения. «P.S.» - альбом со звуком попривычнее и помягче, представляет из себя сборник песен за разные года (старейшая «Хич» датирована 1985 годом), и здесь даже представлено несколько лиричных произведений. Однако, кому нужна очередная «Осень», вряд ли получат искомое удовольствие.

 

2011 делай меня точно

 

ДЕЛАЙ МЕНЯ ТОЧНО
Афиша / Navigator, 2011

     Трибьют славной, дерзкой и во многом изменившей российскую музыку во второй половине 90-х, записывали почти все главные молодые силы, либо находящиеся в сию минуту на слуху, либо потенциально являющиеся таковыми. Публиковался дозировано по одной песне на сайте журнала-инициатора идеи на протяжении нескольких месяцев, затем представлен на отдельной сцене фестиваля «Пикник Афиши» - и, как итог, выпущен в виде солидного, информативного и приятного для глаза, но урезанного по отношению к электронной версии издания, завидя которое обыватели недоумевают: «А что разве «Мумий Тролль» такая старая группа, раз ей делают трибьют?» Какова была бы их реакция, не заглохни подобный проект с участием рок-звёзд первого эшелона десять лет назад?! Снабжённый как удачами вроде «Доли риска» в исполнении «Cheese People» и «Забавы» засиявших в этом году «Obe Dve», так и некоторыми проколами, сборник «Делай меня точно» можно рассматривать как дань уважения знаковой группе современности, однажды изменившей нас; и как экспресс-средство для знакомства с реальной картиной происходящего в актуальной современной отечественной музыке.

>>> Читать рецензию >>>

 

2011 существо

 

ДЕЛЬФИН // Существо
Дельфин / Яндекс, 2011

     «О чём ты плачешь, мой герой?» - эти слова из песни «Ждут» во многом характеризуют настроение седьмой номерной сольной пластинки Андрея Лысикова. Каждая из них, как и альбомы всех создававшихся артистом проектов, претерпевала изощрённые рискованные изменения, заводившие его то в тень андеграунда, то выводившие на свет всеобщего внимания и интереса. Пластинка, ожидание которой длилось ровно четыре года, пожалуй, впервые их лишена, а брутальных находок проекта «Туннель» - тем паче. Поскольку очевидно является продолжением «Звезды» и «Юности». Разве что, звучит она ещё мягче и спокойнее. «Первый канал» и «Европа Плюс» раньше могли только мечтать об этом, а сейчас виновато отводят взгляд, потому как не имеют аргументов, способных объяснить отсутствие подобной музыки в своём эфире. Когда-то песни со «Звезды» в полушутку называли «колыбельными для взрослых» - применительно к «Существу» это определение оказывается ещё более уместным.
     Честно говоря, возникало опасение, что Андрей и Павел в этот раз подкачали (это опасение повторяется каждый раз), но, похоже, они со своим минимализмом, драм-машиной, холодом, кое-где даже, простите, цоевским, вновь утёрли всем носы. А где же ожидаемая бескомпромиссная агрессия? Знаете, Дельфину, к которому накрепко привязан ярлык «поэта чёрной лирики», давно хотелось записать что-то светлое – и это его «Существо»! Пустяки ведь, что финальное «Всё» создаёт убедительное ощущение того, что начался апокалипсис?

 

2011 дали

 

ИВОЛГА // Дали
Ermatell, 2011

     Второй альбом новосибирской этно-фьюжн группы, которой руководит музыкант Алексей Суровяк. Ретивая и радужная музыка на основе родного фольклора, изобретательное подмешивание с точностью ювелира нехарактерных для него инструментов и стилей, ремиксы и исключительно приятные впечатления от приобщения к истокам.

>>> Читать рецензию >>>

 

2011 новые кирпы моо фок

 

КИРПИЧИ // Новые Кирпы моо фок
Кирпичи, 2011

     Юморной олдскульный рэп – вот что получается у «Кирпичей» хорошо и вкусно, а не всякие там серьёзности. Поняв это после череды неудачных пластинок, питерские музыканты почти реабилитировались в 2009-м за счёт крепкого миниальбома «Главклуб» и двойного сольника Васи В. «Демонстрация достижений». Слава богу, в 2011-м они не свернули с этой лыжни – и выдали «Новые Карпы моо фок», настоящий булыжник с нахальной читкой про отношение к русскому рэпу, СМИ, а также, не углубляясь в политику, к происходящему в стране и родном городе. Ребята немного побаловались с абстрактным хип-хопом, а ещё записали со Шнуром эпохальный дуэт «хором поёт мощный русский народ».

>>> Читать рецензию >>>

 

2011 хна

 

ЛЕНИНГРАД // Хна
Шнур'ок / Союз, 2011

     Чего только за время своего существования «Ленинградовцы» не перепробовали – меняли жанры, записывали альбом без матов, расширяли и урезали состав, распадались и собирались вновь, записывали саундтреки к существующим и несуществующим фильмам, участвовали в коллаборациях, выпускали собственный сборник, не говоря уже об актёрской и телевизионной практике Шнурова. А вот женской пластинки с солисткой на первом плане ещё действительно не было. «Хна» - это звёздный час для бэк-вокалистки Юлии Коган и новый виток в истории оркестра в целом. Не проблемная, конечно, работа - ну а чего ждать от диско? Девушкам нравится, и танцуется на раз-два. Опять же к месту Сергей Владимирович задаёт риторический вопрос «Какой в п... рок-н-ролл?».

>>> Читать рецензию >>>

 

2011 вечный огонь

 

ЛЕНИНГРАД // Вечный огонь
Ленинград, 2011

     Второй альбом группировки за одиннадцатый год выдержан в блатной манере – и здесь Коган со Шнуром поют в дуэте. Почему-то, по отдельности часть из этих песен производила не самое благодатное впечатление, но когда вместе – всё снова весьма концептуально. Даже вместо «синего цветка» представляется газовый изолятор. А за озвученную неоспоримую мудрость, что «любит наш народ всякое говно» отдельная увесистая благодарность! Жаль, на альбоме нет той версии, на которую снят клип, где примирившиеся Шнуров, Noize MC и примкнувший к ним Вася Обломов втроечка изображают гопников на толкучке. По-моему, вышло очень смешно. Ну и про эволюцию «в дельте Невы» самого поганого блюза в самый поганый джаз, потом в самый поганый рок, а потом в самый поганый рэп («Прогресс») - тоже полезная песня!

 

2011 весёлые картинки

 

ЛЯПИС-ТРУБЕЦКОЙ // Весёлые картинки
Союз, 2011

     Во второй половине прошлого десятилетия эти белорусские паяцы пересмотрели собственное мировоззрение, поставив крест на репертуаре, посвящённом всевозможным морячкам, лопушкам и простачкам, и переквалифицировались в одну из самых ярких политизированных групп – за что у себя на родине оказались в опале, а у нас стали признанными героями альтернативной культуры. Завершив сатирическую трилогию «Капитал-Манифест-Буревестник», ляписы перешли к более серьёзным (не смотря на название альбома) песням. Жизнеутвердительная мудрость «Я верю» и кавер на антивоенное рэгги «Африка» калининградского «Комитета охраны труда»» уже поистине стали народными.

 

2011 повести и рассказы

 

ВАСЯ ОБЛОМОВ // Повести и рассказы
Монолит, 2011

     Помимо своего основного коллектива «Чебоза», Василий Гончаров балуется сочинением сатирическо-политического и социального рэпа. За своего, конечно, его никакие кланы не считают, но и идеологически они с ним не однородные артисты. В 2010-м под псевдонимом «Вася Обломов» ростовский музыкант записал хит года про «Магадан», в котором простебал и министра культуры с его айфоном, и вкусы целой могучей страны. Продолжения мало кто ждал, но Гончаров насобирал в этом ключе аж целый альбом. Далеко не все «Повести и рассказы» оказались с юмором – например, удачно подошедшее для исполнения на митинге против фальсификации результатов выборов, осовремененное стихотворение «С чего начинается родина?», в котором слышится искренняя горечь от происходящего. Стало быть, проект существует не только ради хохмы. Хотя правильно высмеять действительность ещё как важно.

>>> Читать рецензию >>>

 

2011 русская дорога

 

ИГОРЬ РАСТЕРЯЕВ // Русская дорога
И. Растеряев, 2011

     Интернет-сенсация, самородок из народа, простой парень с гармонью, исполнивший незамысловатую песенку про негламурных и немодных пацанов-«Комбайнёров» с одной стороны, и, как оказалось, актёр питерского театра – с другой, почти мгновенно полюбился завсегдатаями «YouTube» и «Вконтакте», попал в эфир «Нашего Радио», и даже успел проехался с гастролями по стране. Растеряева справедливо сравнивают с Александром Башлачёвым (но с гармонью), Николаем Расторгуевым (но без продюсера), группой «Ноль» (но без наркоманской романтики), Василием Шукшиным (но не в прозе), Владимиром Высоцким и даже Томом Уэйтсом. Весьма лесные сравнения, согласитесь? Вспомнили и Сяву – но то были злопыхатели. Прославляющий, увы, хиреющую на глазах, русскую деревню, Игорь при записи дебютного альбома принципиально отказался от привлечения каких-либо ещё инструментов и дополнительных звукоэффектов, дабы не лишить своё творчество собственно колорита. Вслед за шутейным, но не лишённым зерна, произведением последовали номера посерьёзнее и глубже. Набралось не так много (семь + пять рассказов + четыре видео). Но ведь задачей было, прежде всего, показать, что артист существует, и что он далеко не фрик из сети с однодневной историей. Да и, как известно, всё гениальное просто, а краткость – вообще сестра таланта.
     Мало кто видел, но у «Русской дороги» существует воплощение на физическом носителе с весьма забавным оформлением. Не часто появляются исполнители, которые без показного рычания любят Родину, а их песни подобны струйке берёзового сока из ствола раненого дерева. Растеряев именно такой.

 

2011 вася совесть

 

АЛЕКСАНДР Ф. СКЛЯР // Вася-Совесть
Союз, 2011

     Экс-лидер «Ва-Банка» способен оставаться душевным, даже когда посвящает целый альбом своему любимому персонажу, маньяку-карателю, впервые проявившему на саундтреке к пелевинской «Нижней тундре». Помимо основного музыкального материала к пластинке прилагается небольшая аудиокнига с рассказом о народном мстителе и палаче. Но Вася-Совесть не единственный герой данного альбома – в частности, одну из песен Александр Феликсович исполняет от лица небезызвестного революционера Че Гевары. Где с плотным напичканным примочками звуком, где под гармошку и фортепиано, где попросту под гитару - интеллигентный Скляр всегда остаётся мастером, не теряющим ни стиля, ни обаяния.

 

2011 флэшка

 

СБПЧ // Флэшка
Союз, 2011

     Самое большое простое число на сегодня равно 243112609 – 1. Оно состоит из 12 978 189 цифр. Попытку запомнить название этой группы в таком математическом виде можно моментально приравнять к мазохистскому желанию рано поседеть или потерять волосы вовсе. Что уж говорить про «Ассоциацию Содействия Возвращению Заблудшей Молодёжи На Стезю Добродетели» - после этого математического упражнения и язык суахили дастся легче! Третий альбом проекта, устремившегося к центру простоты и разумной понятности и заигравшего ни что иное, как весьма далёкий от IDM пост-панк. Под логотипом «Ёлочных игрушек» музыканты Александр Зайцев и Илья Барамия продолжают играть в привычном для них стиле, но здесь они меняют электронные инструменты на гитары, а Кирилл Иванов вместо речитатива пытается петь – получается и модно, и оригинально. СБПЧ сегодня как Шумовский «Центр» в восьмидесятые – остроумный и энергично-танцевальный. Чего только стоит вдохновлённый интернет-мемом боевик «Живи хорошо!»

Своего рода бонус: 

80767053 large 1323082104 Vysotskiy

 

ВЫСОЦКИЙ. СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ
Первый канал / Columbia, 2011

     Если говорить о кино про музыку, либо о музыкальных фильмах, пожалуй, самым примечательным в 2011 году стал лидер проката биографическая драма «Высоцкий. Спасибо, что живой», снятая режиссёром Петром Бусловым, известным по «Бумерам» и телепрограмме «Наша Russia», по сценарию сына великого актёра и поэта Никиты. Изменённые имена, предприимчивые КГБшники, беспрестанно следящие за передвижением героев, и 4 дня из жизни усталого от неё наркомана с перекошенным от дорогого грима лицом, к которому на всех парах с набитой морфием сумкой мчится молоденькая любовница. После злополучного, и в действительности не состоявшегося, концерта, приняв, казалось бы, спасительную дозу, Владимир Семёнович нахраписто торгуется на рынке с продавцом ковров, а, вернувшись в гостиничный номер, переживает клиническую смерть. Однако основная интрига развернулась вокруг самой картины. До сих пор остаётся загадкой, кто исполнил главную роль - Безруков, Вдовиченков или кто-то иной. Интрига приковывает к экранам массового зрителя и с лихвой возвращает вбуханные «Первым каналом» в рекламу деньги. К сожалению, после просмотра многие начинают ошибочно и уничижительно судить о величине артиста, ссылаясь на его недостатки и слабости.

P.S. Ещё в 2011 году вышел трибьют культовому новосибирскому музыканту Антону «Кузе» Полянскому, а также снят фильм об истории сибирского рока «Сибирский Вудсток». Ну а сайт «Другой NSK», если вы помните, собрал две компиляции с нетипичной музыкой. Вот ПЕРВАЯ! А вот ВТОРАЯ!

>>> Отправиться в ДАЛЬНИЙ СВЕТ >>>